Конспект урока в 4-м классе УМК "Школа-2100". Тема: "Расы и народы Земли"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Главная познавательная задача - осмысление того, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных национальностей; родов. Это отражено в основной мысли урока: "Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли".

Познавательные задачи второго порядка:

  • познакомить с первичными представлениями о понятиях "раса", "народ" и "национальность";
  • осознать принципиальное различие в делении людей по расовому и национальному признаку;
  • познакомить с общечеловеческим законом о равенстве всех людей вне зависимости от расовой и национальной принадлежности.

Воспитательные:

  • способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных рас и национальностей, умению видеть в каждом; собеседнике, прежде всего Человека;
  • способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся (использовать в речи историко-обществоведческие понятия);
  • развивать навыки и умения работать со справочной литературой и другими источниками информации;
  • развивать коммуникативные умения.

Оборудование:

  • "Карта полушарий", с прикрепленными на ней иллюстрациями людей разных рас,
  • иллюстрации людей разных рас и национальностей,
  • карточки слов для схемы опоры,
  • мультимедийное оборудование,
  • видеозаписи танцев, песен разных народов,
  • выставка книг,
  • предметов быта разных народов,
  • цветные карточки.

Презентация

До назначенного урока учащимся предлагается рассмотреть информационный блок (смотри приложение № 1) и по желанию найти ответы на заинтересовавшие детей понятия и иллюстрации. Как строится работа с информационным блоком (смотри приложение № 6)

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие детей. Игра "Подари тепло другу" (смотри приложение №5)

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Уч-ся предлагается рассмотреть "Карту полушарий", с прикрепленными на ней иллюстрациями людей разных рас (слайд №2)

Рассмотрите карту и определите, о чем пойдет разговор на уроке?

Какую учебную проблему мы должны решить?

- Действительно, решение этой проблемы связано с такими понятиями как расы и народы.

К концу урока я хочу сделать вывод о следующих ваших умениях: уметь работать в группе, работать с учебником, составлять опорный конспект, работать по плану, приводить свои доводы, аргументировать их.

Попробуйте оценить уровень своих знаний по этой теме: зеленый - я уверен, что имею достаточно знаний по этой проблеме, желтый - я имею некоторые сведения по данной проблеме, но их надо уточнить и дополнить, красный - я мало знаю или ничего не знаю (на доске появляется цветовой индекс уровня знаний учащихся)

- Как правильно организовать работу, чтобы это выяснить? (слайд № 3)

Определить проблему  
Выдвинуть гипотезы  
Изучить научную литературу  
Провести наблюдение (опыт)  
Прийти к выводу  
Озвучить полученные результаты  

3. Открытие нового знания.

Профессор Кювье объяснил это так:

А) Люди с темными волосами, смуглой кожей, широким овалом и узким разрезом глаз лица любят долго спать - он назвал их желтенькие.

Б) Часть людей, имеющих темный цвет кожи и курчавые волосы очень много времени провели на солнце и пережарились - они черненькие.

В) Люди, имеющие густые волосы, брови, бороду, светлокожие очень любят воду, часто моются - они беленькие.

- Наша задача выяснить предположения (утверждения) профессора верны или нет.

Уч-ся работают в группах, пользуются справочной литературой, учебными пособиями. (5-7 мин). Страницы учебника 93-94

Руководитель группы сообщает о результатах проделанной работы. По ходу выступления детей на доске появляется опорная таблица, (смотри приложение № 2)

  • Что узнали из выступлений ребят?
  • Как вы поняли, что такое расы?
  • Какие расы знаете?
  • Расовые признаки, у человека приобретенные или переданы ему по наследству?

Дополнительные сведения. Действительно профессор Кювье занимался изучением рас людей и классифицировал их белые, желтые и черные. В XVII веке Блюменбах вывел современное название рас. Существуют различные классификации рас. (некоторые ученые выделяют 5 рас)

Учащимся предлагается рассмотреть слайд № 4 (изображены знаменитые представители разных рас, например, Дрю Беримор, Джеки Чан, Стивен Чоу, Том Круз, Елена Ханга, Эдди Мерфи и др.).

- Попробуйте выделить те черты, которые сближают, роднят расы друг с другом.

- А какие эмоции испытывают люди на этих иллюстрациях (фотографиях)?

Зависят ли эмоции, чувства, настроения людей от их рас?

Узнали ли вы кого-нибудь на этих фотографиях?

Какой вывод можем сделать?

Действительно, принадлежность человека к какой-нибудь расе не может помешать ему, сделать научное открытие или написать прекрасную музыку стать знаменитым?

4. Физминутка

Игра народов мира (смотри приложение № 3). Игра "Король Мавров (Рапла)"

5. Первичное закрепление и расширение нового знания

а) Учащимся предлагается рассмотреть фотографии в учебнике на странице 95. Докажите, что здесь изображены представители разных народов.

Что отличает один народ от другого?

- Как вы думаете эти признаки у них врожденные или приобретенные?

Учащимся предлагается посмотреть видеозапись танцев трех народов (русский, испанский и народов Севера).

Какие еще примеры вы можете привести? (уч-ся исполняют 2-3 музыкальных произведения)

Можете ли вы определить, каких народов танцы вы увидели и услышали музыкальные произведения?

- Что помогло вам это определить?

Человек, воспитанный с детства в народных традициях, читающий родную литературу, вслушивающийся в песни и сказки на своем языке, осознает себя частью своего народа, значит, говорит о своей национальности. (слайд № 5)

- Что такое национальность? Чем она определяется?

- Как вы думаете, в ходе развития человечества существовали разногласия между людьми разных рас и народов или они всегда жили в мире и согласии?

- Можете ли вы привести примеры этих разногласий?

б) Работа по учебнику

- Рассмотрите иллюстрации на странице 96

Действительно, существует общечеловеческий закон "Люди всех рас и народов равны между собой".

- Где этот закон может быть записан? (слайды № 6, 7, 8) (слайд с выдержками из Декларации прав человека и Конституции)

в) Кроссворд (смотри приложение № 4) + вопрос № 5 из учебника страница 97

6. Итог урока

- Какие новые знания вы приобрели (уточнили для себя)? (слайды № 9, 10)

Определить проблему Почему люди, живущие на Земле разного внешнего вида?
Выдвинуть гипотезы Выдвинул профессор Кювье
Изучить научную литературу Учебник, толковый словарь, справочная литература
Провести наблюдение (опыт) Сопоставили факты
Прийти к выводу Получили результаты
Озвучить полученные результаты  

- Определите в настоящий момент уровень своих знаний: зеленый - я уверен, что имею достаточно знаний по этой проблеме, желтый - я имею некоторые сведения по данной проблеме, но их надо уточнить и дополнить, красный - я мало знаю или ничего не знаю, (на доске появляется цветовой индекс уровня знаний учащихся)

7. Домашнее задание

Повторить параграф № 22 и выполнить задание № 1-2 на странице 48; (для всех)

Найти дополнительные сведения о людях разных рас и национальностей; (дополнительно)

Подробно рассказать о людях какой-нибудь национальности. (творческое)