«Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий»
Игра проводится с учениками 8-11 классов. В конкурсах участвуют 2 команды по 4-5 человек (по одному ученику из каждого класса). Вопросы предлагаемые командам рассчитаны на знание физико–математических законов и явлений, встречаемых и применяемых в жизни человека.
Цель: Развитие интереса к предмету. Углубление знаний по физике и математике. Показать применение знаний, получаемых в школе, в реальных жизненных ситуациях. Развитие межпредметных связей.
Во время конкурса команды выбирают задание на табло, каждому классу соответствует свой цвет. Желтый - 11 класс, зеленый – 10 класс, синий – 9 класс, красный - 8 класс.
1-й Ведущий: Для чего же мы сегодня проводим КВН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям вопрос: «А зачем мне математика?».
2-й Ведущий: Есть упражнения для развития тела, а математика призвана развивать логическое мышление, внимание, мозг. Недаром её называют «гимнастикой ума».
1-й Ведущий:
О, математика земная, гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.
Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!
В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела
Твоя немеркнувшая слава в веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!
Команды выстраиваются, произносят название, приветствие, девиз. (3 балла).
Разминка
2-й Ведущий: Итак, ребята, начинаем разминку. Отвечают по очереди. За каждый правильный ответ по 1 баллу. Кто больше наберет баллов в разминке, тот начинает игру на табло.
1-й Ведущий задает вопросы:
- Как называются компоненты при делении? (делимое, делитель, частное)
- Что такое периметр треугольника? (сумма длин всех сторон треугольника)
- Найдите, из предложенных приборов, прибор для измерения силы? (динамометр)
- Каким прибором измеряют напряжение? Покажите его. (вольтметр)
- Что использует в работе как математик, так и барабанщик? (дробь)
- Сколько пирожков можно съесть натощак? (один)
- Как называется явление уменьшения объема лужи на улице? (испарение)
- Как называется явление превращения лужи воды в лед? (отвердевание или кристаллизация)
Жюри подводит итог и называет команду начинающую игру на табло.
Игра по табло (1-8 вопросы)
Команды по очереди отвечают на вопросы. Правильный ответ 1 бал.
1. Задуйте свечу с помощью воронки. Опыт 1. (Поднести край воронки к свече и дунуть) 11кл./1к. | |
2. Перед вами стеклянный стакан и мензурка с водой, если ударить по стакану карандашом, то он издаст звук. Как изменить частоту колебаний этого звука, используя находящиеся перед вами предметы, не повреждая их? (Налить в стакан воды из мензурки , при этом увеличится частота колебаний) 11 кл./2к. | |
3. Какое физическое свойство желе использовал мышонок? (Упругость желе) 10кл./1к. | |
4. Почему при выстреле из ружья происходит «отдача»? (Выполняется закон сохранения импульса) 10кл./2к. | |
5. Как читается закон Архимеда? (На тело погруженное в жидкость действует сила выталкивания, равная весу жидкости в объеме погруженного тела) 9кл./1к. | |
6. Что называется звуком? При каких условиях возникает звук? (Звук это продольная волна, частотой от 20 до 20000 Гц, распространяющаяся в упругой среде) 9кл./2к. | |
7. На каком расстоянии от озера будут друзья Незнайки через 2 часа, если они идут со скоростью 4,5 км/ч? (4,5 ∙ 2 = 9 км.) 8кл./1к. | |
8. Сколько человечков собралось в зале, если они заняли 4 ряда по 6 человечков? (4 ∙ 6 = 12 человечков) 8кл./2к. | |
9. Какой принцип работы громоотвода? (Молния ударяет в более высокий металлический стержень, стоящий на крыше здания, и по проводнику, уходит в землю) 11кл./1к. | |
10. Какие преобразования энергии происходят при работе парового котла в паровозе? (Внутренняя энергия топлива переходит в механическую энергию колес) 11кл./2к. | |
11. Где нарушены физические законы? (Вес тела превышает подымную силу) 10кл./1к. | |
12. Для чего используют смазку в механизмах? (Для уменьшения силы трения) 10кл./2к. | |
13. С помощью 2 соломинок и пластиковой бутылки перелейте часть воды из полного стакана в пустой, не двигая полный стакан. Опыт 2. (Воткнуть соломинку в крышку пустой бутылки. Сдавить пустую бутылку и опустив в стакан с водой разжать ее. Вода заполнит бутылку. Перенеся бутылку в пустой стакан, сдавить ее и часть воды перельется в стакан) 9кл./1к. | |
14. Вытащите лист бумаги из-под стакана с водой, не дотрагиваясь до стакана. (Резко дерните за бумагу) Опыт 2. 9кл./2к. | |
15. Алиса собрала букет зеркал. В каюте она поставила 20% собранных зеркал и это составляло 5 зеркал, сколько всего зеркал собрала Алиса? (25 зеркал) 8кл./1к. | |
16. Длина прыжка на Земле 1,5 м., и она составляет 20% от длины прыжка на Луне. Какова длина прыжка на Луне? (7,5 м.) 8кл./2к. |
Творческая работа с картинами
Каждой команде предлагается по 1 картине. «Девятый вал» Айвазовский или «Грачи прилетели» Саврасов. Команды должны с физико–математической точки зрения описать эти картины. Лучший ответ 5 баллов. В это время игра с болельщиками.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) "Грачи прилетели" (1871) |
И.К. Айвазовский "Девятый вал" |
Вопросы болельщикам:
- Почему тело рыбы имеет обтекаемую форму? (Для уменьшения давления)
- В результате чего началось падение шкафов? (В результате нарушения равнодействующей силы)
- Почему зажглась спичка? (Сила трения привела к нагреванию и воспламенению спички)
- Почему блеснула вилка? (Произошло отражение лучей света)
- Какими свойствами должно обладать всплывающее тело? (Действующая на тало сила Архимеда, должна превысить силу тяжести)
- Отгадайте ребус. (График)
- Какое движение называется равноускоренным? (Движение при котором скорость одинаково изменяется за равные промежутки времени)
- Назовите ближайшую к нам Звезду? (Солнце)
- Отгадайте ребус (Деление)
Ответы команд по описанию картин.
Игра по табло (9-16 вопросы)
Правильный ответ 1 балл.
1. Рассчитайте какое расстояние пройдет поезд до полной остановки, если его скорость была 20 м/с, а ускорение торможения 1 м/с2? (20 м.) 11км./1к. | |
2. На какую высоту может подняться тело, движущееся вертикально вверх с начальной скоростью 20 м/с? (20 м.) 11кл./2к. | |
3. Объясните с физической точки, почему воздушный шар летит? (На шар действует выталкивающая сила, превышающая силу тяжести) 10кл./1к. | |
4. Какая сила помогала при заготовке яблок? (Сила тяжести) 10кл./2к. | |
5. Как работает телескоп? Какое изображение он дает? (Система линз и зеркал увеличивает изображение предмета) 9кл./1к. | |
6. Что называется системой небесных тел? (Система небесных тел, вращающаяся вокруг общего центра масс) 9кл./2к. | |
7. Возможно ли путешествовать в космосе на парусном корабле? (Нет) 8кл./1к. | |
8. В чем неправдоподобность этого фрагмента? (Невозможно пересекать большие пространства вселенной мгновенно, даже свет имеет скорость) 8кл./2к. | |
9. Как называется прямая линия, которая имеет только одну общую точку с окружностью? (Касательная) 11кл./1к. | |
10. Как называется геометрическая фигура в форме которой выстроены сооружения показанные в фильме? (Пирамида) 11кл./2к. | |
11. Рассчитайте давление, оказываемое столбом воды (плотность воды 1000 кг/м3) высотой 15 м на воздушный шар. (150000 Па) 10кл./1к. | |
12. Рассчитайте величину выталкивающей силы, действующей на арбуз объемом 0,4 м3, плотностью 850 кг/м3, если его погрузили в воду (плотность 1000 кг/м3). (60 Н) 10кл./2к. | |
13. В результате чего, с физической точки зрения, могло произойти это событие? (Потери гравитационного притяжения) 9кл. /1к. | |
14. Какое физическое явление использовали древние египтяне для освещения помещений? (Отражение лучей света вогнутым зеркалом) 9кл./2к. | |
15. За какое количество столиков по 4 человека можно усадить 42117081 коротышек? (10529270 коротышек и 1 останется) 8кл./1к. | |
16. Сколько порций по 3 краба можно приготовить из 15489233845 крабов? Сколько останется? (5163077948 порций и 1 останется) 8кл./2к. |
Театральный конкурс
Каждой команде дается карточка с несколькими терминами, где встречаются физико-математические законы. Команды должны показать это в виде пантомимы так, чтобы угадали зрители.
1. Касательная к окружности. | 7. Корень квадратный. |
2. Параллельные прямые. | 8. Деление. |
3. Пересекающиеся прямые. | 9. Сумма чисел. |
4. Правильная дробь. | 10. Смежные углы. |
5. Неправильная дробь. | 11. Равнобедренный треугольник. |
6. Скрещивающиеся прямые. | 12. Средняя линия. |
Игра по табло (17-20 вопросы)
Правильный ответ 1 балл.
1. Какую скорость приобретет тело массой 10 кг, падающее на Луну с высоты 1,5 км без начальной скорости, если ускорение свободного падения на Луне 1,6 м/с2? (69 м/с) 11кл./1к. | |
2. Какой скоростью будет обладать ракета, двигаясь из состояния покоя, если масса топлива 5 кг, масса ракеты 2 кг, скорость выхода топлива 12 м/с? (Считать топливо вышло сразу все) (30 м/с) 11кл./2к. | |
3. Какие условия необходимы, чтобы твердое вещество перешло в жидкость? (Достичь температуры плавления. Передавать количество теплоты, необходимое для плавления) 10 кл/1к. | |
4. Какие силы действуют на плывущий корабль? (Сила тяжести, сила Архимеда, сила тяги) 10кл./2к. | |
5. Возможно ли распространение звука в воде? (Да) 9кл./1к. | |
6. Что происходит с лучами света при переходе их из воздуха в воду? (Преломляются) 9кл./2к. | |
7. В какой цвет окрашивается небо на заходе и восходе? (Красный) 8кл./1к. | |
8. Почему ножницы и скрепки прилипли к подкове? (Притягиваются к магниту) 8кл./2к. |
Конкурс капитанов
Правильный ответ 1 балл.
- На столе лежали 3 апельсина. Две матери, две дочери, да внучка взяли по одному, и не осталось ни одного. Как это могло случиться? (бабушка, мама, дочь)
- Положено пять спичек (Рисунок 5). Как прибавить к нему еще пять спичек, чтобы получить три? (Ответ: Рисунок 6)
Мы - большая семья, самый младший – это я.
Сразу нас не сосчитаешь!
Юра , Шура , Клаша, Саша и Наташа тоже наша.
Мы по улице идем , говорят , что детский дом. Сосчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей. (6)Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 13 окуней,
Рыбак Евсей – 4 карасей,
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (19)- Как разделить число 1888 пополам, чтобы получилось 1000? (Провести горизонтально черту, посередине)
- Перед вами 6 стаканов в ряд. Первые 3 пустые, остальные – с водой. Как не переставляя стаканы получить такой порядок, чтобы стаканы с водой чередовались с пустыми? (Берем 5ый стакан, переливаем воду из него во 2ой и ставим пустым на место)
Рисунок 5 | Рисунок 6 |
Проверка домашнего задания. Демонстрация музыкального номера, который связан с физикой и математикой.
Пример описания картины физико–математической точки зрения
"Море. Коктебель." (1853) И. К. Айвазовский
- На картине Айвазовского изображена вода в двух агрегатных состояниях: в жидком – море и газообразном – облака.
- Порывы ветра взаимодействуют с кораблем, в результате чего корабль накренился на левый борт.
- Центральной фигурой картины является корабль, который как бы сравнивает какая из действующих на него сил больше. Сила тяжести, которая тянет его в воду и он глубоко погрузился в море. Сила Архимеда пытается вытолкнуть корабль из воды. Сила ветра – склонившая корабль и сила упругости, возникающая в корабле и не дающая его перевернуть.
- На заднем плане картины виднеется твердое тело – скала, которая непрозрачна для солнечных лучей. Часть лучей, отраженных от водной поверхности, мы видим на картине в виде светлой полосы.
- Кажется лучи света проходят через морские волны и преломляются в них.
- Глядя на заброшенную лодку на переднем плане картины начинаешь понимать, что все вещества состоят из частиц, которые беспорядочно движутся.