- Организационный момент (1 мин)
1.1. Стихотворение - Вступительная беседа (3 мин)
2.1. Проверка домашнего задания - Подготовка к изучению новой темы (8 мин)
3.1. Кроссворд
3.2. Причины вымирания видов животных, птиц, насекомых и растений - Объяснение нового материала (15 мин)
4.1. Роль Красной книги в нашей жизни
4.2. Как устроена Красная книга
4.3. Работа по макету Красной книги
4.3.1. Растения Красной книги
4.3.2. Животные Красной книги - Закрепление изученного материала (10 мин)
5.1. Игра «Клубок»
5.2. Правила друзей природы
5.3. Тестирование - Подведение итогов урока (2 мин)
- Домашнее задание (1 мин)
Цели:
- познакомить учащихся с проблемой редких и исчезающих животных и растений нашей местности;
- развивать умение выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на окружающую природу;
- воспитывать чувство бережного отношения к окружающей природе и животному миру.
1.Орг. момент
Организация рабочего места
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Вступительная беседа.
У.- Где бы ни жил человек, в городе или в селе, он всегда окружен растениями, животными, птицами, насекомыми…Давайте вспомним, на какие две группы мы разделили животных?
Д.- Дикие и домашние.
У.- Чем отличаются эти группы?
Д.- Домашних кормят люди, строят жильё, принимают потомство, а дикие заботятся о себе сами.
У.- Приведите примеры домашних животных
Д.- Корова, свинья, овца, коза.
У.- Каких вы знаете диких животных?
Д.- Волк, лиса, заяц, кабан.
У.- Скажите, а попугаи, морские свинки, аквариумные рыбки относятся к домашним животным?
Д.- Нет, мы ими любуемся – они радуют глаз и поднимают настроение.
У.- Давайте проверим ваши знания о животных и разгадаем кроссворд. Приложение 1
3. Подготовка к изучению новой темы.
1. Кроссворд
1.
2.Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днем он - забияка,
Поутру – часы.
(Петух)
3.Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)
Летит, пищит,
Очень тоненько звенит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар)
4.
5.Водяные мастера
Строят дом без топора
Дом из хвороста и тины
Строят и плотину.
(Бобры)
6.Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
У.- Какое же слово получилось в выделенных клетках?
Д.- Помоги.
У.- Почему же у нас получилось такое волнующее слово?
У.- Наша планета серьезно заболела. И она просит нас о помощи. Мы должны помочь нашей маленькой планете, ведь она, как песчинка несется в огромном космосе миллионы лет. И она единственная планета, на которой есть жизнь.
Д.-
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят
Птиц, скликая перелёты.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету!
У.- Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли - в основном по вине человека. Откроем учебник, рассмотрим схему, и скажем, по каким причинам гибнут растения и животные? Приложение 1
Причины вымирания видов животных, птиц, насекомых и растений
- Экономическая деятельность человека
- Браконьерство;
- Загрязнение мест обитания
У.- Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все само собой восстанавливается. Но это не так. Многие виды животных, птиц и растений исчезают. А ведь все они нужны на нашей планете.
Д.-
Все, все на свете
На свете нужны.
И мошки не меньше,
Нужны, чем слоны.
Нужны все на свете
Нужны все подряд:
Кто делает мёд
И кто делает яд!Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
4.. Объяснение нового материала.
1). Роль Красной книги в нашей жизни.
У.- Природа гибнет и просит у нас защиты. Именно поэтому ученые составили списки исчезающих животных и растений, и издали эти списки в виде книги. Это и была первая Красная книга. В 1974 году Красная книга была создана в нашей стране, в нее записаны 52 вида зверей и 65 видов растений. У нас в Ставропольском крае – тоже есть собственная Красная книга. Состоит из 2х томов – растения и животные. (Демонстрация Красной книги Ставрополья)
У.- Почему эта книга называется Красной?
Д.- Красный цвет – сигнал опасности, как свет светофора, предупреждающий «Стоп, не губи! Дальше так нельзя!»
У.- Красная книга – Красная!
Значит природа в опасности!
Ребята, как вы думаете, для чего нужна Красная книга? Приложение 1
- Информирует
- Призывает изучать
- Предупреждает
- Советует
2). Как устроена Красная книга?
У.- Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета?
(Ребята дают свои варианты). Приложение 1
На черных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер (Странствующие голуби, морская корова и т.д.).
На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные (зубр, бобр, леопард).
На желтых страницах те, животные количество которых быстро снижается (белый медведь, розовая чайка).
На белых страницах те животные, численность которых всегда была невелика.
На серых страницах те животные, которые мало изучены, места их обитания труднодоступны.
На зеленых страницах те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания (лось).
Цветные страницы сделаны для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение.
3). Работа по макету Красной книги.
У.- Открываем 1 том Красной книги «Растения». Какие бывают растения? Приложение 1
Д.- Культурные и дикорастущие.
У.- Какие растения занесены в нашу книгу? Это лук Медвежий (черемша), меч-трава, шиповник французский, кувшинка белая, ландыш закавказский и многие другие. О некоторых из них я расскажу подробнее. Приложение 1
Кувшинка белая
Кувшинка прекрасна! Это одно из самых красивых растений. Белая кувшинка издавна считалась символом красоты. Эти большие и белые с золотой серединой цветы, растут в тихих водоемах наших рек и озер. Листья у кувшинок большие, плавающие, цветки ярких окрасок — белые, розовые, желтые, сиреневые, голубые. Цветет кувшинка долго, с конца мая и по август. Цветки раскрываются ранним утром, а поздним вечером закрываются. Если прийти рано утром на озеро, то можно пронаблюдать, как появляются эти цветы из воды. Это незабываемое зрелище!
Кувшинка белая охраняется законом, так как их осталось в водоемах рек и озер совсем мало. Приложение 1
Ландыш закавказский
Обитает в лесах Кавказа, это редкий вид. Отличается от остальных более крупными цветками. Прекрасно чувствует себя среди кустарников, на полянах при некотором затенении, устойчив к засухе. На одном месте растет до 10 лет. Все части растения ЯДОВИТЫ. Если вас подарили ландыши, то их не следует ставить в вазу вместе с другими цветами, они быстро завянут под действием запаха ландышей. Приложение 1
У.- Открываем 2 том Красной книги «Животные», здесь мы познакомимся с видами насекомых, птиц и зверей. Приложение 1
Жук – олень
Тело черного цвета, длина от 2 до 7см. Голова самца сильно расширена, на ней «рога». Жуки питаются в основном внутренними частями ствола дуба или корней. Интересно наблюдать за жуками, когда встречаются два самца и вступают в бои за пищу, стараясь сбросить соперника на землю.
Численность жуков – оленей сокращается из-за уничтожения старых лесных массивов, их поедают летучие мыши. В последнее время люди собирают их для коллекций. Приложение 1
Бабочка Махаон
Основной цвет — жёлтый. Передние крылья с чёрными пятнами и жилками, с широкой чёрной каймой и с жёлтыми лунообразными пятнами. Задние крылья с «хвостиками», имеют чёрную с синими и жёлтыми пятнами каёмку и красно-бурый глазок, обведённый чёрным, в углу крыла.
Размах крыльев махаона достигает 90 мм. Бабочки махаона летают в мае-июне и в июле-августе (иногда и в сентябре) на полевых дорогах, лесных опушках, лугах, в садах и на клумбах в городских парках. Приложение 1
Филин
У.- Послушайте, какие звуки издает следующая птица. Кто это, ребята?
ФИЛИН имеет общую длину 62—72 см, весит 2 — 3 кг. Самки заметно крупнее самцов, оба пола окрашены одинаково. Встречается в лесах, степях, пустынях, на равнинах и в горах.
Кормится филин различными животнымими — от зайцев до мелких мышек. Больше всего любит грызунов. Изредка филины нападают и на более крупных животных (самки косули, молодые горные козлы). Большое место в питании филина занимают также птицы — глухарь, тетерев. Изредка филины кормятся лягушками, и даже рыбами. Это ночная и сумеречная птица, но на севере охотится и днем. Приложение 1
Журавль - красавка
Мелкий журавль (вес 2-2,5 кг). Издали хорошо видны белые пучки перьев по бокам головы. Общая окраска серая, голова, шея и концы крыльев черные. Клюв желтоватый, ноги черные. Голос - звонкое курлыканье. Питается преимущественно семенами, часто хлебных злаков, реже насекомыми. Распространение - от степных и полупустынных подгорных равнин до высот 2300-2400 м н.у.м. В горы проникает по широким горным долинам рек. Предпочитает участки с каменистым грунтом и пятнами солончаков с разреженной растительностью из полыней, типчака, ковыля, однако не избегает и сельскохозяйственных угодий. Приложение 1
Выдра
У.- Послушайте, какие звуки издает следующее животное.
Выдра — крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Длина её тела 55—95 см, хвоста 26—55 см, масса 6—10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Строение её тела приспособлено для плавания под водой: плоская голова, короткие лапы, длинный хвост и ненамокающий мех. Выдра ведёт полуводный образ жизни, прекрасно плавая, ныряя и добывая себе пищу в воде. Питается выдра преимущественно рыбой (сазаном, щукой, форелью, плотвой), причём предпочитает мелкую рыбу. Зимой поедает лягушек. Летом, кроме рыбы, ловит грызунов; иногда охотится на уток. Мех выдры очень красив и прочен. Приложение 1
Кавказская лесная кошка
Обитает во всех лесах г. Ставрополя. Днем дикая кошка прячется в густых зарослях, дуплах деревьев или среди больших камней, а с наступлением темноты выходит охотиться на кроликов, зайцев, куропаток и других птиц. У кошки мускулистое, покрытое густым мехом тело. Зубов у них меньше, чем у остальных хищников, поэтому морда короткая, а голова в целом выглядит округлой. Окраска обычно от сероватой до рыжевато-бурой, как правило, с полосками. Зубы приспособлены к разрезанию мяса, а язык покрыт мелкими, заостренными и направленными назад твердыми выступами, которые позволяют, как теркой, соскабливать мясо с костей, и помогают чистить собственную шерсть. Кошачьи способны слышать очень высокие звуки и совершенно не похожи на домашних кошек. Страдает из-за вырубки лесов и охоты за ценной шкуркой. Приложение 1
5. Закрепление изученного материала
1). Игра «Клубок знаний»
У.- Я буду бросать вам клубок знаний и говорить несколько слов о любом растении или животном, а вы отгадаете, кого я задумала.
- Передние крылья с чёрными пятнами, а задние крылья с «хвостиками». (Махаон)
- Цветки раскрываются ранним утром, а поздним вечером закрываются. (Кувшинка белая)
- у птицы белые пучки перьев по бокам головы. Голос - звонкое курлыканье. (Красавка)
- Днем прячется в густых зарослях, среди больших камней, а с наступлением темноты выходит охотиться на кроликов, куропаток. (Дикая кошка)
- Голова самца сильно расширена, на ней «рога». (Жук-олень)
- Все части растения ядовиты. (Ландыш)
- Прекрасно плавает, ныряет и добывает себе пищу в воде. (Выдра)
- Больше всего любит грызунов. (Филин)
2). Правила друзей природы
У.- Ребята, а что мы с вами можем сделать полезного для животных, птиц и растений? Давайте прочитаем правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу.
(Учебник)
- Не будем срывать цветы!
- Не будем ломать ветки деревьев!
- Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и др. насекомых!
- Не будем обижать лягушек!
- Не будем ловить диких животных и уносить их домой!
У.- Какие еще правила мы должны знать, чтобы все виды растений и животных продолжали радовать ещё многие поколения человечества? Приложение 1
- Не разоряйте птичьего гнезда!
- Не вырезайте надписи на деревьях!
- Не разжигайте костер в лесу без взрослых!
- Не бейте стекло в лесу и не оставляйте мусор в лесу!
Не все люди губят природу, некоторые стали создавать заповедные зоны, где запрещается любая хозяйственная деятельность. Сейчас в нашей стране более 150 заповедников. Что вы знаете о заповедниках?
3). Тестирование
У.- А теперь я предлагаю тест. Приложение 1
Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из ответов. Выбранный ответ записывайте буквой в таблицу.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. Почему нельзя загрязнять воду?
- Потому что в ней погибают организмы (Д).
- Потому что будет некрасивый цвет (М).
2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?
- Да, например комар. Он больно кусает (Б).
- Нет, в природе нет ничего бесполезного, ненужного (Р).
3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных?
- Потому, что их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть (У).
- Потому, что потом их можно взять домой (Я).
4. Какие животные и растения занесены в Красную книгу?
- Которым грозит полное исчезновение с лица земли (Г).
- Красивым (П).
У.- Проверим, что у вас получилось?
Д.- Слово «Друг».
У.- А что это значит?
Д.- Человек должен стать настоящим другом всего живого на свете. И только тогда страниц в Красной книге станет, совсем мало и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека.
6. Подведение итогов урока
У.- Что нового узнали сегодня на уроке?
Достаточно ли просто знать о животных и растениях, занесенных в Красную книгу?
Д.- Необходимо бережно относиться к ним и их защищать.
Стоп расхитителям!
Стоп браконьерам!
Всем, кто природу
Тратит без меры!У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить!Берегите эту землю, эту воду
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!Нас много ребята!
Везде, где живём,
Деревья посадим,
Цветы разведём!
Учитель отмечает лучших учеников, работающих на уроке.
7. Домашнее задание
- Прочитать материал в учебнике.
- Придумать и нарисовать знаки друзей природы.