Внеклассное мероприятие по физике и математике "МультКВН"

Разделы: Внеклассная работа


«Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий»

Игра проводится с учениками 8-11 классов. В конкурсах участвуют 2 команды по 4-5 человек (по одному ученику из каждого класса). Вопросы предлагаемые командам рассчитаны на знание физико–математических законов и явлений, встречаемых и применяемых в жизни человека.

Цель: Развитие интереса к предмету. Углубление знаний по физике и математике. Показать применение знаний, получаемых в школе, в реальных жизненных ситуациях. Развитие межпредметных связей.

Во время конкурса команды выбирают задание на табло, каждому классу соответствует свой цвет. Желтый - 11 класс, зеленый – 10 класс, синий – 9 класс, красный - 8 класс.

1-й Ведущий: Для чего же мы сегодня проводим КВН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям вопрос: «А зачем мне математика?».

2-й Ведущий: Есть упражнения для развития тела, а математика призвана развивать логическое мышление, внимание, мозг. Недаром её называют «гимнастикой ума».

1-й Ведущий:

О, математика земная, гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.
Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!
В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела
Твоя немеркнувшая слава в веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!

Команды выстраиваются, произносят название, приветствие, девиз. (3 балла).

Разминка

2-й Ведущий: Итак, ребята, начинаем разминку. Отвечают по очереди. За каждый правильный ответ по 1 баллу. Кто больше наберет баллов в разминке, тот начинает игру на табло.

1-й Ведущий задает вопросы:

  1. Как называются компоненты при делении? (делимое, делитель, частное)
  2. Что такое периметр треугольника? (сумма длин всех сторон треугольника)
  3. Найдите, из предложенных приборов, прибор для измерения силы? (динамометр)
  4. Каким прибором измеряют напряжение? Покажите его. (вольтметр)
  5. Что использует в работе как математик, так и барабанщик? (дробь)
  6. Сколько пирожков можно съесть натощак? (один)
  7. Как называется явление уменьшения объема лужи на улице? (испарение)
  8. Как называется явление превращения лужи воды в лед? (отвердевание или кристаллизация)

Жюри подводит итог и называет команду начинающую игру на табло.

Игра по табло (1-8 вопросы)

Команды по очереди отвечают на вопросы. Правильный ответ 1 бал.

1. Задуйте свечу с помощью воронки. Опыт 1. (Поднести край воронки к свече и дунуть) 11кл./1к.
2. Перед вами стеклянный стакан и мензурка с водой, если ударить по стакану карандашом, то он издаст звук. Как изменить частоту колебаний этого звука, используя находящиеся перед вами предметы, не повреждая их? (Налить в стакан воды из мензурки , при этом увеличится частота колебаний) 11 кл./2к.
3. Какое физическое свойство желе использовал мышонок? (Упругость желе) 10кл./1к. 
4. Почему при выстреле из ружья происходит «отдача»? (Выполняется закон сохранения импульса) 10кл./2к.
5. Как читается закон Архимеда? (На тело погруженное в жидкость действует сила выталкивания, равная весу жидкости в объеме погруженного тела) 9кл./1к. 
6. Что называется звуком? При каких условиях возникает звук? (Звук это продольная волна, частотой от 20 до 20000 Гц, распространяющаяся в упругой среде) 9кл./2к.
7. На каком расстоянии от озера будут друзья Незнайки через 2 часа, если они идут со скоростью 4,5 км/ч? (4,5 ∙ 2 = 9 км.) 8кл./1к.
8. Сколько человечков собралось в зале, если они заняли 4 ряда по 6 человечков? (4 ∙ 6 = 12 человечков) 8кл./2к.
9. Какой принцип работы громоотвода? (Молния ударяет в более высокий металлический стержень, стоящий на крыше здания, и по проводнику, уходит в землю) 11кл./1к. 
10. Какие преобразования энергии происходят при работе парового котла в паровозе? (Внутренняя энергия топлива переходит в механическую энергию колес) 11кл./2к. 
11. Где нарушены физические законы? (Вес тела превышает подымную силу) 10кл./1к. 
12. Для чего используют смазку в механизмах? (Для уменьшения силы трения) 10кл./2к. 
13. С помощью 2 соломинок и пластиковой бутылки перелейте часть воды из полного стакана в пустой, не двигая полный стакан. Опыт 2. (Воткнуть соломинку в крышку пустой бутылки. Сдавить пустую бутылку и опустив в стакан с водой разжать ее. Вода заполнит бутылку. Перенеся бутылку в пустой стакан, сдавить ее и часть воды перельется в стакан) 9кл./1к.
14. Вытащите лист бумаги из-под стакана с водой, не дотрагиваясь до стакана. (Резко дерните за бумагу) Опыт 2. 9кл./2к.
15. Алиса собрала букет зеркал. В каюте она поставила 20% собранных зеркал и это составляло 5 зеркал, сколько всего зеркал собрала Алиса? (25 зеркал) 8кл./1к.
16. Длина прыжка на Земле 1,5 м., и она составляет 20% от длины прыжка на Луне. Какова длина прыжка на Луне? (7,5 м.) 8кл./2к.

Творческая работа с картинами

Каждой команде предлагается по 1 картине. «Девятый вал» Айвазовский или «Грачи прилетели» Саврасов. Команды должны с физико–математической точки зрения описать эти картины. Лучший ответ 5 баллов. В это время игра с болельщиками.


Алексей Кондратьевич Саврасов
(1830—1897)
"Грачи прилетели" (1871)

И.К. Айвазовский
"Девятый вал"

Вопросы болельщикам:

  •  Почему тело рыбы  имеет обтекаемую форму? (Для уменьшения давления)
  • В результате чего началось падение шкафов? (В результате нарушения равнодействующей силы)
  • Почему зажглась спичка? (Сила трения привела к нагреванию и воспламенению спички)
  • Почему блеснула вилка? (Произошло отражение лучей света)
  • Какими свойствами должно обладать всплывающее тело? (Действующая на тало сила Архимеда, должна превысить силу тяжести)
  • Отгадайте ребус. (График)
  • Какое движение называется равноускоренным? (Движение при котором скорость одинаково изменяется за равные промежутки времени)
  • Назовите ближайшую к нам Звезду? (Солнце)
  • Отгадайте ребус (Деление)

Ответы команд по описанию картин.

Игра по табло (9-16 вопросы)

Правильный ответ 1 балл.

1. Рассчитайте какое расстояние пройдет поезд до полной остановки, если его скорость была 20 м/с, а ускорение торможения 1 м/с2? (20 м.) 11км./1к.
2. На какую высоту может подняться тело, движущееся вертикально вверх с начальной скоростью 20 м/с? (20 м.) 11кл./2к. 
3. Объясните с физической точки, почему воздушный шар летит? (На шар действует выталкивающая сила, превышающая силу тяжести) 10кл./1к.
4. Какая сила помогала при заготовке яблок? (Сила тяжести) 10кл./2к.
5. Как работает телескоп? Какое изображение он дает? (Система линз и зеркал увеличивает изображение предмета) 9кл./1к.
6. Что называется системой небесных тел? (Система небесных тел, вращающаяся вокруг общего центра масс) 9кл./2к. 
7. Возможно ли путешествовать в космосе на парусном корабле? (Нет) 8кл./1к.
8. В чем неправдоподобность этого фрагмента? (Невозможно пересекать большие пространства вселенной мгновенно, даже свет имеет скорость) 8кл./2к.
9. Как называется прямая линия, которая имеет только одну общую точку с окружностью? (Касательная) 11кл./1к. 
10. Как называется геометрическая фигура в форме которой выстроены сооружения показанные в фильме? (Пирамида) 11кл./2к.
11. Рассчитайте давление, оказываемое столбом воды (плотность воды 1000 кг/м3) высотой 15 м на воздушный шар. (150000 Па) 10кл./1к. 
12. Рассчитайте величину выталкивающей силы, действующей на арбуз объемом 0,4 м3, плотностью 850 кг/м3, если его погрузили в воду (плотность 1000 кг/м3). (60 Н) 10кл./2к.
13. В результате чего, с физической точки зрения, могло произойти это событие? (Потери гравитационного притяжения) 9кл. /1к.
14. Какое физическое явление использовали древние египтяне для освещения помещений? (Отражение лучей света вогнутым зеркалом) 9кл./2к.
15. За какое количество столиков по 4 человека можно усадить 42117081 коротышек? (10529270 коротышек и 1 останется) 8кл./1к.
16. Сколько порций по 3 краба можно приготовить из 15489233845 крабов? Сколько останется? (5163077948 порций и 1 останется) 8кл./2к.

Театральный конкурс

Каждой команде дается карточка с несколькими терминами, где встречаются физико-математические законы. Команды должны показать это в виде пантомимы так, чтобы угадали зрители.

1. Касательная к окружности.7. Корень квадратный.
2. Параллельные прямые.8. Деление.
3. Пересекающиеся прямые.9. Сумма чисел.
4. Правильная дробь.10. Смежные углы.
5. Неправильная дробь.11. Равнобедренный треугольник.
6. Скрещивающиеся прямые.12. Средняя линия.

Игра по табло (17-20 вопросы)

Правильный ответ 1 балл.

1. Какую скорость приобретет тело массой 10 кг, падающее на Луну с высоты 1,5 км без начальной скорости, если ускорение свободного падения на Луне 1,6 м/с2? (69 м/с) 11кл./1к. 
2. Какой скоростью будет обладать ракета, двигаясь из состояния покоя, если масса топлива 5 кг, масса ракеты 2 кг, скорость выхода топлива 12 м/с? (Считать топливо вышло сразу все) (30 м/с) 11кл./2к.
3. Какие условия необходимы, чтобы твердое вещество перешло в жидкость? (Достичь температуры плавления. Передавать количество теплоты, необходимое для плавления) 10 кл/1к.
4. Какие силы действуют на плывущий корабль? (Сила тяжести, сила Архимеда, сила тяги) 10кл./2к. 
5. Возможно ли распространение звука в воде? (Да) 9кл./1к.
6. Что происходит с лучами света при переходе их из воздуха в воду? (Преломляются) 9кл./2к. 
7. В какой цвет окрашивается небо на заходе и восходе? (Красный) 8кл./1к.
8. Почему ножницы и скрепки прилипли к подкове? (Притягиваются к магниту) 8кл./2к.

Конкурс капитанов

Правильный ответ 1 балл.

  1. На столе лежали 3 апельсина. Две матери, две дочери, да внучка взяли по одному, и не осталось ни одного. Как это могло случиться? (бабушка, мама, дочь)
  2. Положено пять спичек (Рисунок 5). Как прибавить к нему еще пять спичек, чтобы получить три? (Ответ: Рисунок 6)
  3. Рисунок 5Рисунок 6
  4. Мы - большая семья, самый младший – это я.
    Сразу нас не сосчитаешь!
    Юра , Шура , Клаша, Саша и Наташа тоже наша.
    Мы по улице идем , говорят , что детский дом. Сосчитайте поскорей,
    Сколько нас в семье детей. (6)
  5. Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
    Рыбак Корней поймал 13 окуней,
    Рыбак Евсей – 4 карасей,
    А рыбак Михаил двух сомов изловил.
    Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (19)
  6. Как разделить число 1888 пополам, чтобы получилось 1000? (Провести горизонтально черту, посередине)
  7. Перед вами 6 стаканов в ряд. Первые 3 пустые, остальные – с водой. Как не переставляя стаканы получить такой порядок, чтобы стаканы с водой чередовались с пустыми? (Берем 5ый стакан, переливаем воду из него во 2ой и ставим пустым на место)

Проверка домашнего задания. Демонстрация музыкального номера, который связан с физикой и математикой.

Презентация


Пример описания картины физико–математической точки зрения

"Море. Коктебель." (1853) И. К. Айвазовский

  1. На картине Айвазовского изображена вода в двух агрегатных состояниях: в жидком – море и газообразном – облака.
  2. Порывы ветра взаимодействуют с кораблем, в результате чего корабль накренился на левый борт.
  3. Центральной фигурой картины является корабль, который как бы сравнивает какая из действующих на него сил больше. Сила тяжести, которая тянет его в воду и он глубоко погрузился в море. Сила Архимеда пытается вытолкнуть корабль из воды. Сила ветра – склонившая корабль и сила упругости, возникающая в корабле и не дающая его перевернуть.
  4. На заднем плане картины виднеется твердое тело – скала, которая непрозрачна для солнечных лучей. Часть лучей, отраженных от водной поверхности, мы видим на картине в виде светлой полосы.
  5. Кажется лучи света проходят через морские волны и преломляются в них.
  6. Глядя на заброшенную лодку на переднем плане картины начинаешь понимать, что все вещества состоят из частиц, которые беспорядочно движутся.