Новые информационные технологии и Интернет в процессе обучения французскому языку

Разделы: Иностранные языки


Изобретение компьютера, создание всемирной компьютерной сети Интернет изменили многие стороны нашей жизни, в том числе и образование. Использование компьютеров позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей и преподавания. Интернет как еще один мощный инструмент в образовании имеет огромный дидактический и методический потенциал для нас, учителей иностранных языков.

В нашей школе, «Дрезненская СОШ №1», придается большое значение внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.

«La langue française, c'est une langue d'un grand peuple». С этих слов О. де Бальзака мы начинаем  обучение этому красивому языку и стараемся делать все возможное для поддержания интереса к предмету.

Основная и наиболее востребованная цель  работы учителя иностранного языка – формирование коммуникативной компетенции, способности к межкультурному взаимодействию. Интегрируя Интернет-ресурсы в учебный процесс, мы можем более эффективно решать дидактические задачи на уроке, повысить мотивацию изучения иностранного языка.

Разумеется, это требует огромной подготовительной работы. Начали мы с отбора интересных и актуальных аутентичных текстов из газет и журналов страноведческого и культурологического характера в качестве дополнительных материалов к учебникам. Затем появилась возможность использовать на уроках звуковые записи и видеозаписи из Сети. В настоящее время решается вопрос прямого выхода в Интернет на уроках французского языка, что  может позволить реальное общение с представителями других стран, расширить коммуникативную компетенцию и кругозор наших учеников.

Глобальная сеть бездонна. Наш банк необходимых Интернет-адресов постоянно пополняется. Возникла необходимость его систематизации, создания НИТИ-методик по изучаемым темам, и в этом нам могут помочь компьютерные технологии. НИТИ-методики – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.  Например:

La Musique, les chansons

1. FLEla chanson en classe http://www.edufle.net/breve3.html
2. Karaoke gratuit  http://www.espace-francophone.com/karaoke/index.html
3. Hall  de la chanson  http://www.lehall.com/
4. Musique,chronique.dossiers http://www.lehall.com/
5. http://www.parolesmania.com/
6. http://www.paroles.net/
7. http://www.cite-musique.fr/francais/accueil.html
8. Bonjour de France:Culture, chansons http://www.webstore.fr/bdf/liens/Culture/Chanteurs/
9. www.dailymotion.com

«Педагогические технологии нельзя выучить. Можно наметить лишь ориентиры их возможного применения» [ 1 ].
Области применения ИКТ и Интернета в школе неисчерпаемы. Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над проектами.
С помощью Интернета мы готовим выпуски стенгазеты «LINGUA», печатного органа нашего «Клуба друзей французского языка», на русском  и  французском языках. Тематика самая разнообразная: V.Hugo,  Impressionnisme,  Francophonie, Normandie-Niémen, Les Russes dans la Résistance française и т.д. Разумеется, проводились нами и устные выпуски.

Использование ресурсов сети сделало более зрелищными вечера встреч в клубе. «Salut, ma France», «A travers Paris», «La poésie autour de nous», «La journée des langues étrangères» запомнились и «французам», и «англичанам».

Информационные технологии и Интернет помогают нам и в создании докладов, презентаций. Подготовка презентаций – творческий процесс, часто совместная деятельность учителя и ученика. Презентации эффективно используются на различных этапах урока и во внеурочной деятельности, что позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал.

При подготовке презентации ученик проводит огромную исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, проявляет творческий подход к изучаемому предмету. «Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль – роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся» [ 2 ].
При работе  над рефератом и презентацией   «Французский язык вокруг нас или галлицизмы в русском языке» для районного конкурса «Старт в науку-2008» ученица 7-го класса Терченко   Эмма, занявшая 2-е место, с помощью Интернет-ресурсов отобрала и изучила огромное количество материала.

Компьютерные технологии были использованы при исследовании словарей, построении  диаграмм, создании презентации в программе Microsoft Office Power Point.

Иностранные заимствования в русском языке.

Работа с компьютером расширила интеллектуальные возможности учеников.

В настоящее время мы реализуем проект по созданию мультимедийных  наглядных пособий – дополнений к УМК  «Oiseau bleu», «Objectif». Уже есть презентации « «Union Européenne», «Francophonie», Impressionnistes»,  «La lutte commune contre le fascisme» и др.

On-line TV

Параллельно ведется поиск и отбор видеосюжетов страноведческого и культурологического характера, способных расширить социокультурные и социолингвистические компетенции учащихся , documents authentiques habillés, как их называют во французских методиках. Для этого мы обратились к сайтам франкоязычных  телеканалов, например: NRJ Paris, Сap24, France 3. Новостные видеосюжеты обладают многими достоинствами. Они создают эффект реального присутствия в стране изучаемого языка, они актуальны, их можно часто менять. У них высокая степень интерактивности . На каждом сайте есть рубрика «добавить комментарий», в которой могут участвовать  наши ребята, или просто ознакомиться с мнением других зрителей.

Отбор видео – очень сложный вид работы. Так как школьный Интернет не способен принять  on-line TV, приходится всю подготовительную работу проводить дома.

Как никакое другое наглядное пособие, видео дает многоканальную подачу информации через звук, картинку и текст – это различные подписи,  иконографические части, графики. «Все речевые компетенции можно развивать на основе видеосюжетов… Видео, мультимедийные материалы – богатая страница французской культуры» [ 3 ].

Мною была создана авторская программа по французскому языку для 8–9 классов «A Paris par la télé».

Мы используем в работе и другие виды  мультимедийных материалов: отрывки из  художественных, документальных, музыкальных, мультипликационных фильмов; специально для учебных целей снятые программы; компьютерные видеоигры на французском языке для работы с лексикой, грамматикой; видеоклипы + тексты песен и т.д. Много интересных материалов нам предоставляют Интернет-сайты, например: www.actes-sud-junior.fr, – книги, игры,песни; www.azurlingua.com – тесты, упражнения, компьютерные учебные игры; www.lepointdufle.net – все: упражнения, тесты, видео.

Мультфильмы

 «Азур и Асмар», «Персеполис», «Пиф и Геркулес», «Корова,которая хотела перепрыгнуть церковь», «Поросенок, который хотел похудеть». Последний, «Поросенок, который хотел похудеть» или  «Dans le cochon tout est bon», мы посмотрели с помошью Интернета по французскому  on-line tv, канал Clap24. Очень интересный, забавный мультфильм на тему «Спорт, здоровый образ жизни».

Обучающие компьютерные программы в Интернете

1. Сайт CANAL Reve (http://www.didierbravo.com/index.htm),  упражнения которого основываются на интерактивной методике BRAVO.
3. Lexique FLE de la famille Perrot (http://lexiquefle.free.fr/). Каждая лексическая единица имеет визуальное и звуковое оформление. Интерактивные упражнения помогают закрепить изучаемую лексику и основные грамматические явления.

4. DIDIER ACCORD (http://www.didieraccord.com/). Лексико-грамматические упражнения разных уровней сложности с автоматическим исправлением ошибок.
5. Tourisme à Paris (http://tourismefle.free.fr/) Обустройство в отеле, визит в известный музей, знакомство с достопримечательностями французской столицы. Диалоги и интерактивные упражнения имеют ярко выраженную коммуникативную направленность.
6.  Bonjour de France (http://www.bonjourdefrance.com/). Курс «Bonjour de France» школы французского языка Azurlingua – это интерактивный курс в игровой форме с упражнениями, тестами любого уровня сложности.
7. The French Experience I.2 созданы в 1995, 1996 гг. компанией BBC.
8. Ma France (создан в 2006) – видеокурс французского компании BBC. http://www.bbc.co.uk/languages/french/mafrance/
Много интересных материалов нам предоставляют следующие Интернет-сайты: www.actes-sud-junior.fr – книги, игры,песни; www.azurlingua.com – тесты, упражнения, компьютерные учебные игры; www.lepointdufle.net – упражнения, тесты, видео.
«Le multimédia est devenu un puissant outil pédagogique, motivant et en prise avec le quotidien des élèves» [4]. Интернет – неисчерпаемый источник педагогических приемов для всех учителей. Это окно в мир Большой Школы.

 

Список литературы.

1. Леонтьев А.А.«Школа 2100. Педагогика здравого смысла. Сборник материалов», – М., 2003 г .
2. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе, 2000, №1.
3. Шашурина А.Ю. Видео-лекция   Интернет-марафона-2008 «Использование мультимедийных средств на уроке французского языка».
4. Prospective pédagogique , n° 25 – Octobre 2002.