ЦЕЛЬ: Сформировать теоретические и методические основы по воспитанию толерантности.
Задачи:
- развивать социальную интуицию, чувствительностью, понимание другого человека.
- создать условия для осознания важности воспитания толерантности.
- ознакомить воспитанников с основными чертами толерантной личности, дать возможность воспитанникам оценить степень своей толерантности.
- обучить толерантно, выражать свои негативные чувства, конструктивным способом выхода из конфликтных ситуаций
Тип занятия: комбинированный.
Принципы обучения, реализуемые на занятии:
- системность: поэтапность прохождения материала, всей темы в целом;
- закрепление пройденного на каждом последующем занятии;
- доступность: необходимость соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям воспитанников, уровню их развития;
- сознательность: положительное отношение воспитанников к занятию;
- самостоятельная работа воспитанников: разбор ситуации.
Методы, используемые на занятии:
- словесные - объяснение, поисковые беседы;
- наглядность - опросник “Я - толерантная личность”;
- методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности;
- ситуационный метод – разбор ситуации;
- методы контроля и самоконтроля.
Оборудование и материалы:
стол, бланки опросника для каждого воспитанника. Бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на стенку. Карточки с ситуациями.
Предварительная работа:
- оформление помещения;
- подготовка бланка опросника;
- подготовка карточек с ситуациями.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сегодня на нашем занятии мы рассмотрим проблему противостояния нетерпимости. Мы уделим внимания навыкам ведения позитивного диалога с окружающими и самим собой. Давай разберемся, что же такое - толерантность? (ответы детей). (Терпимость, способность терпеть что-то или кого-то, доброжелательность, взаимопонимание и т.д.).
2. Сообщение нового материала.
Тема нашего занятия “Я – толерантная личность”. Сейчас я вам раздам бланки опросника, в котором 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
Инструкция:
Сначала в колонке А поставьте:
“+” напротив тех трех черт, которые, по вашему
мнению, у вас наиболее выражены;
“0” напротив тех трех черт, которые у вас
наименее выражены. Затем в колонке В поставьте:
“+” напротив тех трех черт, которые, на наш
взгляд, наиболее характерны для толерантной
личности.
Этот бланк останется у вас, и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываться. На заполнение опросчика дается 3-5 минут.
Ребята, поднимите руки те, кто отметил в колонке В первое качество, число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка, который прикреплен к стене. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения группового коллектива)
Заготовка для упражнения
Черты толерантной личности |
Колонка А |
Колонка В |
1. Расположенность к другим | ||
2.Снисходительность | ||
3. Терпение | ||
4. Чувство юмора | ||
5. Чуткость | ||
6. Доверие | ||
7. Альтруизм | ||
8. Терпимость к различиям | ||
9. Умение владеть собой | ||
10. Доброжелательность | ||
11. Умение не осуждать других | ||
12. Гуманизм | ||
13. Умение слушать | ||
14. Любознательность 15. Способность к сопереживанию |
Воспитанники получают возможность:
- сравнить представление о толерантной личности
- сравнить представление о себе (“+” в колонке “А”) с портретом толерантной личности, созданным группой
3. Закрепление полученных знаний:
Моделирование ситуаций
Трагическое событие случилось в одной из школ. Один из учеников 5 класса совершил попытку самоубийства. К счастью, мальчик был спасен. На вопрос о причинах своего поступка, он ответил, что соученики постоянно издевались над ним, били его, вымогали деньги, унижали. Соученики объяснили своё поведение тем, что мальчик еврей и не заслуживает другого отношения.
(ответы детей)
В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей различными кличками. Кому – то достаются приятные клички, кому-то не- очень. Одного из ребят все называют “Толстый”, хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Миша. Вы называете его по имени, но все кричат: “Какой он Миша, он – Толстый!”.
Ваши действия:
- Станете тоже называть его “Толстый”, иначе все могут начать смеяться над вами.
- Будите называть его по имени – вам наплевать на мнение окружающих.
- Попробуйте объяснить всем, что называть людей обидными кличками – глупо.
В вашем дворе живет девочка – инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Ваши действия:
- Откажитесь. Зачем вам общаться с инвалидами?
- Согласитесь, но потом не пойдете – наверняка там будет скучно.
- Пойдете и приведете с собой сестру.
4. Рефлексия деятельности:
- Какие новые слова мы сегодня повторили?
- Что нового узнали?
- Какие были затруднения?
5. Заключительная часть.
Ребята я рада, что вы были активны на нашем занятии. Спасибо.
Предполагаемый результат:
- сформированы общечеловеческие ценности, моральные нормы.
- развиты навыки поведения, позволяющие установить контакт с другим человеком.
- сформированы устойчивые нравственные качества, высокой культуры поведения.
Использованная литература:
- М.А. Алоева В.Е. Бейсова “Поговорим как взрослые” Ростов-на-Дону Феникс 2007 г.
- С.Л. Вигман “Педагогика в вопросах и ответах” Проспект Москва 2006 г.
- М. Ю. Женило “Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся лицеев” Ростов-на-Дону Феникс 2006 г.
Литература для детей
- В.М. Борискин. Л. В. Ударцева. “Энциклопедия для юношей и мужчин” Санкт-Петербург. ТОО “Диамант”.