Цель урока: Выяснить условия плавания тел в жидкости, усвоить их на уровне понимания и применения, с использованием логики научного познания.
Задачи:
- теоретически вывести условия плавания тел в жидкости;
- установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел;
- продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них выводы;
- научить учащихся решать качественные задачи;
- проверить усвоение нового материала;
- развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
- воспитание интереса к предмету;
- закрепление правил поведения на воде;
- знакомство с методами научного познания и их взаимосвязи;
- воспитание культуры в организации учебного труда.
Оборудование:
- проектор, экран;
- компьютеры с тестами по количеству учеников;
- на 2 человека набор: два стакана с водой, грузики: деревянный и железный, фольга, кусочки картошки, соль, палочка для размешивания, масло и пипетка;
- опорные конспекты по количеству учащихся.
Ход урока
(Урок сопровождается показом презентации – <Приложение 1>)
Оргмомент. Беседа о временах года, о лете, о купании в водоёмах, плавании человека.
Объявление темы урока. (Слайд 1)
Актуализация знаний.
Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды?
А какие тела тонут в воде?
А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела?
Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.
Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.
(Дети отвечают: Айсберг. Учитель показывает Слайд 2 и обращает внимание на подводную часть айсберга).
А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?
(Учащиеся путаются в ответах.)
Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы.
А вы хотите всегда правильно отвечать на вопрос: будет плавать или тонуть тело в той или иной жидкости?
Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему.
Проблема.
Выяснить: Каковы условия плавания тел в жидкости.
Ребята, а вы знаете, какой учёный изучал плавание тел? (Дети отвечают: Архимед, показать Слайд 3 с фото скульптуры учёного).
Решение проблемы - изучение нового материала.
И начинаем шагать к нашей цели маленькими шажками.
Поработаем с опорными конспектами <Приложеие 2> – карточками к уроку, но сегодня они полностью не дописаны.Вам самим нужно в течение урока их сделать.
Выполняем первое задание на карточке к уроку.
Задание 1. Обозначьте силы, действующие на тело, плавающее внутри жидкости.
(Дети выполняют задание, проверяем вместе, используя слайд 4).
Проведём опыт 1. Перед вами стакан с водой и два бруска: железный и деревянный. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в воде. Опустите их в стакан с водой.
(Дети проводят опыт и выполняют Задание 2, проверяем по слайду 5).
А теперь сделайте вывод об условиях плавания тел в жидкости.
(Учащиеся заполняют схему на карточках, сравнивая Архимедову силу и силу тяжести, действующие на тело, проверяем по слайду 6).
Итак, мы решили проблему?
Как вы думаете, удобно ли нам использовать полученные условия плавания тел для определения: будет ли тело плавать или тонуть в той или иной жидкости?
(Дети отвечают, что неудобно, слишком долго придется вычислять).
Гипотеза не доказана. Значит, проблема решена не до конца. Продолжаем исследования.
Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?
Проведём опыт 2. У вас два стакана с водой, соль, кусочки картошки. Попробуйте доказать своё предположение. (Дети проводят опыт, они скорее всего догадаются, что в один из стаканов нужно добавить соль).
Вывод: в пресной воде картошка тонет, а в солёной плавает. Значит, условие плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела.
Докажем это ещё и теоретически.
Запишите формулу, выражающую закон Архимеда. (Щелчок по слайду 6).
Запишите формулу для вычисления силы тяжести (Щелчок по слайду 6).
Какие одинаковые величины входят в обе формулы? А какая отличается? Значит, условие плавания тел будет зависеть от плотности веществ.
Допишите в опорный конспект условия плавания тел, используя понятие плотности вещества.
(Проверим по слайду 6).
Вернёмся к моему вопросу.
А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?
(Учащиеся с лёгкостью правильно отвечают на вопрос, используя таблицу плотности веществ).
Поработаем с таблицей плотностей веществ.
- Пользуясь таблицей плотности, определите, тела из каких металлов будут плавать в ртути, а какие тонуть?
- В какой жидкости утонет лёд?
- Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему?
- Кирпич тонет в воде, а полено всплывает. Значит ли это, что на полено действует большая выталкивающая сила?
- Будет ли плавать в воде стеклянная бутылка, заполненная водой?
- А будет ли в ртути плавать стеклянная бутылка, заполненная ртутью?
- В какой воде и почему легче плавать?
Посмотрите, как человек плавает в Мёртвом море, плотность солёной воды которого значительно больше плотности пресной. (Слайды 7-8).
Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости.
Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?
Проведём опыт 3. Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.
Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.
Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка.
Последовательность проведения опыта.
Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла . Опустите пипетку на глубину 3–4 см в стакан с водой.
Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды.
На основе проделанного опыта сделайте вывод.
Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.
Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела подчиняются условиям плавания тел.
- Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?
Продолжим беседу о жидкостях.
Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин. (Задача на карточке).
1)Укажите порядок расположения жидкостей.
Проверить по слайду 9.
2) В этот сосуд бросили три шарика: парафиновый, пробковый, фарфоровый.
Нарисуйте, в какой части сосуда будут находиться эти шарики.
Для проверки правильности выполнения задания включить слайд 10 или анимацию «Три жидкости» <Приложение 4>.
Учёные придумали интересный прибор – ареометр. Посмотрите. (Показать прибор в действительности и на слайде 11). Он представляет собой стеклянную трубку, запаянную с двух концов, на донышке трубки обычно насыпают песок. Прибор плавает на поверхности жидкости. Как вы думаете, для чего нужен этот прибор?
На первом рисунке ареометр плавает в воде. Как изменится его расположение, если его погрузить в серную кислоту? (Работа со слайдом 12).
А теперь проверим, как хорошо вы усвоили новый материал. Поможет нам в этом компьютер. (Если нет возможности использовать большое количество компьютеров на уроке, я предлагаю и печатную версию теста <Приложение 3>.)
Напомнить ребятам правила работы с компьютерным тестом.
(Для учителей: Папка <Приложение 5>.размещается на диске С компьютера. Тест запускается файлом Плавание тел – 7 кл., который в папке Exam, можно этот файл вынести и на рабочий стол)
Компьютерное тестирование <Приложение 5>.
Подведение итогов тестирования, работа над ошибками, которые показал компьютер.
Домашнее задание. (Напечатано в опорном конспекте).
Проводим опыт 4.
Сделайте из фольги маленький кораблик, положите на поверхность воды. Кораблик плавает.
А другой кусочек фольги плотненько сверните в комочек – он тонет. Почему же одно и тоже тело ведёт себя по-разному?
Домашнее задание.
- Почему фольга в форме кораблика плавает на поверхности воды, а плотно свёрнутая – тонет?
- Подумайте, почему корабли, сделанные из железа, плотность которого гораздо больше плотности даже солёной воды, не тонут в море?
- § 50 прочитать, выучить условия плавания тел, ответить на вопросы
- Упр.25(1,2)- устно
Любителям географии. Большое Соленое озеро, расположенное в США, в западном штате Юта, 120 км в длину и 80 км в ширину. Это самое большое озеро Запада Америки. Но катание на лодке здесь не радует. На водных лыжах кататься тоже рискованно: падение грозит... переломом костей! То же самое относится к нырянию. Был случай, когда подросток, отмахнувшись от советов, разбежался и нырнул. Вытащили его со сломанной шеей. Ударился он не об дно, а о... воду. И не удивительно: анализ показывает, что в ней содержится до 25 % твердых веществ, главным образом, окаменевшей соли. Плыть в такой воде нелегко.
Есть ли на Земле ещё похожие водоёмы?
Любителям литературы. Какой писатель в своём произведении описал поведение животных и человека в этом водоёме?
Любителям биологии. Объясните, как рыбки легко могут изменять глубину погружения.
Литература:
- Учебник «Физика-7», автор Громов.
- Марон «Дидактические материалы по физике», 7класс