Внеклассное мероприятие "Моя Родина — Россия"

Разделы: Внеклассная работа


Тема: Моя Родина – Россия (посвящено Дню народного единства).

Цели:

  • Познакомить с праздником «День народного единства».
  • Рассказать о современной государственной символике России и Татарстана.
  • Воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

Оборудование: Изображения символики России и Татарстана: флаг, герб, гимн; аудиозапись: гимн Российской Федерации, стихотворение «Слово о российском флаге», песня «Наш край » (сл. А.Пришелец, муз. Д. Кабалевского), «Солнечный круг» (сл. А.Ошанина, муз. А. Островского); флажки.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

Звучит песня «У моей России длинные косички». Дети исполняют танец с лентами.

II. Знакомство с праздником «День народного единства»

– Ребята, сегодня мы с вами собрались не случайно. Кто скажет, какой праздник отмечает 4 ноября вся наша страна? (День народного единства)
– Этот праздник отмечается совсем недавно, с 2005 года. Скажите, как называется государство, в котором мы все живем? (Россия)
– Россия – многонациональное государство, ее населяют более 180 разных национальностей. И все народы составляют единую дружную семью.
– А, как называют народ, проживающий в России? (Россияне)
– Этот новый праздник призван напомнить о том, что мы, россияне, несмотря на то, что принадлежим к разным национальностям и разной вере – мы единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим. День народного единства является праздником согласия, взаимопонимания и сплочения всего народа.
– Послушайте, как об этом говорится в стихотворении. (Рассказывают дети)

Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.

Давно мы по духу едины
И связаны общей судьбой,
И знамя единства водило
Всех нас и на труд, и на бой.

– Одним из примеров народного единства, в результате которого была одержана победа, является 1612 год. Во главе Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского была освобождена Москва от иностранных захватчиков. И таких примеров очень много.
– Россия – это страна, где мы родились. Как еще мы можем ее называть? (Родина, Отчизна, Отечество)
– Прочитайте хором на плакате: «Моя Родина – Россия».
– А сейчас, ребята расскажут вам о том, что мы Родиной зовем.

Стихотворение «Что мы Родиной зовем?»

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Вместе дружно мы идем.

Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер под окном.

Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим – синим
Флаг России над Кремлем.

– В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.
– А сейчас исполним песню «Наш край». (Группа детей танцуют русский народный танец).
– Мы должны любить свою Родину, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.

II. Символы государства

– У каждого государства есть 3 обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь, поэтому вы их должны хорошо отличать.
– Какие государственные символы вы знаете? (Флаг, герб, гимн).

III. Государственный гимн

Скажите, что такое гимн? (Это торжественная песня).
В каких случаях он исполняется? (В особых, торжественных случаях: во время подъема государственного флага, в дни торжественных праздников, в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях).
Сегодня такой торжественный случай наступил. Когда исполняют гимн, люди встают, тем самым, выражая уважение к своей стране.

Исполняется гимн Российской Федерации.

Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена.

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой.

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!

Широкий простор для мечты и для жизни,
Грядущие, нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне
Так было, так есть и так будет всегда!

– Наш гимн величествен. В его словах прославляется наша Родина – Россия. Музыке гимна уже более 50 лет, а слова современного гимна были написаны Михалковым С.В. в 2000 году. А сейчас, послушайте гимн нашей республики. (Звучит в аудиозаписи гимн Татарстана).

IV. Российский герб

– Рассмотрите изображение герба России. Очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит).
– Кто изображен на фоне красного щита? (Золотой двуглавый орел).
– Как вы думаете, почему орел двуглавый?
– Послушайте стихотворение о гербе. (Рассказывает ученик).

Герб

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный.

– Двуглавый орел символизирует единство народов, живущих на необъятных просторах нашей Родины. Он, как бы, смотрит одновременно на Запад и на Восток. Крылья орла подняты, он показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна. Над головами 3 короны – это символ союза народов, из которых состоит Россия. В правой лапе орла скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой, золотом и драгоценными камнями. В левой лапе – держава. Это золотой шар с крестом наверху. Раньше они служили знаками царской власти, теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением всадника – святого Георгия Победоносца, поражающего копьем черного дракона. Этот воин олицетворяет добро. Он убивает символ зла. Герб России символизирует победу добра над злом. Наш современный герб был утвержден в 2000 году. Однако, он очень древний, ему уже более пятисот лет, т.к. он является наследником герба, который страна имела 500 лет назад.
– Где мы можем увидеть изображение герба? (На паспортах, печатях, монетах, на зданиях правительства, суда).

V. Герб Республики Татарстан

– Что вы можете сказать об этом гербе? (Это герб нашей республики).
Он был утвержден в 1992 году, имеет форму круглого щита. В центре изображен крылатый белый барс. В древности барс считался покровителем детей. В гербе Татарстана, барс – покровитель всего народа республики. На боку барса – круглый золотой щит, означающий защищенность граждан республики. Три золотых круга. Цветок белой астры на щите с четным количеством лепестков – символ долголетия. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя. Крылья символизируют силу не только на земле, но и на небесах. Положение хвоста барса означает дружелюбие, заключенные друг в друга, означают единство граждан. Золото – символ богатства земли Татарстана. Таким образом, герб Татарстана символизирует – добро, благополучие граждан, дружбу между народами и мир.

VI. Государственный флаг России

– Послушайте стихотворение (рассказывает ученик).

Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.

– О каком символе это стихотворение? (О флаге).
– Кто знает, как иначе называется флаг? (Знамя).
– Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Знамена появились еще в древности и раньше на Руси знамя называли стягом.
– Все вы знаете, как выглядит современный российский флаг.
– Какие цвета вы видите на нем? (Белый, синий, красный).
– Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
– Кто знает, что они означают?
– А сейчас внимательно прослушайте грамзапись и постарайтесь точнее запомнить, что означают эти три цвета.

Прослушивание аудиозаписи: «Слово о российском флаге».

Российский флаг!
Дыханье весны и отсветы
Далекой ратной битвы.
Три символа, три цвета сплетены
И на века в едином стяге свиты.

В нем белый цвет – сиянье чистоты,
В знак благородства символ вечности и правды.
В полях российских так снега чисты
И также храмы светом святости богаты.

Багровым цветом полоса горит –
То, память о минувшем лихолетье,
О мужестве, о красоте любви
И ты, грядущее, преемник и наследник.

Цвет верности, как море васильков,
Цвет целомудрия, неотразимо синий.
Всплывает флаг российский трех цветов –
Опора, сила, мощь моей России!

– Кто сможет ответить, что означают цвета? (Белый – мир, чистота, правда. Синий – верность. Красный – мужество, отвага).

– В каких случаях поднимают государственный флаг? (Во время торжественных праздников, на спортивных соревнованиях).

VII. Флаг Республики Татарстан.

– Кто знает, что представляет из себя флаг нашей республики? (Флаг Татарстана состоит из полос зеленого, белого и красного цветов. Верхняя полоса – зеленая, нижняя – красная, между ними – узкая белая полоска).
– Цвета флага означают: зеленый – зелень весны, возрождение; белый – чистоту; красный – силу, жизнь. Эти цвета символизируют Татарстан, как возрождающуюся республику, у которой помыслы чисты и есть жизненные силы для развития своей государственности.

VIII. На века России – слава!

– Ребята, сегодня мы вспомнили главные символы России и Татарстана. Все мы должны их знать и почитать. Они имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, ими нужно гордиться.

– А сейчас, слово старшеклассникам. (Дети рассказывают стихи).

На века России нашей – слава!
Непреклонно мужество Руси.
Отчий дом и честь храни, держава,
Флаг страны достойно неси.

Дух единства крепи нашу силу,
Светлой вере открыта страна.
Правь судьбой, великая Россия,
Славься, Русь, на все времена!

Исполняется танец с флажками.

– Все народы России должны жить в мире и согласии, только тогда мы будем сильны и непобедимы.

Говорят дети:

– Пусть всегда над нами ярко солнце светит.
– Пусть всегда будет мир на Земле.
– Пусть знают все на свете

Хором: Мы солнечные дети!

Исполняется песня «Солнечный круг».

– Спасибо, ребята, всем, кто принял активное участие на нашем празднике.
День народного единства должен стать для нас праздником доброты, милосердия, заботы о людях. И каждому из вас уже сейчас нужно задуматься над тем, как ты помогаешь ближнему, когда ты проявил милосердие, был ли ты честен, добр и справедлив. Только тогда ты можешь считать себя настоящим гражданином России.