Цели: Закрепить знания учащихся об имени существительном,повторить части слова, способы образования имён существительных, познакомить с новым способом – сложением целых слов без соединительной гласной, тренироваться в записи таких слов и образовании имёнсуществительных различными способами.Развивать мышление, речь учащихся, устойчивое внимание.Воспитывать самостоятельность, активность.
Оборудование:
- Тесты для учащихся.
- Карточки с частями состава слова.(¬, ∩, ^, )
- Карточки с названием способов образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, сложение целых слов без соединительной гласной).
- Карточки с заданиями для групп.
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Обобщение знаний учащихся об имени существительном.
1.- С какой частью речи мы сейчас знакомимся на уроках русского языка?
- Назовите признаки имени существительного.
- Какие из них относятся к постоянным признакам?
- Какие относятся к непостоянным признакам?
2. – Обобщим, имеющие у вас знания об имени существительном, выполнив тест.
ІІІ. Сообщение цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с именем существительным, узнаем какими способами оно может образовываться.
- Но для изучения новой темы нам необходимо повторить:
- из каких частей может состоять слово;
- какие части слова участвуют в образовании новых слов и как называются такие способы образования слов.
ІҮ. Подготовка к изучению нового материала.
1 а) – Из каких частей может состоять слово?
- Что называется корнем слова? Приведите примеры.
- Что называется приставкой слова? Приведите примеры.
- Что называется суффиксом слова? Приведите примеры.
- Что называется корнем слова? Приведите примеры.
б) – Отгадайте слово.
Корень мой находиться в цене,
Приставка в слове осудить,
Суффикс спрятался в тетрадке.
Окончание добавь и в дневник меня поставь.
(Оценка)
2 а) – Какие части слова участвуют в образовании новых слов?
- Как называются такие способы образования слов?
- Какой способ образования слов мы уже знаем?
- Какие гласные могут быть соединительными?
б) - Составьте однокоренные слова к слову море различными способами.
¬ | ^ | ¬ ^ | ∩ ( )∩ | |||
приморье | морюшко | заморский | мореход | |||
взморье | моряк | приморский | мореплаватель | |||
морячок | морепродукты | |||||
морячка | ||||||
морской |
- Проверим.
3. – Людям всегда хочется знать, откуда взялось всё на свете. Как произошла наша Земля? Как появились животные и растения? Как произошли слова русского языка?
Название науки, которая изучает язык, нам знакома. Это лингвистика – от латинского лингва, что значит «язык».
Один из разделов лингвистики – это наука о происхождении слов, об их истории. Эта наука называется этимологией. Она изучает изменения, происхождения в языке.
В жизни изменяется всё. То же самое происходит с языком. В нём исчезают одни слова и возникают другие. Например, в начале века все знали забытое сегодня слово граммофон. Это «дедушка» современного проигрывателя, аппарат для прослушивания пластинок, у которого была красивая трубка.
Некоторые слова изменились не по звучанию, а по смыслу. Сегодня словом гость мы называем человека, который пришёл нас навестить, а в старину так называли приезжего купца.
Этимология знает о том, как из корней вырастают новые слова. Всем вам, например, знаком корень – ста- (поставить, застава). Учёные подсчитали, что от него в нашем языке образовалось 370 слов.
Этимология рассказывает и о том, как срастаются друг с другом разные морфемы, например, корень с суффиксом, образуя, новые корни, из которых вырастают новые слова.
Вы знакомы с корнем – да - (дал, подаёт, раздал). От этого корня по подсчётам учёных образовалось 280 слов. Оказывается, от него образовались не только новые слова, но и даже новые корни. Вам знакомо слово дача (дом за городом). А в старину это слово служило для обозначения того, что дают. Русские цари раздаривали людям, которые им служили земли, деревни с крестьянами, и это называлась дача- то, что дали. Постепенно суффикс – ч - так прирос в этом слове к корню - да -, что его стало трудно отделить. А так как этот суффикс перестал образовывать новые слова (ушёл на пенсию), он перестал выглядеть отдельным суффиксом. Так образовался корень – дач -, а из нег выросли слова: дачный, дачник, дачевладелец. В них совсем уже не чувствуется старый смысл корны – да -. То же самое произошло и при срастании корня – да- с суффиксом – р. -: получилось дар и из этого корня выросла целая вереница слов – дарить, подарок, одарённый.
Для школьников есть специальный словарь, в котором даётся этимология многих слов. Он написан писателем Успенским и называется «А почему не иначе?»
Ү. Изучение нового материала.
1 а) - Вы сегодня исследователи.
(Дети поделены на группы. Каждая группа получает задание. Оно одинаковое для всех: предложенные слова разделить на группы в зависимости от способа их образования).
- Что объединяет все эти слова?
- Все предложенные имена существительные разделите на группы. Как вы думаете на какие?
б) Выполнение заданий в группах. Если группа справиться с заданием быстро, то предложить придумать свои слова.
в) – Проверим.
1 группа: недруг, соавтор, природа, подгруппа, прадед, подстанция.
2 группа: цепочка, петушок, футболист, водица, школьник, дождик, шоколадка.
3 группа: подстаканник, отголосок, переулок, паводок, ошейник.
4 группа: луноход, носорог, водоросль, скалолаз, рыболов.
г) – Какой можно сделать вывод?
2 а) – Сейчас мы узнаем ещё один способ образования имён существительных.
Переверните листики. Прочитайте слова, записанные в два столбика.
диван | невидимка | |
шапка | горбунок | |
ковёр | кровать | |
конёк | самолёт | |
дом | музей |
б) – Соедините стрелочками слова в пары так, чтобы из двух слов получилось одно.
в) – Проверим.
г) - К какой части речи будут относиться полученные слова?
- Как их получили?
- А как их будем записывать: слитно, через запятую или как-то по-другому?
д) Показ записи на доске.Чтение правила в учебнике.
- Кто может привести свои примеры таких слов?
е) В старших классах вы узнаете и другие способы образования имён существительных:
- сложение сокращённых основ (универсам, продмаг);
- путём перехода из одной части речи в другую (столовая- столовая комната);
- бессуффиксальный способ (заплывать - заплыв) и другие.
ҮІІ. Закрепление изученного материала.
1. стр. 58 упражнение 6.
- Запишите слова в два столбика:
1) существительные, образованные сложением целых слов без соединительной гласной;
2) существительные, образованные сложением с соединительной гласной.
- Проверим.
- Почему не записали некоторые слова?
2. стр. 58 упражнение 67.
- Запишите слова в порядке расположения схем:
- Проверим.
ҮІІІ. Домашнее задание (по выбору).
- стр. 56 упражнение 2
- стр. 57 упражнение 3.
Для любознательных: найти и записать несколько слов на новое правило.
ІХ. Итог урока.
Отметьте в тетради «+» или «-»:
- Понравился урок или нет.
- Узнали что-то новое или нет.
- Нравится ли работать в группах или нет.
- Понравилась ли своя работа на уроке или нет.