Внеклассное мероприятие "Я — толерантная личность"

Разделы: Внеклассная работа


ЦЕЛЬ: Сформировать теоретические и методические основы по воспитанию толерантности.

Задачи:

  • развивать социальную интуицию, чувствительностью, понимание другого человека.
  • создать условия для осознания важности воспитания толерантности.
  • ознакомить воспитанников с основными чертами толерантной личности, дать возможность воспитанникам оценить степень своей толерантности.
  • обучить толерантно, выражать свои негативные чувства, конструктивным способом выхода из конфликтных ситуаций

Тип занятия: комбинированный.

Принципы обучения, реализуемые на занятии:

  • системность: поэтапность прохождения материала, всей темы в целом;
  • закрепление пройденного на каждом последующем занятии;
  • доступность: необходимость соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям воспитанников, уровню их развития;
  • сознательность: положительное отношение воспитанников к занятию;
  • самостоятельная работа воспитанников: разбор ситуации.

Методы, используемые на занятии:

  • словесные - объяснение, поисковые беседы;
  • наглядность - опросник “Я - толерантная личность”;
  • методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности;
  • ситуационный метод – разбор ситуации;
  • методы контроля и самоконтроля.

Оборудование и материалы:

стол, бланки опросника для каждого воспитанника. Бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на стенку. Карточки с ситуациями.

Предварительная работа:

  • оформление помещения;
  • подготовка бланка опросника;
  • подготовка карточек с ситуациями.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня на нашем занятии мы рассмотрим проблему противостояния нетерпимости. Мы уделим внимания навыкам ведения позитивного диалога с окружающими и самим собой. Давай разберемся, что же такое - толерантность? (ответы детей). (Терпимость, способность терпеть что-то или кого-то, доброжелательность, взаимопонимание и т.д.).

2. Сообщение нового материала.

Тема нашего занятия “Я – толерантная личность”. Сейчас я вам раздам бланки опросника, в котором 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция:

Сначала в колонке А поставьте:

“+” напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены;
“0” напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте:
“+” напротив тех трех черт, которые, на наш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Этот бланк останется у вас, и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываться. На заполнение опросчика дается 3-5 минут.

Ребята, поднимите руки те, кто отметил в колонке В первое качество, число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка, который прикреплен к стене. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения группового коллектива)

Заготовка для упражнения

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

1. Расположенность к другим    
2.Снисходительность    
3. Терпение    
4. Чувство юмора    
5. Чуткость    
6. Доверие    
7. Альтруизм    
8. Терпимость к различиям    
9. Умение владеть собой    
10. Доброжелательность    
11. Умение не осуждать других    
12. Гуманизм    
13. Умение слушать    
14. Любознательность

15. Способность к сопереживанию

   

 

Воспитанники получают возможность:

  • сравнить представление о толерантной личности
  • сравнить представление о себе (“+” в колонке “А”) с портретом толерантной личности, созданным группой

3. Закрепление полученных знаний:

Моделирование ситуаций

Трагическое событие случилось в одной из школ. Один из учеников 5 класса совершил попытку самоубийства. К счастью, мальчик был спасен. На вопрос о причинах своего поступка, он ответил, что соученики постоянно издевались над ним, били его, вымогали деньги, унижали. Соученики объяснили своё поведение тем, что мальчик еврей и не заслуживает другого отношения.

(ответы детей)

В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей различными кличками. Кому – то достаются приятные клички, кому-то не- очень. Одного из ребят все называют “Толстый”, хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Миша. Вы называете его по имени, но все кричат: “Какой он Миша, он – Толстый!”.

Ваши действия:

- Станете тоже называть его “Толстый”, иначе все могут начать смеяться над вами.

- Будите называть его по имени – вам наплевать на мнение окружающих.

- Попробуйте объяснить всем, что называть людей обидными кличками – глупо.

В вашем дворе живет девочка – инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Ваши действия:

- Откажитесь. Зачем вам общаться с инвалидами?

- Согласитесь, но потом не пойдете – наверняка там будет скучно.

- Пойдете и приведете с собой сестру.

4. Рефлексия деятельности:

  • Какие новые слова мы сегодня повторили?
  • Что нового узнали?
  • Какие были затруднения?

5. Заключительная часть.

Ребята я рада, что вы были активны на нашем занятии. Спасибо.

Предполагаемый результат:

  • сформированы общечеловеческие ценности, моральные нормы.
  • развиты навыки поведения, позволяющие установить контакт с другим человеком.
  • сформированы устойчивые нравственные качества, высокой культуры поведения.

Использованная литература:

  1. М.А. Алоева В.Е. Бейсова “Поговорим как взрослые” Ростов-на-Дону Феникс 2007 г.
  2. С.Л. Вигман “Педагогика в вопросах и ответах” Проспект Москва 2006 г.
  3. М. Ю. Женило “Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся лицеев” Ростов-на-Дону Феникс 2006 г.

Литература для детей 

  1. В.М. Борискин. Л. В. Ударцева. “Энциклопедия для юношей и мужчин” Санкт-Петербург. ТОО “Диамант”.