Цели урока:
- Приобщить учащихся к истории малой Родины, пробудить интерес, любовь и ответственность за её настоящее и будущее.
- Развить умение самостоятельно анализировать, сопоставлять и обобщать материалы исследования, разрабатывать учебные проекты.
- Развить умение защищать работу в форме презентации.
Оборудование к уроку:
- Учебник «Родной край» для 5 класса.
- Фонохрестоматия. Песни о любимом городе Чебоксары.
- Мультимедийное оборудование.
- Картины и рисунки, открытки о городе Чебоксары.
- Буклеты, брошюры.
- Клей, ножницы, фломастеры.
Эпиграф к уроку:
Вечно юный город стольный,
Ты мечтам даёшь просторю
Как добры вы, Чебоксары!
Город дивный и родной.
Анатолий Кибеч
Ход урока
Тихо звучит чувашская музыка, а на слайдах меняются картины с видом города Чебоксары.
В то же время учитель читает стихотворение:
Где бы меня ветры только ни носили
(Есть у нас большие города),
Но родней, чем этот уголок России,
Не найти мне в жизни никогда.
Александр Лукашин
– Ребята, вы узнали свой город? Какой он, наш город? (Выслушиваются ответы учащихся.)
Объявляются тема и цели урока.
I. Учитель: Урок посвящается родному городу – Чебоксары. Шура Шупашкар. Так любовно называют чуваши свою столицу. Белые Чебоксары. Город действительно кажется белым пароходом, только что причалившим к живописному берегу Волги. Искрятся светомузыкальные фонтаны. На правом берегу в лучах заходящего солнца кажутся высеченными из розового мрамора уходящие ввысь по холму длинные стены современных многоэтажных зданий. И вот перед нашим взором открывается величественная панорама Чебоксарского залива с широко раскинувшимися крыльями мостов, водяными горами фонтанов, луковками церквей Свято-Троицкого монастыря.
«На свете есть немало городов более красивых, знаменитых и больших, но для нас не может быть города дороже Чебоксар. Мой родной город – это мой дом, моя семья. Даже уехав отсюда, я вечно буду помнить те места, с которыми связаны мои воспоминания, своих друзей и близких», – написали вы, ребята, в своём рассказе о городе.
II. Совершая путешествия по городу, вы лучше узнали об устройстве города, его традициях и обычаях, о знаменитых людях.
– А сейчас проведём «Блиц-тернир». Кто больше даст правильных ответов, то получит медаль «Знаток города».
- Столица Чувашской Республики. (Чебоксары)
- Официальная дата начала исчисления г. Чебоксары. (1469 г.)
- На берегу какой реки раскинулся город Чебоксары? (Волга)
- Как называется холм, на котором построена крепость города Чебоксары? (Западный косогор)
- Архитектурное сооружение – символ города, крепость. (Кремль)
- Знаменитая купеческая династия в Чебоксарах. (Ефремовы)
- Герой гражданской войны, чтимый земляками-чебоксарцами. (В.И. Чапаев)
- Назовите имя балерины – народной артистки СССР, родившейся в городе Чебоксары. (Надежда Павлова)
- С каким событием 1962 года связана повсеместная осведомлённость о Чебоксарах? (Андриян Григорьевич Николаев, наш земляк, совершил полёт в космос)
- Мэр города. (Н.И. Емельянов)
- Автор книги «Чебоксары и чебоксарцы». (А.И. Терентьев)
- Что нарисовано на гербе города? (Чувашская вышивка, дубовый лист, 5 уток)
- Как называется в народе дамба, проложенная через залив? (Дорога к Храму)
- На каком памятнике имеется надпись: «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви»? (Матери-Покровительнице)
III. Учитель: «О нашем прекрасном городе сложено много стихов и песен. Каждое слово пропитано любовью, гордостью поэта. (Звучат чувашские мелодии на флейте (исполняет Корнилов Глеб), ученики читают стихотворения.)»
1-ый ученик:
Чебоксары, Чебоксары!
Город дружбы, доброй славы.
Славен город наш родной
И трудом и красотой.
Разной нации народ
Семьей дружною живет.
Хлебосольный, трудовой
Любит, строит город свой.
2-ой ученик:
Волга-матушка река
Бьет волной о берега.
Щедро кормит и поит –
Красотой своей пленит.
Колокольный звучит звон.
Слышен он со всех сторон.
Так звучал и в старину,
Призывая всех к добру.
3-ий ученик:
Приезжайте в Чебоксары –
Город дружбы, город славы.
С детьми, взрослый, пожилой,
Будешь братом и сестрой.
Город наш красив, хорош,
Краше в мире не найдёшь.
Пятьсот сорок лет живет,
Ему слава и почёт!
(Зоя Носова)
IV. Учитель: Разделитесь на 4 группы. Задачей каждой группы является создание проекта о своем родном городе. Девиз: «Вместе построим лучший город». (Заранее были приготовлены необходимые предметы для работы: фломастеры, брошюры и буклеты, открытки и картинки, стихотворения и песни о городе).
Первая группа.
Название проекта: «Я счастлив в своем любимом городе». Стремительно растут Чебоксары, с каждым годом город становится всё краше и краше. В вашем проекте могут быть использованы открытки и рисунки с изображением достопримечательностей, домов, парков, стадионов, зданий театров, торговых комплексов и т.д. Тезисно изложите материал. При защите проекта стихи и песни о городе повысят значимость работы.
Вторая группа.
Проект: «Не разрушай!». В 2002 году наш город Чебоксары по праву был признан победителем Всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город», а в 2003 году стал «культурной столицей Поволжья». В этом большая заслуга нашего президента республики Н.В. Федорова, который уделял и уделяет большое внимание вопросам благоустройства города.
К сожалению, бывают вопиющие случаи, когда вытаптывают газоны, ломают деревца и кусты, сорят, на остановках разбивают стеклянные витражи, пишут скверные слова. Не потерять бы нам лицо города, остановить бы нарушителей порядка!
Вашей группе нужно создать плакат с призывом соблюдения порядка в городе.
Третья группа.
Проект: «В Чебоксарах – саамы лучшие товары!». Чебоксары прославились своей продукцией не только в России, но и за рубежом. В качестве производимой продукции никто не сомневается. Ваша группа должна изготовить рекламу на изготовляемые в Чебоксарах изделия и товары. Перед вами буклеты и брошюры предприятий города. Изучите ассортимент их товаров и используйте при выполнений работы.
Четвертая группа.
Ваш проект – «Если бы я был мэром…». У вас появилась возможность быть мэром города. Если вы хотите что-то изменить в своем городе, то это в ваших силах. Напишите свою программу и сделайте город таким, каким вы его себе представляете. На столе имеются ныне действующие программы развития города. Изучите и создайте свой проект.
Для выполнения работы дается 10-12 минут. (В это время звучат песни о городе). Каждая группа продумывает защиту презентации проекта у доски самостоятельно.
V. Учитель: – Будущее города в наших руках. Это от нас, от наших планов зависит, какие заводы будут развиваться в городе, какие новые школы откроются, как будут жить горожане. Любите свой город. Берегите его. Участвуйте в благоустройстве города. Сажайте деревья, цветы около дома, школы. Кто-то из вас, надеюсь. Будет создавать профессиональные проекты по благоустройству города.
Прослушайте Послание Президента Чувашии Н.В. Федорова «Путь к благополучию – через духовность и здоровый образ жизни» и каждый для себя сделайте выводы: «Как важно с юного возраста приобщить ребёнка к истории малой Родины, пробудите в начале любопытство, потом – любовь, а затем и ответственность за её настоящее и будущее! Ощущение личной сопричастности к этой истории и великому прошлому места своего рождения оказывает неизгладимое, ни с чем не сравнимое влияние на личность любого человека и в особенности на ребёнка. Успех такого проекта будет на порядок выше, будет ещё больше будоражить его ум и воображение, если пройдёт не в тиши кабинетов. А среди тех мест, где эти события действительно проходили».
Урок завершается песней Василия Давыдова-Анатри «Шура-шура Шупашкарам».