Урок математики в 4-м классе. Тема: "Правильные и неправильные дроби".

Разделы: Начальная школа


Тип урока:  урок объяснения нового материала.

Цели урока:

  • Образовательная. Дать детям  представление о  правильных и неправильных дробях.  Сформулировать определения правильных и неправильных дробей.
  • Развивающая. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, интерес к математике, коммуникативные способности.
  • Воспитывающая. Воспитывать интерес к русской литературе.

Оборудование для учителя:  таблички с краткой записью задач; круги различного размера, для составления моделей правильных и неправильных дробей; два круга, разделенных на 4 части и один круг, разделённый на 6 частей, карточка - ребус (Елисей),  иллюстрация Елисея.

Оборудование для учащихся: индивидуальные листы с таблицей и заданиями (см. приложение 1),  задания для работы в группах:  круги разных размеров для составления модели правильной дроби, листы с кругами для выполнения проблемного задания.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке математике.

Математику не зря зовут царицею друзья.
К нам сегодня пришли гости
улыбнитесь им сейчас.
Я желаю вам удачи.
За работу, в добрый час.

2. Актуализация знаний  создание проблемной ситуации.  

Отгадайте о  каком  поэте идёт речь:

То были чудные мгновения,
Когда стихи его читал.
«У лукоморья дуб зелёный я с упоеньем повторял…»

Да, верно это о стихах А.С. Пушкина.

Сегодня на уроке математики нас ждёт путешествие в мир удивительных пушкинских  сказок.

О какой сказке  говориться в этом стихотворении:

«С Гвидоном вместе плыл я в бочке
И дно из бочки выбивал,
И злого коршуна у моря
Рукой Гвидона убивал»

(Речь идёт о «Сказке о царе Салтане».)

Мы сейчас туда отправимся.

Работать будем на индивидуальных листах (см. приложение 1 и приложение 2). Индивидуальные листы двух уровней сложности.

Решите задачи по краткой записи, запишите  только ответ.

а) У Белки  80 орехов,  она сгрызла 5\20. Сколько орехов она сгрызла?

б) На свадьбе  у царя Салтана было 800 гостей. 3 % - дети. Сколько детей присутствовало на свадьбе?

в)   Гвидон был за морем 60 минут. Из них 15. минут ушло на полёт. Какая часть времени ушла на полёт?

г) Повариха испекла 8 пирогов, что составило 2/7 от общего числа пирогов.

Проверка  фронтально. 

20, 24, 15/60, 28  

Какое число лишнее? (15/60  - дробь, а остальные натуральные числа.)

Для чего нужны натуральные числа?

Что такое дроби?

Что показывает  знаменатель дроби, а числитель? (Дробь убирается.)

Для чего служат натуральные числа? (Для счета предметов.)

20, 24, 28.

Молодцы, ребята.

Ребята, недавно в газете я прочитала объявление, но в нем забыли указать, к кому обращаться. Может вы мне поможете? Отгадайте автора объявления.

Предлагаю свои услуги:

Работаю за 7.

Могу:

  • запрягать лошадь
  • закупать на рынке продукты
  • нянчить детей
  • печь пироги.

Как вы думаете.  Кто дал это объявление? (Балда.) Из какой сказки?

Балда испек пироги  к празднику (показать картинки),  но не  удержался и часть съел. Осталось лишь 7\4. Работая в группах, вам надо заштриховать  оставшуюся часть – 7/4.

(Выдать по 2 листа.)

По одному представителю от каждой группы попрошу выйти и прикрепить ответ на доску. 

- Ребята, посмотрите, ответы получились разные.

Почему задание вызвало затруднение?

(Нам раньше не приходилось выполнять такое задание, мы не сталкивались с такими дробями.)

В чём особенность такой дроби? (Числитель больше знаменателя.)

До этого мы работали с дробями,  которые называются правильные.

Как  вы думаете, будет называться дроби подобные этой? (Неправильные.)

Сформулируйте тему урока. (Дети формулируют тему.)

«Правильные и неправильные дроби» (Открывается тема.)

Слова – опоры помогут вам сформулировать цель.

Познакомиться с понятиями

Определить отличия (дети формулируют цели)

Цели:

  • познакомиться с понятиями правильная и неправильная дробь;
  • определить  отличие правильной  дроби от неправильной.

Все  открытые нами знания мы занесём в таблицу (в таблице появляется надпись  (правильные и неправильные дроби)

Правильные дроби

Неправильные дроби

 

 

3. Открытие детьми нового знания

Давайте   проверим, есть ли верно выполненное задание?

Надо было заштриховать 7/4.

Что показывает знаменатель дроби? (На сколько частей надо разделить целое.)

Что показывает числитель? (Сколько частей надо взять.)

Значит надо разделить целое на 4 частей и взять 7. (Делю на 4 части.)

У нас 4 доли, а надо  7.

Сколько долей не хватает? Где взять ещё 3 доли? (Взять второй круг.)

Вот я взяла ещё 3 доли от второго круга (беру шестые доли  «ловушка»).

Вы согласны со мной?

Что  неверно? (Надо взять четвертые доли.)

На сколько частей надо второй круг разделить? (на 4)

Сколько взять от второго круга? (3  четвёртые доли.)

Итак,  вот что у вас должно было получиться.

Какая группа выполнила задание верно?

Сравните числитель и знаменатель дроби 7/4  (Числитель больше знаменателя.)

Дробь 7/4 неправильная.

Что больше у неправильной дроби числитель или знаменатель?

Из кругов  и полосок на доске составим модель неправильной дроби.

Какой круг у нашей дроби должен быть больше, который обозначает числитель или знаменатель?

Составим модель на доске, а вы зарисуете в таблицу на листочках. 1 человек у доски.

Правильные дроби

Неправильные дроби

 

Сравните неправильную дробь 7/4 с 1? Она больше или меньше 1?

Почему? Докажите. (Т к. это 1 целое и ещё часть.)

Зафиксируем этот вывод в таблице.

1 человек у доски.

Правильные дроби

Неправильные дроби

 

Какая дробь называется неправильной?

Вывод: Неправильной называется дробь, у которой числитель больше знаменателя  и дробь больше 1.

А сейчас угадайте имя героя зашифрованное в ребусе.

Ели (рисунок) Сей

Из какой сказки этот герой? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях») Картинка.

Елисей в поисках невесты  проскакал  до привала 3/5 , а  после привала ещё 2/5  пути.  Отметим на числовом луче путь Елисея.

На сколько частей разделим целое?

Какое значение соответствует 1 делению?  1/5

Второму делению 2/5, третьему 3/5.  отметим путь до привала дугой.

После привала он проскакал ещё 2/5.  Отметьте точку  куда  прибыл Елисей.

Какая дробь соответствует 1?  ( 5\5) Здесь он нашёл свою невесту. (Картинка.)

Дробь 5/5 это правильная или неправильная дробь? (Кто считает,  что правильная, поднимите руки).

А кто считает, что неправильная?

Будем рассуждать.

Что выражают дроби? (Части единиц.)

А эта дробь выражает часть? (Нет.)

А что она выражает? Она выражает целое число

Значит она какая правильная или неправильная? Сделайте вывод. (Значит она неправильная.)

Что можно сказать о числителе и знаменателе этой неправильной дроби? (ч = з)

Значит  могут быть  неправильные дроби у которых…  продолжите ( ч = з)

Эта дробь больше или меньше 1 (она =1)

Составим модель дроби. 1 человек у доски.

Правильные дроби

Неправильные дроби

 

Расскажите, что  узнали о неправильных дробях.

Вывод:  у неправильной дроби числитель больше или равен знаменателю, а дробь больше или равна 1.

Составим опорный конспект для правильной дроби.

У правильной дроби, что будет больше числитель или знаменатель?  Подумайте, и составьте модель в группах. Возьмите лист и круги.

Работа в  группах. Проверка. Молодцы

Расскажите о правильной дроби.

Вывод: у правильной дроби числитель больше знаменателя и дробь больше 1.

Правильные дроби

Неправильные дроби

Какому математическому действию соответствует дробная черта? (Делению.)

Распространяется ли это правило  на неправильные дроби? (Да, распространяется.)

Попробуйте это доказать по лучу. (5/5  = 1)  5:5 =1

Вывод: Итак,  как  следует рассматривать  черту в неправильных дробях? (Как знак деления.)

Что вы узнали о правильных и неправильных  дробях? (У правильной дроби числитель меньше знаменателя,  и дробь меньше 1.У неправильной дроби числитель больше или равен 1. Сама дробь больше или равна 1).

Правильные ли мы сделали выводы?

Откройте стр. 14. Давайте прочитаем правило в учебнике.

Правильные выводы мы сделали? (да) я поздравляю вас с успешными открытиями. Пришла пора немного отдохнуть.

Физминутка.  « Превращение »

И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он в точку уменьшился,
Шмелем князь  оборатился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму – и  в щель забился.

Мы познакомились с понятиями правильные и неправильные дроби, а сейчас закрепим полученные знания.

5. Первичное закрепление во внешней речи

а). Стр 13  з. 2

С комментированием.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Разделите дроби на две группы.

2/7, 7/7, 3/6, 13/8, 4/9, 15/10

По какому признаку разделили? (Правильные и неправильные дроби.)

А  можно ли разделить по другому признаку?

Проверьте себя.

Правильные дроби 2/7, 3/6, 4/9.

Неправильные дроби 7/7,13/8.,15/10.

Сейчас мы  посмотрим, как вы новые знания можете применять  при выполнении других математических заданий.

Включение в систему знаний и повторение.

Дифференциация по уровню творчества

1 группа.

Старик со старухой открыли завод по производству корыт. Количество изготовляемых корыт записано дробью.

Каким натуральным числам равны дроби?

Запиши натуральные числа.

Найди закономерность в ряду натуральных чисел

2 группа.

Старик со старухой открыли завод по производству корыт. Количество изготовляемых корыт записано дробью.

Каким натуральным числам равны дроби?

Найди закономерность в ряду натуральных чисел  и допиши  дроби.

 Старик поймал на рыбалке а  рыб 10/10 старуха пожарила. Сколько рыб осталось?

Проверка

Читаю задание.  Дети отвечают хором. Фиксирую на доске ответы.16/8 =2., 24/6 = 4. Какую закономерность обнаружили? Какое будет следующее число? Какая дробь соответствует этому числу?

в).  Что означает число10/10-  целое а разделили на 10 частей и пожарили 10. Что же осталось?  Ничего,0.

8. Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Ребята, посмотрите на цепочку из слогов и букв.

МО ЛОК К ДЕР Р Ц

Сейчас вы расставите  между слогами и буквами знаки + и -,  отвечая на вопросы теста. Если вы согласны с утверждением, то ставите между слогами +,если не согласны то –

  • Правильная дробь  не может быть больше 1. ( +)
  • 7/7 – это правильная дробь. (–)
  • Неправильная дробь  больше или равна 1. ( +)
  • 5/8 – это неправильная дробь. (–)
  • Неправильная дробь всегда больше правильной. ( +)

МО +  ЛОК – К + ДЕР – Р  + Ц

Выполните действия со слогами и буквами в соответствии со знаками. У кого получилось слово «Молодец», тот отлично трудился на уроке.

Д/з

1. Выучить правило на стр. 14 по выбору:

а). стр 13 № 9, 12

б) придумать и решить задачу  с дробями  на сказочный сюжет. Оформить на альбомном листе, проиллюстрировать.