Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.
Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями.
Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов свою выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.
Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.
В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.
Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт:
- в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений, навыков;
- в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения;
- в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности.
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином.
.Социализация как процесс, определяющий становление личности, содержательно несет в себе как бы два плана:
- Широкие социальные влияния, недостаточно организованные и контролируемые (воздействия средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи);
- Спонтанные проявления, уловимые только по их результатам в социальном становлении (меняющиеся отношения, изменения оценок взглядов суждений обнаружение их отличий от направленности официального воспитания).
Механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность личности. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.
Первый план содержания социализации не только непосредственно связан с воспитанием, а по сути является широкой формой воспитания по сравнению с воспитанием в семье или классном коллективе.
Второй план содержания социализации в массовом педагогическом сознании часто воспринимается как недостаток, слабость воспитания.
Школа не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза на его пороки. Она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность образования “школы социального опыта”.
Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Хорошо известно, что ребенок может присутствовать на определенном занятии, манипулировать предметами и материалами, но при этом ничуть не приращивать своего социального опыта. Успешно социализируется та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна:
- воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;
- вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;
- предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;
- предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.
Работая с детьми начальных классов, мы вместе с учителями ставим перед собой задачи в социализации личности ребенка:
- Помочь ребенку формировать и использовать свой социальный опыт;
- Адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать детям о них представления;
- Сглаживать проявления социальной и материальной стратификации в детской среде, воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в условиях имущественного неравенства;
- Оградить детей от асоциальных влияний, сформировать навыки выживания и духовного противостояния.
- Помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа.
Наши исследования показали, что дети в младшем школьном возрасте уже задумываются над проблемой смысла жизни, жизненных ценностей в различных ее аспектах: ради чего живет человек на свете, что в жизни самое главное, к чему в жизни надо обязательно стремиться, а чего остерегаться и не допускать. Изучая представления первоклассников о главных жизненных ценностях, мы обнаружили, что в качестве ведущих ценностей дети осознают: саму жизнь, семью, здоровье, деньги, иметь друзей, Бога. При проведении позиционно- оценочного аспекта социального опыта ребенка с помощью проективных вопросников, например: “Когда я буду взрослым…”, “Я очень люблю…”, “Больше всего на свете я боюсь…”, первоклассники отвечали, что счастье – когда счастливая семья, все дружны, мечта – когда веселье, подарки , это мое будущее, праздник большой, это хорошо, что вместе с мамой, папой, с родными, солнце ярко светит, в доме все счастливы, кто никогда никого не обижает, “Счастье –это…любовь, доброта, любовь, дружба, родители когда есть, когда все хорошо, здоровье и долгая жизнь” – ответы учеников 2-го класса. 4-й класс – “счастье – это когда много денег, это жизнь, радость, когда все здоровы, два урока математики, веселье”.
Во 2-3-х классах провели опрос с проективным заданием “Я всегда недоволен собой, когда…”. Анализ ответов показал, что дети не испытывают недовольства собой. Дети мечтают о достижениях, которые были замечены родителями, учителями, товарищами. Среди ответов были: “Мне не везет. Когда я делаю что-то хорошее, никто этого не видит, а как ошибусь, все сразу начинают ругать. Я всегда доволен собой, если мне не портят настроение. Я считаю себя хорошей, я всегда всем доволен, потому что я не люблю нытиков”.
Таким образом, решая эти задачи, мы воздействуем на личность ребенка, на тот социальный опыт, который складывается на его жизненном пути. Ведь социализация в своей сущностной характеристике – это овладение социальным опытом.
На рубеже 7-8 лет у ребенка возникает осознание своего “социального “Я”, которое характеризуется потребностью освоить новую социальную позицию школьника и овладеть новой, общественно- значимой деятельностью, учением; зарождается рефлексия, складывается осознание себя, как субъекта отношений со взрослыми.
К 9-11 годам при переходе ребенка из начальной школы в среднюю происходит качественное преобразование системы “Я”: возникает ориентация на социальные цели, начинается осознание себя как субъекта общения со сверстниками.
Особое внимание мы обратили на автопортреты детей, нарисованные в специальной рамке и имитирующие фотографию. Этот прием позволил обеспечить установку на изображение “себя в настоящем”. Но это вовсе не значит, что все дети это сделали: были и автопортреты “себя в будущем” (в спортивных доспехах, в халате и шапочке врача, в шлеме летчика). У девочек преобладали более яркие цвета, они стремились раскрасить детали одежды, уделяли внимание прорисовке лица. Автопортреты мальчиков чаще всего фиксировали не лицо, а фигуру в действии, они стремились, как бы иллюстрировать свои любимые занятия, свой характер и будущие устремления.
Для изучения ситуации социального опыта нами были проведены игры “Если бы я был”, “Волшебный сундучок”. Каждый играющий записывает на карточке свое имя. А на обороте самое главное качество. Все карточки помещаются в волшебный сундучок. В этой игре очень важен высокий градус гуманизации отношений детей, переживание себя как достойного человека. Игра “Кто есть я?” – повышение самооценки учащихся. Проведены методики Интервью “Волшебный мир”, метод Фантастического выбора.
В одном из наших экспериментов третьеклассникам был задан вопрос: “Если ты найдешь случайно кем-то потерянный кошелек с крупной суммой денег, то, как ты поступишь? Подавляющее большинство отдали бы взрослому, чуть меньше купили подарки для взрослых, еще меньше попытались бы найти хозяина утерянных денег – никому не сказал и спрятал бы. Очевидно, что достаточного устойчивого опыта действия в таких ситуациях у десятилетних детей нет, но у них уже есть свое понимание ценности денежных знаков, опыт переживания наблюдаемых поступков взрослых (родителей, героев телесериалов).
Важнейшая задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы убеждать воспитанников в их человеческой ценности. Для того, чтобы дети были готовы преодолевать многочисленные жизненные трудности, успешно адаптироваться к социуму и быть счастливыми людьми, они должны иметь положительное представление о себе. Основы самоотношений закладываются в раннем детстве и очень серьезно зависят от того, как с ребенком обращаются в семье, достаточно ли внимания и любви он получает от родителей. Эмоциональное отношение к себе у ребенка может резко измениться от сильного переживания определенной жизненной ситуации. Развод родителей, смерть близкого человека, переезд в другую школу могут переживаться ребенком как ситуация социальной неуспешности, и самоотношение развивается со знаком “минус”. Напротив, успешный опыт занятий в спортивных секциях, достижения в художественном творчестве, отмеченные взрослыми, устойчивая социальная позиция принятого в среде одноклассников выстраивает самоотношение со знаком “плюс”.
Методы воспитания в механизме социализации: воспитание не просто функционирует как составная часть социализации, а системой своих методов по существу обеспечивает целенаправленный механизм социализации. Это: пример великого человека, пример родителей, пример сверстников, метод педагогического требования,, метод упражнения, социальное внушение, метод соревнования, метод поощрения, метод наказания.
Социально- психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.
Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Так, например, перед подростком стоит задача познания тех компонентов своего Я, которые связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отличия от них, а перед юношей – тех, от которых зависят мировоззрение, определение своего места в мире и т.п.
Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить связи с этим уже имеющиеся у него системы отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола.
Что же касается определения планов на различные отрезки будущей жизни, то, во-первых, речь идет о решении задач ближайшего будущего. Например, если в среде сверстников считается престижным иметь интерес и реализовать его в какой-либо деятельности, то встает задача как можно быстрее найти такой интерес и способы его реализации. Во-вторых, речь идет о решении задач более отдаленного будущего: выбор профессии (он может неоднократно меняться). Определение стиля будущей жизни, уже подростки нередко представляют себе, где и как юноши где и как они будут работать, а юноши имеют представление о своем будущем жилище, свободном время провождении и т.д.
Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными.
Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом или процессом самореализации.
Школа должна видит свою цель не только в проявлении социализации личности: в формировании системы знаний, умений и навыков, но и в становлении готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стремиться создавать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей. Мы должны обеспечить простор разнообразной детской деятельности, в том числе добровольной общественной, здесь царит разновозрастное взаимодействие, занятия должны выходить за пределы школы в досуговые формы и учреждения дополнительного образования.