Урок окружающего мира "Озёра"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: углубить знания учащихся о природных водоёмах.

Задачи:

  • познакомиться с особенностями озёр, научиться находить озёра на карте;
  • закрепить навыки работы с картой;
  • сформировать положительные мотивы учения;
  • развивать память, мышление, речь.

Форма проведения: урок-игра.

Игровая задача: познакомить Водяного с озером и его обитателями.

Методы и приёмы: иллюстративный, частично-поисковый, игровой, рефлексивный.

Дидактические материалы и инструменты: письмо от Водяного, глобус, плакат «Отдых на водоёмах». Иллюстрации: озеро в разрезе, Водяной, озеро проточное и бессточное, Юнга, кораблик; карта Евразии, макеты озера у каждого учащегося, мензурки с водой, колбы для проведения опыта о загрязнении вод, фишки-баллы.

Подготовка к уроку: напечатанные заранее письма от Водяного у каждого ученика, изготовленные на уроке технологии макеты озёр, оформленная доска.

План урока

  1. Организационный момент: эмоциональный настрой детей.
  2. Актуализация знаний: повторение домашнего задания, постановка учебной задачи, знакомство с письмом Водяного.
  3. Совместное открытие знаний: работа с макетами озёр и по иллюстрациям проточного и бессточного озера.
  4. Первичное закрепление: работа с картой, проведение опыта с индикатором.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Дети слышали звонок? Начинается урок.

– Сегодня мы с вами проведём урок-игру. Вы будете активно работать на уроке и получать баллы-фишки (в виде изображения рыб). В конце урока при подсчёте фишек получите отметку.

2. Актуализация знаний.

– Отгадайте загадку:

Что в гору не выкатить,
В решете не унести,
И в руках не удержать?
(Вода).

– Почему в гору не выкатить? (Течёт сверху вниз.)

– Почему в решете не унести? (Из отверстий вытечет.)

– А «в руках не удержать» почему? (Выльется.)

– О каком водном пространстве мы говорили на прошлом уроке? (О реках.)

– Что такое река?

– Сегодня на уроке мы поговорим о другом водном пространстве. Ой, совсем забыла. Сегодня шла в школу мимо почты, и мне почтальон вручил конверт с письмами для каждого из вас. Прочитаем?

– Дети читают каждый своё письмо про себя, а потом читаем вслух.

«Пишет Вам Водяной. Поселился я в прекрасном месте. Это водоём. Вода в нём чистая, много разных растений, животных, да, вот беда, никого из них я не знаю. Всё для меня здесь новое, неизвестное. А вдруг они не захотят со мной водиться и останутся со мной одни пиявки да лягушки. Помогите! Познакомьте меня с обитателями моего водоёма! А я позабочусь о ваших хороших отметках. К своему адресу я прилагаю карту и посылаю помощника Юнгу на корабле. Жду вас с нетерпением! Плавание ваше начинается от истока реки Незнанки. С Юнгой, проплыв левый и правый притоки, должны оказаться в устье Незнанки».

– Ну, что, ребята, согласимся помочь Водяному? Вы догадались, где он живёт, в каком водоёме? Разгадаем ребус, подтвердив наше предположение. (В ребусе «спряталось» слово «Озёра»).

3. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке поговорим об озёрах (тема открывается на доске) и их особенностях. Научимся находить на карте Евразии крупные по размеру озёра.

4. Изучение новой темы.

– Ребята, я что-то не очень адрес поняла, да карта без всяких обозначений. Давайте ещё раз внимательно прочитаем адрес и подчеркнём слова о которых говорили на прошлом уроке. (Исток, устье, приток).

– Вы знаете, что обозначают эти слова? Сейчас мы вспомним, а Юнга проверит наши знания. (Дети отвечают, один из учеников наносит на карту обозначения. Ответы оцениваются фишками.).

– Исток – место рождения реки. Устье – место впадения реки в океан, море, озеро или другую реку. Приток – это другие реки и ручейки, которые впадают в реку и отдают ей свою воду.

– Но в письме говориться о двух притоках: левом и правом. Как же нам их различить? (Встать лицом по течению).

– Карта с обозначениями готова, можем плыть на помощь нашему Водяному. А что бы в пути не было скучно, юнга предлагает весело отдохнуть.

5. Физкультурная минутка.

Как же долго мы сидели, наши руки онемели,
Наши ноги затекли, ими топнем: раз, два, три!
Руки в сторону, дружок, раз, два, три, потом – прыжок,
А теперь присядь скорее, не держись за батарею!
Со здоровьем всё в порядке, если делаешь зарядку.

6.Совместное открытие знаний.

– Вот мы и на месте. (Открываю Водяного и иллюстрацию озера в разрезе). А что же такое озеро? Попробуем дать ответ. На уроке труда мы заготовили макеты чего-то очень интересного. Теперь догадались, что мы изготавливали? (Озеро).

– Давайте нальём воду в наши небольшие углубления в макетах. Что происходит с водой? (Она стоит).

– Какая же вода в озёрах? (Стоячая).

Работа с учебной книгой.

Юнга предлагает нам проверить наши предположения по учебнику стр.8. Может, что-то, новое узнаем из статьи. (Читают).

– Что ещё узнали об озёрах? (Бывают проточные озёра и бессточные).

– Водяной прислал нам в конверте ещё и схемы озёр. Давайте поработаем с ними и со схемами в учебнике. (На доске увеличенное цветное изображение схем).

– Что же называем проточным озером? Бессточным? Какая вода в озёрах?

– Смотрите, Водяной нам ещё и записку небольшую оставил в бутылочной почте. Прочитаем?

– «Озеро моё называется Светлым, потому, что в нём чистая и прозрачная вода. Она настолько прозрачная, что на глубине двух метров видны камешки и рыбки».

– Вот одна из них:

(Читают заранее подготовленные дети.)

Он в самом омуте живёт –
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(Сом).

(На доске постепенно открываются обитатели озера без подписи-названия. Дети к отгадке находят нужного животного).

– Найдите изображение сома на доске и поместите его на дно нашего изображения озера.

– А другая очень красивая, но такая недотрога:

В реках, старицах, озёрах
Много зарослей, в которых
И в карьерах обитает
С промерзающей водой,
И серебряной бывает
И бывает золотой…
(Карась).

– Такую красивую рыбку обязательно нужно поместить в озеро.

Драчун и забияка,
Не знает страха,
Живёт в воде,
Носит иглы на спине.
(Ёрш)

– А по краям озера столько чудных растений! У одного странное название – стрелолист. Почему его так назвали? (Предположения учеников).

– Наверное, вы встречали такое растение с большими тёмно-коричневыми, почти чёрными головками. Как оно называется? Многие его по ошибке называют камыш, но по настоящему его название – рогоз.

– А однажды мне не руку приземлился: маленький вертолёт, золотые глаза. Кто же это? (Стрекоза).

7. Первичное закрепление.

– Красивое стало озеро Светлое у Водяного? Кто же живёт в озёрах и около них? (Ответы детей).

– Это не все обитатели нашего водоёма. О многих других вы как всегда сможете узнать из… (Энциклопедий).

8. Работа с картой.

– Наш Водяной живёт в маленьком озере, и его не видать на карте. Но он вам сообщает, что озёра бывают и очень большими. Юнга нас познакомит с ними. (По карте Евразии на доске и попутно по атласу у каждого на парте знакомимся с изображениями озёр Ладожское, Аральское море, Каспийское море).

– Как вы думаете, почему озеро, а назвали морем? (Такое большое, как море).

9. Физминутка на релаксацию.

10. Продолжение работы по теме.

– Юнга, плывя, на кораблике, много и хорошо питался и накопил грязную посуду. У него имеются моющие средства, он просит ему помочь. Каким средством лучше помыть посуду, чтобы не нанести вреда водоёму и всему живому в нём?

Проводится опыт с индикатором, который поочерёдно вливается в три мензурки. В одну кладём соду и вливаем индикатор, в другую – мыло, а в третью – порошок. С помощью индикатора видно, где вода приобрела другой цвет – значит это вредно для окружающей среды.

– Что посоветуем Юнге? Чем ему воспользоваться? Почему?

11. Итог урока.

– Чем озеро отличается от реки? (Отсутствием течения).

– Какие бывают озёра? (Проточные и бессточные).

– Кто может жить около озёр и в них? (Рыбы, насекомые, растения…).

12. Домашнее задание.

– Стр. 8, 9, работа по карте. (Даются пояснения, как рационально дома использовать свою учебную деятельность). Кто хочет узнать больше – по выбору задание № 2, 3.