Применение активных форм обучения на уроке изобразительного искусства как способ здоровьесбережения школьников

Разделы: МХК и ИЗО


«Искусство – это время и пространство,
в котором живёт красота человеческого духа.
Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство
выпрямляет душу. Познавая ценности искусства,
человек познаёт человеческое в человеке,
поднимает себя до прекрасного…»
В.А.Сухомлинский

В настоящее время назрела необходимость определения истинного значения и места художественно-эстетического обучения и воспитания школьников в процессе становления и формирования личности.

А.Г. Сайбединов в своей книге «Диалоги с душой»[4] сравнивает образование с «лодкой, в которой нужно доплыть до острова счастья, и по обе стороны этой лодки сидят гребцы – «учителя», успешно гребущие к этой заветной цели. Лодка накренилась оттого, что учителей, сидящих на одной стороне и представляющих традиционный блок обучения, так называемые, «основные предметы» гораздо больше, чем учителей образовательной области «Искусство». Естественно, лодка идёт по кругу, пугая своих пассажиров тем, что вот-вот затонет, а они усиленно вычерпывают воду, реформируя и совершенствуя всевозможные предметы и механизмы для выгребания воды, вместо того, чтобы задуматься: отчего крен…»

Этот спор можно оценивать как вечный спор за гармонию жизни. Именно этот спор лежит в основе духовного кризиса общества. И очень важно осознать то, что духовность, соприкосновение с нравственными ценностями, не только с теми, которые уже состоялись в культуре, но и с теми, которые ты обрёл сам, в своём созидательном поиске, внимательно вглядываясь в мир, очень влияют на формирование человека.

Уникальность и значимость уроков изобразительного искусства в том, что в современной логизированной школе они играют совершенно особую роль – развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Изобразительное искусство, да и искусство в широком смысле, непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата.

Дойти до этой цели помогают различные технологии и методы, которые применяет учитель на своём уроке. Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Н. Басина, О.Суслова считают, что «природа ребёнка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь чувственным аспектом познания»[1] Поэтому, в отличии от обычного урока, где ведущей формой мышления является рационально-логическая, и дети осваивают какое-либо  понятие или реальность, тогда как на уроке искусства ребёнок мыслит образами и познаёт отношение к реальности. Исходя из этого, на уроке изобразительного искусства ученику предлагается не просто нарисовать, например натюрморт, а представить его образ,– какой он, весёлый или грустный, радостный или задумчивый. Не просто изобразить клоуна в цирке, а понять характер, душу этого клоуна. И изобразить уже не само явление, а своё собственное отношение к этому явлению. А для усиления эмоционального воздействия на ребёнка применяются активные формы обучения. Например, театральная педагогика или арттерапия.  Ребёнок, вживаясь в образ, вникая в суть, внутренне освобождается, снимаются комплексы, он учится доверять. Доверять товарищам, учителю, себе. Коллективно-индивидуальная работа учащихся позволяет в полной мере погрузиться в творчество, насладится его результатом.

Рис. 1. «Учимся доверию»

Рис. 2. «Дети вживаются в образ»

Для создания эмоционального настроя на уроках применяется музыкальное сопровождение. Музыка играет важную роль – она создаёт атмосферу происходящих событий. Она помогает сориентироваться в мире своих эмоций и, усиливая их, способствует тому, что они выходят из подсознания ребёнка и оформляются в процессе рисования в конкретный образ. Американские специалисты под руководством Даймонта исследовали воздействие музыки на человека и выявили следующую закономерность: классическая музыка, фольклорная, джазовая т рок-н-ролл повышают креативные функции человека и оказывают развивающее действие.

Программы воздействия музыки на человека

Музыкальные произведения

Воздействие на человека

1

Бах «Кантата №2
Бетховен «Лунная соната»
Прокофьев «Соната «Ре»
Франк «Симфония ре-минор»

Уменьшаются раздражительность и разочарование, повышается чувство бренности жизни и своей принадлежности к природе, частью которой мы являемся.

2

Шопен «Мазурка» и прелюдии
Штраус. Вальсы
Рубинштейн «Мелодия»

Уменьшается чувство тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего.

3

Бах «Прелюдия» и фуга «Минор»
Чайковский «Шестая симфония», часть 3
Шопен «Прелюдия»
Лист «Венгерская рапсодия» №2

Поднимается жизненный тонус: улучшается самочувствие, повышается активность, улучшается настроение

Таким образом, на занятиях музыкальное пространство и мелодия, обретая новую жизнь в цвете и линии, становятся видимыми, а цвет и линия на листе бумаги начинают дышать и звучать.

Изобразительное искусство – это особый предмет. Освоение художественных техник не даёт гарантии создания гениального произведения. Искусство должно не только изучаться, но и проживаться. Ребёнок приходит на урок искусства не только для того, чтобы посмотреть слайды, узнать о произведении и выполнить работу на заданную тему. А для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, т.е. приобрести эмоционально-нравственный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира. Иными словами ребёнок учится делать оценку окружающей его действительности. А оценка – это способность человека осознавать и формировать собственное отношение к окружающему миру и самому себе.

Каждый урок искусства, независимо от темы, должен формировать у ребёнка качества, которые отвечали бы представлениям об истиной человечности, о доброте, культурной полноценности в восприятии мира. С уверенностью можно сказать, что на уроках изобразительного искусства мы создаём условия для развития творческого начала, для формирования внутренне свободного человека. На любом уроке образовательной области «Искусство» мало интересно рассказать, показать слайды, изобразить что-либо. Ученик сам должен быть активным участником процесса созидания. Только в этом случае благотворное влияние искусства в полной мере окажет свой терапевтический эффект.

Использованная литература:

  1. Басина Н., Суслова О., С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997.
  2. Кожохина С. К. путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе -  М.: Просвещение, 2006.
  4. Сайбединов А.Г. Диалоги с душой. Изобразительное искусство в школе. – Томск: изд-во «Дельтаплан», 2001.

Приложение.