Цели:
Образовательные:
- Ознакомить детей со свойствами воды:
- прозрачность,
- не имеет вкуса и запаха,
- вода растворитель,
- вода обладает памятью.
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками.
- закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Развивающие:
- активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Предварительная работа:
- рассматривание глобуса, карты мира, проведение мини-беседы «Если б не было воды», заучивание стихотворений о роднике, реке, море.
Оборудование: иллюстрации на тему «Вода», аудиозапись, видеозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой, фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия
Часть 1. Вводная
Воспитатель:
Для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии - отгадайте загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и с рук
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтобы росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтобы варились кисели
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (Воды)
Сегодня мы поговорим о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.
Где в природе мы можем увидеть каплю воды?
Ответы детей. Стихи о роднике, реке, море.
(на доске иллюстрации различных водоемов)
Часть 2. Игровой практикум «Мама Тучка»
Воспитатель:
Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы - мои детки. Делайте все, что я скажу.
- Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали… (Дети прыгают). Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. («Капельки» составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой. («Ручейки» соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют.
Текла, текла речка и попала в большой океан. (Дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернутся. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя).
Воспитатель: Где встречается капелька воды?
Ответы детей: в капельке дождя, в ручейке, реке, океане…
Воспитатель: А что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Чтобы выяснить это мы пройдем в нашу лабораторию.
Часть 3. Основная. Исследование «Волшебная вода»
Воспитатель:
Запомните правила поведения в лаборатории:
- Не шумите – этим вы мешаете другим.
- Аккуратно обращайтесь с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
- Слушайте воспитателя.
- Внимательно следите за результатами опыта.
- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
(Дети проходят к рабочим столам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой)
Исследование:
Воспитатель: опускает в стакан с молоком игрушку. Видна ли игрушка?
Ответы детей: нет.
Воспитатель: Опустите в стакан с водой свои игрушки. Хорошо ли вам видны игрушки?
Ответы детей: видны хорошо.
Вывод: одно из свойств воды – прозрачность.
Воспитатель: Если у воды вкус? Попробуйте воду.
Ответы детей: вода без вкуса.
Воспитатель: Пахнет ли вода чем - нибудь?
Ответы детей: нет.
Вывод: вода не имеет ни вкуса, ни запаха.
Воспитатель: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит?
Ответы детей: сахар растворяется.
Воспитатель: Где в жизни мы это можем наблюдать?
Ответы детей: например за завтраком, когда мы кладем кусочек сахара в чай, сахар растворяется и чай становится сладким.
Вывод: еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Вода – растворитель.
Воспитатель:
Вода обладает памятью. Об этом говорят ученые всего мира. Вода способна запоминать свет и звук, слова и даже мысли.
От того, как мы будем относится друг к другу зависит наше здоровье, наше настроение, наша жизнь.
Просмотр фрагментов из мультфильмов: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Дюймовочка».
Воспитатель: Что произошло с Иванушкой?
Ответы детей: Напился из копытца заколдованной воды. Ведьма передала плохую мысль воде.
Воспитатель: почему вырос в горшочке цветочек и появилась Дюймовочка?
Ответы детей: добрая Волшебница дала семечко. Женщина с любовью заботилась, поливала, ухаживала за семечком. Вот и появилась хорошенькая девочка – Дюймовочка!
Вывод: от хорошей мысли – добро, от плохой – зло.
Итог эксперимента: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем, обладает памятью.
Часть 4. Заключительная. Творческая работа
Дети выполняют коллективную работу по рисованию на тему «Вода».
Воспитатель:
Такой рисунок могут нарисовать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.
Большое спасибо! Занятие закончено.