Цели:
- учить выразительному чтению через эмоциональную окраску;
- способствовать развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям;
- обратить внимание обучающихся на отношение автора к своим героям;
- вызвать желание оберегать животных.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Определите жанр произведения, которое читали дома. Название рассказа? Кто автор? Назовите героев.
- Я сегодня очень удивилась, увидев ваши работы. (На доске выставка рисунков котенка) Объясните, что вы сделали?
- Каким вы представили себе котенка? Работа по рисункам, картинкам. (Пишу на доску): пушистый, серый, полосатый, шустрый, глупый, забавный, игривый.
- Каково ему там под шляпой? (Несчастный, испуганный, растерянный).
- Какой рисунок котенка больше подходит по описанию к рассказу? Почему?
3. Выборочное чтение.
- Поработаем над первой частью.
- Найдите и прочитайте, как котенок оказался под шляпой.
- Скажите, где сидели Володя и Вадик? (В комнате).
- Чем они занимались? (Рассматривали картинки).
- Какой рисунок вы бы нарисовали к этой части? Словесное рисование.
4. Подготовка к выразительному чтению. Работа по второй – четвертой части.
1) Словарная работа.
- Прочитайте выражения:
- напугаться
- трястись от страха
- Есть ли разница в значении слов?
- Какое выражение использовал автор?
- Найдите часть, из которой видно, что мальчики очень напуганы? (2-я часть.)
- Как чувствует себя человек, если он напуган? (Боится.) Какой у него должен быть голос? Представьте себя на месте этих мальчиков. Подготовьтесь про себя прочитать эту часть (2-ю) и передать голосом состояние страха.
Проверка (2–3 человека) вслух.
- Как вы думаете, кому лучше удалось передать состояние страха?
2) – Давайте прочитаем выразительно «цепочкой» 3-ю часть рассказа, посмотрим, как изменилось состояние мальчиков.
Чтение.
- Как мальчики обсуждают сложившуюся ситуацию и принимают решение? (спокойно, уверенно, по-деловому).
3) – Прочитаем 4-ю часть: закончим чтение рассказа, узнаем, как мальчики разгадают секрет живой шляпы.
Фронтальный опрос. Чтение вслух(3 человека)
- Как мальчики узнали, что под шляпой котенок?
5. Работа по иллюстрациям учебника (в группах)
- На карточках записаны предложения из рассказа.
Задание: Прочитать предложение, выбрать к какой картинке подходит.
Проверка: по-порядку.
- У кого записано предложение, которое подходит к 1-й картинке? Прочитайте. Согласны?
- Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шляпу.
- Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась.
- Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
- – Сейчас я ее как тресну кочергой! – говорит Вадик.
- Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал.
- Вадик схватил Ваську и давай его обнимать.
Рисунок 6. – Выразите свое отношение к мальчику, который обнимает и ласкает котенка.
6. Обобщение.
- Ваши впечатления о прочитанном рассказе?
- Что автор Носов хотел сказать своим рассказом?
- Определите идею (главную мысль рассказа).
7. Д/з. Читать по ролям; схема анализа произведения; подумать, может быть с вами случалось такое когда-нибудь.
Резерв.
- А теперь можем насладиться чтением всего рассказа. Что значит «насладиться чтением»? (Читать выразительно, громко, четко). Голосом выразить свое отношение к героям рассказа.