Задачи:
1. Образовательные:
- отработка техники чтения;
- знакомство с новым звуком и буквой;
- гласные и согласные звуки;
- вопросы кто? что?;
- понятие множественного и единственного числа;
- закрепить знания словарных слов;
- работа над лексическим значением слов;
- работа над составлением предложений;
- попутное повторение.
2. Развивающие:
- пополнение словарного запаса;
- развитие речи учащихся;
- развитие мышления, логики;
- развитие мелких мышц руки;
- воспитательные;
- приобщение детей к русской литературе;
- привитие бережного отношения к учебным материалам.
3. Оборудование:
- учебник “Азбука” (1–4) по программе “Школа 2100”;
- тетрадь по печатанию;
- слоговая таблица;
- рисунки:
- иллюстрирование загадок;
- для выделения нового звука;
- для характеристики изученных звуков;
- головоломка.
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Отработка чтения
Чтение текстов из дополнительной литературы.
- Два ученика читают (класс внимательно слушает).
- Класс отвечает на вопросы по прослушанным текстам.
III. Знакомство со звуком [ы] и буквой ы
1. Загадки
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Под полом таится,
Кошки боится.
Что любит мышка? |
Золотая голова Велика, тяжела. Золотая голова Отдохнуть прилегла. Голова велика, Только шея тонка. |
2. Работа над выделением звука
– Рассмотрите внимательно рисунки. Давайте их озвучим. Что объединяет их?
(Звук [ы], когда мы говорим, мы произносим звуки.)
3. Работа с рисунками
– Рассмотрите рисунок.
– Что это?
– Сколько гласных звуков?
– Сколько слогов?
– Почему?
– Обозначим этот гласный звук на схеме.
– Дайте характеристику.
– Характеристика других звуков.
– Рассмотрите рисунок.
– Что это?
– Сколько гласных звуков?
– Сколько слогов?
– Почему?
– Обозначим эти гласные звуки на схеме.
– Характеристика.
– Характеристика других звуков.
– Ударение.
4. Итог
ы – дает [ы] – он гласный, может быть ударным или безударным.
Стр.54 – человечек.
5. Работа в тетради по печатанию
– Звук [ы] обозначается буквой ы.
– Давайте напечатаем эту букву:
ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы
– Вспомните и назовите слово с буквой ы.
IV. Физкультминутка
V. Отработка техники чтения
ыа аы оы ыо аыи ыао ыои |
ыр ыг ыт ып ры гы ты пы |
рыр гыг тыт пып тры пры рып |
– Как произносятся согласные звуки перед звуком [ы]?
– А какой гласный звук дает мягкость согласного?
VI. Повторение
– Кто это? (Мышь.)
– Какие звуки произносит мышка?
– А человек?
– А еще на какие две группы можно разбить наши звуки?
– Гласные?
– Согласные?
– Дать характеристику.
Б_НТ | Д_М | _ОЗА | _ОЛКА |
VII. Работа с азбукой
1. Чтение пар слов
– Что такое тропа? (Небольшая дорога.)
– Чем различаются эти слова? (Тропа – это одна, тропы – это много.)
– Какой буквой заканчиваются слова, обозначающие один предмет?
– А слова, обозначающие много предметов?
– Первое слово обозначает один предмет, т.е. стоит в ед.ч.
– А второе слово обозначает много предметов, т.е. стоит во мн.ч.
2. Составление предложений со словами
парта – парты
торт – торты
– Прочитайте еще раз слова, которые обозначают много предметов.
– Какие буквы стоят в словах множественного числа на конце? (ы и)
– Подчеркните их.
VIII. Игра “Найди пару”
Лиса, карандаши, жирафы, этаж, мама, мячи, окно.
IХ. Итог урока
– Назовите все изученные гласные звуки.
– Перед какими гласными согласные звуки произносятся мягко, а перед какими твердо?
– Какие гласные могут быть на конце слов во множественном числе?
– Приведите примеры.
Х. Работа в тетради по печатанию
Головоломка.
Трапортортопотопорота
Источники иллюстраций:
https://urok.1sept.ru/articles/211075/
http://www.ecosystema.ru/07referats/cultrast/101.htm
http://www.market.tut.ua/testing/food_stuffs/2005/rossir/
http://www.ourkids.ru/Games/lesson1.shtml
Литература
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.