Правописание падежных окончаний имен прилагательных (закрепление). А.С. Пушкин "Гонимы внешними лучами"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Совершенствовать навык правильного написания падежных окончаний имен прилагательных;
  2. Знакомство со стихотворением А.С.Пушкина "Гонимы вешними лучами";
  3. Развивать у детей способность полноценно воспринимать стихотворение, эмоционально откликаться на прочитанное; учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
  4. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, речь учащихся;
  5. Обогащать реальное представление детей об окружающей природе;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

(Звучит скрипичный концерт Вивальди "Весна")

Ребята, представьте себе, что вы цветочки. Раннее утро. Цветы начинают просыпаться. Они обрадовались наступившему утру, потянулись к солнышку и, окончательно проснувшись, сказали: "Доброе утро!". И улыбнулись.

Подарите свои улыбки друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами поднялись на ступеньку выше во время работы на этом уроке. Успехов вам и удач!

II.Сообщение темы урока

Сегодня мы побываем в гостях. Заглянем в музыкальную гостиную, побываем в поэтическом зале, пройдёмся по картинной галерее. И везде встретимся с одним временем года. А с каким временем, вы узнаете, отгадав загадку.

Вот проклюнулись листочки,
Травка первая видна,
Это в солнечном платочке
Приближается : (весна).

Закройте глаза и шепотом произнесите слово "весна". Что вы почувствовали?

Да, весну мы встречаем с радостью.

III. Прослушивание произведения П.И.Чайковского "Времена года. Март".

Не только мы радуемся этому времени года. Но и многие музыканты посвящали свои произведения весне. Заглянем в музыкальную гостиную, где нас встретит П.И.Чайковский с произведением "Март" из цикла "Времена года". Послушаем, как он выразил в музыке неповторимую красоту природы. Сядьте поудобнее. Прикройте глазки, чтобы остаться наедине с музыкой.

(Дети прослушивают музыку)

Что услышали? Что представили?

IV. Знакомство со стихотворением А.С.Пушкина "Гонимы вешними лучами".

Не оставляла равнодушными весна и поэтов. Многие из них воспевали в своих стихах это удивительное время года. И сейчас мы переходим в поэтический зал.

Еще природа не проснулась,
Но средь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась:

Какие замечательные слова! Это зазвучал наш поэтический ручеёк. Он подхватил наш кораблик и понёс его от парты к парте.

(Учитель передаёт кораблик от одной парты к другой. Дети читают отрывки стихов о весне.)

Прошли дожди, апрель теплеет,
всю ночь - туман, а по утру
весенний воздух точно млеет
и мягкой дымкою синеет
в далёких просеках в бору.
(И.Бунин)
Зимние дни миновали,
ночи короткие стали;
солнышко с неба ясней
луч золотой разливает.
(С.Дрожжин)
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
румяный светлый хоровод
толпится весело за ней.
(Ф.Тютчев)
Уж верба вся пушистая
раскинулась кругом,
опять весна душистая
Повеяла крылом.
(А.Фет)
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А.Плещеев)

Какая плеяда поэтов разных времён! Но сегодня мы будем читать стихотворение самого талантливого, самого известного, великого и неповторимого русского поэта А.С.Пушкина.

Стихотворение "Гонимы вешними лучами" - это отрывок из романа в стихах "Евгений Онегин", с которым вы будете знакомиться в старших классах.

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Повторное чтение стихотворения учащимися с выделением картин.

3. Анализ стихотворения.

а) По весне небо блещет синевой. Как вы себе это представляете?

б) Долины пестреют. Почему? Из каких цветов складывается пёстрый ковёр лугов по весне?

(Дети называют цветы и травы, а учитель демонстрирует эти растения с помощью мультимедийного проектора)

в) Какую картинку видим, когда читаем о пчеле?

  • По каким словам догадались об улье?
  • Зачем пчела летит на поле?
  • За данью полевой - это за чем?
  • Какое слово встретилось незнакомое? (Келья)
  • Что оно означает?

г) Найдите главные строки. Почему они главные?

Пофантазируем вместе с автором. Если весна - утро года, тогда чем будет лето? Осень? Зима?

д) Как будем читать стихотворение?

V. Выборочное комментированное списывание.

При помощи каких частей речи автор описал красоту весны?

Выпишите сочетания прилагательных с существительными, определите падеж и выделите окончания прилагательных.

  • Вешними лугами
  • С окрестных гор
  • Мутными ручьями
  • На потоплённые луга
  • Улыбкой ясною
  • Прозрачные леса
  • За данью полевой
  • Из кельи восковой

Как определить падеж имени прилагательного?

VI. Физминутка.

VII. Рассматривание репродукций картин.

А сейчас мы переходим в картинную галерею. Многие художники запечатлели на своих полотнах вид весенней природы. Познакомимся с картинами русских художников.

На доске три репродукции картин:

  1. И.Левитан "Март"
  2. И.Ромадин "Март"
  3. А.Саврасов "Грачи прилетели"

Посмотрите внимательно на эти картины. Что объединяет их?

VIII. Самостоятельная творческая работа.

На столе у каждого из вас лежат карточки. Вставьте в текст подходящие по смыслу имена прилагательные.

ВАРИАНТ 1

С : неба льются лучи : солнышка. Тает : снег. Потемнели дороги. : веточки берез покрылись : почками. : ветерок играет верхушками деревьев.

ВАРИАНТ 2

Наступает : весна. : лучи солнца уже тронули : снег. Покраснели : веточки на берёзах. В : небе поют птицы. На : берёзе строит гнездо грач.

ВАРИАНТ 3

Пробуждается природа после : сна. Сильнее пригревает : солнышко. : ручейки талой воды устремились в низины. Деревья ещё в : плену. Но : веточки берёз ждут тепла.

Слова для справок: голубое, высокое, ясное, чистое, весеннее, ласковое, тёплые, яркие, приветливые, ноздреватый, влажный, последний, шумные, веселые, озорные, говорливые, звонкие, гибкие, нежные, тоненькие.

IX. Проверка самостоятельной работы.

Послушайте внимательно получившиеся тексты и определите, к какой из этих картин могло бы подойти каждое описание.

X. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Вернёмся в начало урока, когда вы представляли себя цветами. Если бы вы были цветочками, чтобы сказали весне?

Поделитесь своими впечатлениями от урока. Что понравилось больше всего? Я вижу, что у вас весёлое, солнечное настроение. Спасибо вам за работу на уроке!