Цели урока:
Главная познавательная задача - осмысление того, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных национальностей; родов. Это отражено в основной мысли урока: "Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли".
Познавательные задачи второго порядка:
- познакомить с первичными представлениями о понятиях "раса", "народ" и "национальность";
- осознать принципиальное различие в делении людей по расовому и национальному признаку;
- познакомить с общечеловеческим законом о равенстве всех людей вне зависимости от расовой и национальной принадлежности.
Воспитательные:
- способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных рас и национальностей, умению видеть в каждом; собеседнике, прежде всего Человека;
- способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу.
Развивающие:
- развивать речь учащихся (использовать в речи историко-обществоведческие понятия);
- развивать навыки и умения работать со справочной литературой и другими источниками информации;
- развивать коммуникативные умения.
Оборудование:
- "Карта полушарий", с прикрепленными на ней иллюстрациями людей разных рас,
- иллюстрации людей разных рас и национальностей,
- карточки слов для схемы опоры,
- мультимедийное оборудование,
- видеозаписи танцев, песен разных народов,
- выставка книг,
- предметов быта разных народов,
- цветные карточки.
До назначенного урока учащимся предлагается рассмотреть информационный блок (смотри приложение № 1) и по желанию найти ответы на заинтересовавшие детей понятия и иллюстрации. Как строится работа с информационным блоком (смотри приложение № 6)
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие детей. Игра "Подари тепло другу" (смотри приложение №5)
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Уч-ся предлагается рассмотреть "Карту полушарий", с прикрепленными на ней иллюстрациями людей разных рас (слайд №2)
Рассмотрите карту и определите, о чем пойдет разговор на уроке?
Какую учебную проблему мы должны решить?
- Действительно, решение этой проблемы связано с такими понятиями как расы и народы.
К концу урока я хочу сделать вывод о следующих ваших умениях: уметь работать в группе, работать с учебником, составлять опорный конспект, работать по плану, приводить свои доводы, аргументировать их.
Попробуйте оценить уровень своих знаний по этой теме: зеленый - я уверен, что имею достаточно знаний по этой проблеме, желтый - я имею некоторые сведения по данной проблеме, но их надо уточнить и дополнить, красный - я мало знаю или ничего не знаю (на доске появляется цветовой индекс уровня знаний учащихся)
- Как правильно организовать работу, чтобы это выяснить? (слайд № 3)
Определить проблему | |
Выдвинуть гипотезы | |
Изучить научную литературу | |
Провести наблюдение (опыт) | |
Прийти к выводу | |
Озвучить полученные результаты |
3. Открытие нового знания.
Профессор Кювье объяснил это так:
А) Люди с темными волосами, смуглой кожей, широким овалом и узким разрезом глаз лица любят долго спать - он назвал их желтенькие.
Б) Часть людей, имеющих темный цвет кожи и курчавые волосы очень много времени провели на солнце и пережарились - они черненькие.
В) Люди, имеющие густые волосы, брови, бороду, светлокожие очень любят воду, часто моются - они беленькие.
- Наша задача выяснить предположения (утверждения) профессора верны или нет.
Уч-ся работают в группах, пользуются справочной литературой, учебными пособиями. (5-7 мин). Страницы учебника 93-94
Руководитель группы сообщает о результатах проделанной работы. По ходу выступления детей на доске появляется опорная таблица, (смотри приложение № 2)
- Что узнали из выступлений ребят?
- Как вы поняли, что такое расы?
- Какие расы знаете?
- Расовые признаки, у человека приобретенные или переданы ему по наследству?
Дополнительные сведения. Действительно профессор Кювье занимался изучением рас людей и классифицировал их белые, желтые и черные. В XVII веке Блюменбах вывел современное название рас. Существуют различные классификации рас. (некоторые ученые выделяют 5 рас)
Учащимся предлагается рассмотреть слайд № 4 (изображены знаменитые представители разных рас, например, Дрю Беримор, Джеки Чан, Стивен Чоу, Том Круз, Елена Ханга, Эдди Мерфи и др.).
- Попробуйте выделить те черты, которые сближают, роднят расы друг с другом.
- А какие эмоции испытывают люди на этих иллюстрациях (фотографиях)?
Зависят ли эмоции, чувства, настроения людей от их рас?
Узнали ли вы кого-нибудь на этих фотографиях?
Какой вывод можем сделать?
Действительно, принадлежность человека к какой-нибудь расе не может помешать ему, сделать научное открытие или написать прекрасную музыку стать знаменитым?
4. Физминутка
Игра народов мира (смотри приложение № 3). Игра "Король Мавров (Рапла)"
5. Первичное закрепление и расширение нового знания
а) Учащимся предлагается рассмотреть фотографии в учебнике на странице 95. Докажите, что здесь изображены представители разных народов.
Что отличает один народ от другого?
- Как вы думаете эти признаки у них врожденные или приобретенные?
Учащимся предлагается посмотреть видеозапись танцев трех народов (русский, испанский и народов Севера).
Какие еще примеры вы можете привести? (уч-ся исполняют 2-3 музыкальных произведения)
Можете ли вы определить, каких народов танцы вы увидели и услышали музыкальные произведения?
- Что помогло вам это определить?
Человек, воспитанный с детства в народных традициях, читающий родную литературу, вслушивающийся в песни и сказки на своем языке, осознает себя частью своего народа, значит, говорит о своей национальности. (слайд № 5)
- Что такое национальность? Чем она определяется?
- Как вы думаете, в ходе развития человечества существовали разногласия между людьми разных рас и народов или они всегда жили в мире и согласии?
- Можете ли вы привести примеры этих разногласий?
б) Работа по учебнику
- Рассмотрите иллюстрации на странице 96
Действительно, существует общечеловеческий закон "Люди всех рас и народов равны между собой".
- Где этот закон может быть записан? (слайды № 6, 7, 8) (слайд с выдержками из Декларации прав человека и Конституции)
в) Кроссворд (смотри приложение № 4) + вопрос № 5 из учебника страница 97
6. Итог урока
- Какие новые знания вы приобрели (уточнили для себя)? (слайды № 9, 10)
Определить проблему | Почему люди, живущие на Земле разного внешнего вида? |
Выдвинуть гипотезы | Выдвинул профессор Кювье |
Изучить научную литературу | Учебник, толковый словарь, справочная литература |
Провести наблюдение (опыт) | Сопоставили факты |
Прийти к выводу | Получили результаты |
Озвучить полученные результаты |
- Определите в настоящий момент уровень своих знаний: зеленый - я уверен, что имею достаточно знаний по этой проблеме, желтый - я имею некоторые сведения по данной проблеме, но их надо уточнить и дополнить, красный - я мало знаю или ничего не знаю, (на доске появляется цветовой индекс уровня знаний учащихся)
7. Домашнее задание
Повторить параграф № 22 и выполнить задание № 1-2 на странице 48; (для всех)
Найти дополнительные сведения о людях разных рас и национальностей; (дополнительно)
Подробно рассказать о людях какой-нибудь национальности. (творческое)