Тема: Моя Родина – Россия (посвящено Дню народного единства).
Цели:
- Познакомить с праздником «День народного единства».
- Рассказать о современной государственной символике России и Татарстана.
- Воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Оборудование: Изображения символики России и Татарстана: флаг, герб, гимн; аудиозапись: гимн Российской Федерации, стихотворение «Слово о российском флаге», песня «Наш край » (сл. А.Пришелец, муз. Д. Кабалевского), «Солнечный круг» (сл. А.Ошанина, муз. А. Островского); флажки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент
Звучит песня «У моей России длинные косички». Дети исполняют танец с лентами.
II. Знакомство с праздником «День народного единства»
– Ребята, сегодня мы с вами собрались не
случайно. Кто скажет, какой праздник отмечает 4
ноября вся наша страна? (День народного
единства)
– Этот праздник отмечается совсем недавно, с 2005
года. Скажите, как называется государство, в
котором мы все живем? (Россия)
– Россия – многонациональное государство, ее
населяют более 180 разных национальностей. И все
народы составляют единую дружную семью.
– А, как называют народ, проживающий в России? (Россияне)
– Этот новый праздник призван напомнить о том,
что мы, россияне, несмотря на то, что принадлежим
к разным национальностям и разной вере – мы
единый народ с общей исторической судьбой и
общим будущим. День народного единства является
праздником согласия, взаимопонимания и
сплочения всего народа.
– Послушайте, как об этом говорится в
стихотворении. (Рассказывают дети)
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.Давно мы по духу едины
И связаны общей судьбой,
И знамя единства водило
Всех нас и на труд, и на бой.
– Одним из примеров народного единства, в
результате которого была одержана победа,
является 1612 год. Во главе Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского была освобождена Москва от
иностранных захватчиков. И таких примеров очень
много.
– Россия – это страна, где мы родились. Как еще мы
можем ее называть? (Родина, Отчизна, Отечество)
– Прочитайте хором на плакате: «Моя Родина –
Россия».
– А сейчас, ребята расскажут вам о том, что мы
Родиной зовем.
Стихотворение «Что мы Родиной зовем?»
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Вместе дружно мы идем.Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер под окном.Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим – синим
Флаг России над Кремлем.
– В большой стране у каждого человека есть свой
маленький уголок – город, улица, дом, где он
родился. Это его маленькая Родина. А из множества
таких маленьких уголков и состоит наша общая,
великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у
каждого она одна.
– А сейчас исполним песню «Наш край». (Группа
детей танцуют русский народный танец).
– Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в
любую минуту встать на ее защиту и, конечно же,
хорошо знать историю своей страны.
II. Символы государства
– У каждого государства есть 3 обязательных
символа. По ним всегда можно узнать, о какой
стране идет речь, поэтому вы их должны хорошо
отличать.
– Какие государственные символы вы знаете? (Флаг,
герб, гимн).
III. Государственный гимн
– Скажите, что такое гимн? (Это
торжественная песня).
– В каких случаях он исполняется? (В
особых, торжественных случаях: во время подъема
государственного флага, в дни торжественных
праздников, в случае победы наших спортсменов на
международных соревнованиях).
– Сегодня такой торжественный случай
наступил. Когда исполняют гимн, люди встают, тем
самым, выражая уважение к своей стране.
Исполняется гимн Российской Федерации.
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена.Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой.От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!Широкий простор для мечты и для жизни,
Грядущие, нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне
Так было, так есть и так будет всегда!
– Наш гимн величествен. В его словах прославляется наша Родина – Россия. Музыке гимна уже более 50 лет, а слова современного гимна были написаны Михалковым С.В. в 2000 году. А сейчас, послушайте гимн нашей республики. (Звучит в аудиозаписи гимн Татарстана).
IV. Российский герб
– Рассмотрите изображение герба России.
Очертание какого старинного вооружения
напоминает герб? (Щит).
– Кто изображен на фоне красного щита? (Золотой
двуглавый орел).
– Как вы думаете, почему орел двуглавый?
– Послушайте стихотворение о гербе. (Рассказывает
ученик).
Герб
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный.
– Двуглавый орел символизирует единство
народов, живущих на необъятных просторах нашей
Родины. Он, как бы, смотрит одновременно на Запад
и на Восток. Крылья орла подняты, он показывает
свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия –
могучая страна. Над головами 3 короны – это
символ союза народов, из которых состоит Россия.
В правой лапе орла скипетр – это жезл, символ
власти. Он украшен резьбой, золотом и
драгоценными камнями. В левой лапе – держава. Это
золотой шар с крестом наверху. Раньше они служили
знаками царской власти, теперь у нас царя нет.
Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей
страны и символизируют независимость России от
других государств. На груди орла красный щит с
изображением всадника – святого Георгия
Победоносца, поражающего копьем черного дракона.
Этот воин олицетворяет добро. Он убивает символ
зла. Герб России символизирует победу добра
над злом. Наш современный герб был утвержден в 2000
году. Однако, он очень древний, ему уже более
пятисот лет, т.к. он является наследником герба,
который страна имела 500 лет назад.
– Где мы можем увидеть изображение герба? (На
паспортах, печатях, монетах, на зданиях
правительства, суда).
V. Герб Республики Татарстан
– Что вы можете сказать об этом гербе? (Это
герб нашей республики).
Он был утвержден в 1992 году, имеет форму круглого
щита. В центре изображен крылатый белый барс.
В древности барс считался покровителем детей. В
гербе Татарстана, барс – покровитель всего
народа республики. На боку барса – круглый
золотой щит, означающий защищенность граждан
республики. Три золотых круга. Цветок белой астры
на щите с четным количеством лепестков – символ
долголетия. Острые зубы и когти барса означают
его способность постоять за себя. Крылья
символизируют силу не только на земле, но и на
небесах. Положение хвоста барса означает
дружелюбие, заключенные друг в друга, означают
единство граждан. Золото – символ богатства
земли Татарстана. Таким образом, герб
Татарстана символизирует – добро, благополучие
граждан, дружбу между народами и мир.
VI. Государственный флаг России
– Послушайте стихотворение (рассказывает ученик).
Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
– О каком символе это стихотворение? (О
флаге).
– Кто знает, как иначе называется флаг? (Знамя).
– Эти слова означают одно и то же, только слово
знамя – славянское, а флаг – голландское.
Знамена появились еще в древности и раньше на
Руси знамя называли стягом.
– Все вы знаете, как выглядит современный
российский флаг.
– Какие цвета вы видите на нем? (Белый, синий,
красный).
– Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
– Кто знает, что они означают?
– А сейчас внимательно прослушайте грамзапись и
постарайтесь точнее запомнить, что означают эти
три цвета.
Прослушивание аудиозаписи: «Слово о российском флаге».
Российский флаг!
Дыханье весны и отсветы
Далекой ратной битвы.
Три символа, три цвета сплетены
И на века в едином стяге свиты.В нем белый цвет – сиянье чистоты,
В знак благородства символ вечности и правды.
В полях российских так снега чисты
И также храмы светом святости богаты.Багровым цветом полоса горит –
То, память о минувшем лихолетье,
О мужестве, о красоте любви
И ты, грядущее, преемник и наследник.Цвет верности, как море васильков,
Цвет целомудрия, неотразимо синий.
Всплывает флаг российский трех цветов –
Опора, сила, мощь моей России!
– Кто сможет ответить, что означают цвета? (Белый – мир, чистота, правда. Синий – верность. Красный – мужество, отвага).
– В каких случаях поднимают государственный флаг? (Во время торжественных праздников, на спортивных соревнованиях).
VII. Флаг Республики Татарстан.
– Кто знает, что представляет из себя флаг
нашей республики? (Флаг Татарстана состоит из
полос зеленого, белого и красного цветов. Верхняя
полоса – зеленая, нижняя – красная, между ними –
узкая белая полоска).
– Цвета флага означают: зеленый – зелень весны,
возрождение; белый – чистоту; красный – силу,
жизнь. Эти цвета символизируют Татарстан, как
возрождающуюся республику, у которой помыслы
чисты и есть жизненные силы для развития своей
государственности.
VIII. На века России – слава!
– Ребята, сегодня мы вспомнили главные символы России и Татарстана. Все мы должны их знать и почитать. Они имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, ими нужно гордиться.
– А сейчас, слово старшеклассникам. (Дети рассказывают стихи).
На века России нашей – слава!
Непреклонно мужество Руси.
Отчий дом и честь храни, держава,
Флаг страны достойно неси.Дух единства крепи нашу силу,
Светлой вере открыта страна.
Правь судьбой, великая Россия,
Славься, Русь, на все времена!
Исполняется танец с флажками.
– Все народы России должны жить в мире и согласии, только тогда мы будем сильны и непобедимы.
Говорят дети:
– Пусть всегда над нами ярко солнце светит.
– Пусть всегда будет мир на Земле.
– Пусть знают все на свете
Хором: Мы солнечные дети!
Исполняется песня «Солнечный круг».
– Спасибо, ребята, всем, кто принял активное
участие на нашем празднике.
День народного единства должен стать для нас
праздником доброты, милосердия, заботы о людях. И
каждому из вас уже сейчас нужно задуматься над
тем, как ты помогаешь ближнему, когда ты проявил
милосердие, был ли ты честен, добр и справедлив.
Только тогда ты можешь считать себя настоящим
гражданином России.