Толстой — человек, мыслитель, писатель

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • закрепить сведения о жизни и творчестве писателя;
  • познакомить с мировоззрением Л.Н. Толстого, его духовными исканиями;
  • прививать интерес к искусству слова, музыке, живописи;
  • формировать умения учащихся работать в группе, самостоятельно подбирать и систематизировать материал.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, репродукции картин, фотографии родового имения в Ясной Поляне, географическая карта Росси, иллюстрации к произведениям, музыкальные произведения Ф. Шопена, Л. Бетховена,  кроссворд, вопросы:  «Что нужно для счастья?», «Как сохранить доброту и любовь?», словарь: учиться,  преодолевать робость, тренировать ум, дарить добро, чистая душа, уважать родителей, дорожить семьёй, свечи.

Ход занятия

Звучит вальс Ф. Шопена, учитель зажигает свечи.

Учитель. Символ нашей литературной гостиной – свеча. Как пламя свечи разгорается нежно и постепенно, так и наши творческие способности медленно и осторожно будут раскрываться.

Разминка.

Отгадаем кроссворд.

1. Кто написал эти строки?

Лёшенька, Лёшенька,
Сделай одолжение:
Выучи, Алёшенька,
Таблицу умножения. (Агния Барто)

2. Кто написал рассказ «Фантазёры»? (Николай Носов)

3. Кто автор басни  «Стрекоза и муравей»? (Иван Крылов)

4. Назовите фамилию поэта, который написал стихотворение «Берёза»? (Сергей Есенин)

5. Кому принадлежат строки?

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой. (Афанасий Фет)

6. Кто автор рассказа «Плохо»? (Валентина Осеева)

7. Назовите фамилию автора, который написал произведение «Чук и Гек» (Аркадий Гайдар)

А теперь прочитайте фамилию писателя, которому исполняется в этом году 180 лет.

Ученики. ТОЛСТОЙ

Учитель. Мы побываем сегодня в гостях у Льва Николаевича Толстого, в его родовом имении, которое находилось в Ясной Поляне, пройдёмся по тихим улочкам, заглянем в сельскую школу, зайдём в дом писателя и попытаемся ответить на два главных вопроса, которые  волновали писателя всю жизнь: «Что нужно для счастья?», «Как сохранить доброту и любовь?». Ведь вопросы не утратили своей актуальности и в наше время. А помогут нам в путешествии по страницам жизни и произведений ученики моего класса.  Ребята изучали жизнь и творчество писателя. Класс был разбит на исследовательские группы: «Историки», «Экскурсоводы», «Искусствоведы», «Мемуаристы». Сегодня они поделятся своими знаниями. На сцену приглашаются учащиеся из группы «Историки».

Ученик 1. Детство Л.Н. Толстого было наполнено живым общением с разными людьми: родителями, учителями, слугами, крестьянами. Писатель появился на свет и провел большую часть жизни в родовом имении Ясная Поляна в Тульской губернии. Он был наследником старинных и знатных дворянских родов: предок по отцовской линии был соратником Петра I; мама происходила из славного рода князей Волконских. По материнской линии Толстой состоял в родстве с Пушкиным.

Когда мальчику было всего полтора года, мама умерла, но трогательные воспоминания о нежном облике, ласке и теплоте матушки, сохранились в душе Льва Николаевича. Отец писателя также рано ушел из жизни.

Ученик 2. С 1844 года Толстой – студент Казанского университета, сначала восточного факультета, потом юридического. Он много занимался самообразованием, учил иностранные языки, увлекался историей, с 18 лет и всю жизнь вел дневник.

Не закончив обучения, Толстой отправился в Москву, и вскоре, по примеру старшего брата Николая, уехал на Кавказ в действующую армию. Он также участвовал в Крымской войне, был награжден за храбрость орденом Анны и медалями.

Учитель. После войны Лев Николаевич вернулся в своё родовое имение в Ясную Поляну. Добро пожаловать в Ясную Поляну!

Хоровод учащихся  «Ходит царь в круг нова города».

Учитель.  На сцену приглашается ученик из группы «Экскурсовод»

Ученик. 150 лет назад в стране было мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. Осенью 1859 года Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет. В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению.

Заглянем в яснополянскую школу.

Инсценировка отрывка из произведения «Филиппок».

Учитель. Узнали произведение Льва Толстого?

Ученики. Рассказ «Филиппок» .

Учитель. Какая основная мысль в этом произведении?

Ученики. Надо преодолевать робость. У человека должно быть огромное желание учиться.

Учитель. Познакомимся с «Азбукой» Льва Толстого.

Ученик.  В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку». Вышла она в 1872 году. В «Азбуке» Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием «Новая азбука». Несколько позже были изданы четыре тома «Русских книг для чтения». Всего Львом Николаевичем написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни и др. «Новая азбука» обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы, толковала значение многих загадочных слов.

Учитель. Растолкуем значение слова «душа», а помогут нам устойчивые выражения. Как вы понимаете устойчивые выражения:

  • «жить душа в душу» (понимать друг друга),
  • «от всей души» (искренне),
  • «не криви душой» (не обманывай).

Какой должна быть душа у человека?

Ученики. Душа должна быть доброй, чистой, светлой.

Учитель. Самое главное в творчестве Толстого – это книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта – дневники писателя. Они помогают заглянуть в сокровенный мир писателя. Дневник – правдивое зеркало души.

Слово ученикам из группы «Мемуаристы».

Ученик 1. Дневниковые записи как приоткрытая дверца души, мыслей и дел человека. Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимал, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее – и все пойдет как по маслу. Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей души и записал их в свой дневник.

Правила:

1) что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что; 

2) что исполняешь, исполняй хорошо; 

3) никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить;

4) заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой; 

5) читай и думай всегда громко.

Ученик 2. Как переделать свою природу? Как приблизить себя к идеалу? Прежде всего, решил для себя молодой Толстой, необходимо стать образованным человеком.

Толстого – студента не удовлетворяют занятия в Казанском университете. Он решает далее учиться самостоятельно и разрабатывает в дневнике программу, которую намерен осуществить за два года. Замыслы по самообразованию поражают своей грандиозностью:

  1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
  2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.
  3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
  4. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
  5. Изучить историю, географию, статистику.
  6. Изучить математику, гимназический курс.
  7. Написать диссертацию.
  8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

Ученик 3. Самое удивительное, что большую часть этой обширной программы Лев Николаевич выполнил. Первое, чему он научился – это говорить себе правду без утайки. Из дневника мы видим, как молодой человек, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и матушек и не отличавшийся от природы сильной волей, побеждает лень. Толстой был готов к преодолению человеческих слабостей. Из дневника писателя:

18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному.

Ученик 4. Характерно, что с юношеских лет он желал, чтобы судьба ниспослала ему трудные испытания, которые потребовали бы напряжения всех сил его души.

Благодаря дневниковым записям личность громады – писателя становится не чем-то далеким, а близкой и понятной, более человечной. Начинаешь понимать: писатель такой, как и многие из нас, а значит, можно быть похожим на него, стать единомышленником. И как результат – желание читать его книги, работать над самосовершенствованием.

Учитель. В своих произведениях Лев Толстой делился своими размышлениями о правилах жизни. Посмотрим инсценировки  сказок и подумаем, чему учат сказки.

Инсценировка сказки «Ёж и заяц».

Учитель. Чему учит сказка?

Ученик. Человеку следует тренировать ум, важно иметь быстрый ум, а не быстрые ноги.

Инсценировка сказки «Волк и белка» .

Учитель. Чему учит сказка?

Ученик. Человек должен дарить окружающим добро. Только так он может быть счастливым.

Инсценировка сказки «Шат и Дон».

Учитель. Чему учит сказка?

Ученик. Надо уважать родителей, дорожить семьёй.

Учитель. Совершим экскурсию в дом писателя, где было создано большинство произведений. На сцену приглашается ученик из группы «Экскурсоводы».

Ученик. Итак, мы входим в дом. Очень тихо входим. Уже в передней – шкафы с книгами. Это – часть огромной библиотеки, принадлежавшей трем поколениям Толстых: деду, со стороны матери, князю Волконскому, отцу Льва Николаевича и самому Толстому. Кабинет писателя – его своеобразная крепость. Во время работы в него никто не входил. В последние годы жизни писателя соседняя с кабинетом комната была его спальней. Простая железная кровать, тумбочка, фаянсовый умывальник, два кресла с решетчатыми спинками, бюро. На стенах портреты отца, жены, дочерей Маши и Тани. Покидая дом, мы спускаемся на первый этаж и проходим в комнату под сводами, хорошо известную по картине Репина.

Учитель. Гениальная личность  притягивала к себе интересных людей. Круг знакомств Толстого был уникальным. Слово ученикам из группы «Искусствоведы».

Ученик 1. Ясная Поляна при жизни писателя была центром культуры и образования второй половины XIX века. Здесь встречались писатели ( Чехов, Горький, Тютчев, Фет…), художники (Шишкин, Левитан…), композиторы

(Чайковский, Римский-Корсаков…) и ученые (Пирогов, Менделеев…).

Ученик 2. Художник  Илья Репин посвятил  свыше 70 работ  писателю – выразительных и виртуозных, изображающих его за шахматами, за работой, за чтением. Вылепил и бюст Льва Николаевича. Репинские рисунки, акварели, скульптурные и живописные портреты, созданные на протяжении 23 лет, позволяют нам увидеть и представить Толстого в разные периоды жизни. И лучше, и глубже понять его.

Ученик 3.А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведенные в Ясной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в работе, и на прогулках, и в общении с домашними. Илья Ефимович писал Третьякову: «Очень интересно и полезно провел это время…  Какая мощь бессмертного духа сидит в нем! »

В доме Толстых Репин не раз слушал прекрасную музыку Шопена, Моцарта, Бетховена. Лев Николаевич хорошо знал, понимал и любил музыку. Случалось, что после какой-нибудь впечатлительной сонаты Толстой рассказывал целую драму, которая рисовалась ему во время пьесы.

Звучит соната Л.Бетховена.

Учитель. Давайте закроем глаза, послушаем замечательную музыку и попытаемся сформулировать ответ на главные два наших вопроса: «Что нужно для счастья?», «Как сохранить доброту и любовь?»

Ученики. Нам следует преодолевать робость, хорошо учиться, тренировать ум, дарить окружающим добро, уважать старших, дорожить семьёй.

Учитель. Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек – результат огромной внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, лень, неаккуратность, торопливость, робость). Смысл жизни Толстой видел в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать у людей и как можно больше давать.  «Что нужно для счастья? – спрашивал Л.Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.

Домашнее задание.

Составим кодекс школьной семьи, включающий основные принципы и правила жизни.

Вальс учащихся 4 класса.