Цели:
- сформировать представление о числе 9, его составе, графическое печатное и письменное обозначение числа 9, изображение его на числовом отрезке, сложение и вычитание в пределах 9;
- закрепить взаимосвязь между частью и целым; уточнить названия компонентов сложения и вычитания, формировать способность к правильному использованию математических терминов в речи;
- тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся;
- способствовать формированию положительной учебной мотивации, развитие чувства взаимопомощи в коллективе.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня к нам на урок придёт один из сказочных героев. (Презентация слайд)
(Буратино – 6; Незнайка – 7; Айболит – 8. Перечисляем).
- А кто из них, мы узнаем, если правильно восстановим равенство.(Презентация слайд)
- Так кто же это? ( Доктор Айболит)
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и паучок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит,
Добрый доктор… (Айболит)
(Презентация слайд)
- Отправимся с Айболитом в Африку лечить зверей. Итак…, в путь.
II. Актуализация знаний, повторение.
- Сосчитаем расстояние до Африки, можно помочь числовым отрезком на линейке.
1.- счёт до 20 и обратно
- сосчитайте от 8 до 16; от 12 до 5
- назовите последующее число 8, 14. На сколько последующее число больше предыдущего?
- назовите предыдущее число 11, 20. На сколько предыдущее число меньше последующего?
- какое число стоит справа от 11? Слева от 14?
- какое число между 8 и 10; 16 и 18?
- назовите соседей числа 13
- что происходит с числом при движении его по числовому отрезку вправо? влево?
2. – Установите закономерность и вы узнаете, сколько препятствий нам предстоит преодолеть. (Презентация слайд)
3 | 4 | 6 |
5 | 4 | 2 |
8 | 8 | ? |
- Как определили, что 8? Повторение состава числа 8.
- какого варианта состава числа 8 нет в таблице? ( 7 и 1)
III. Постановка проблемной ситуации.
- У побережья Средиземного моря Айболит встретил чаек. Они помогли ему перебраться через море.
Айболит поставил чайник
Пригласил он 8 чаек.
Приходите-ка на чай.
Всех друзей ты сосчитай. (9)
-Какое выражение составили? (8+1)
-Что находили в задаче? (Целое.)
-Как находим целое? (Чтобы найти целое надо части сложить.)
-Назовите части. (8 и 1)
-Назовите целое. (9)
-Определите тему урока. (Число 9. Цифра 9.) (Презентация слайд)
-Чему должны научиться? (Узнать состав числа 9, научиться писать цифру 9.)
-Что можете сказать о числе 9? (По счёту следует за числом 8, нечётное, однозначное, его можно получить, если 10 – 1, 8+1 …)
-Где встречается число 9? (…)
- Презентация показ слайда обложки книги «Вовка в тридевятом царстве»
-как понимаете «тридевятое царство»?
-где встречали такие фразы: «тридевятое царство», «за тредевять земель»? ( В русских народных сказках.) Информация: тридевять – три раза по 9, 3 умножить на 9 = 27. По некоторым источникам расстояние от Земли до Луны равно 27 диаметрам земного шара. Поэтому, это выражение означает «очень далеко».
- Показ слайда картины Айвазовского «Девятый вал»
-Кто узнал эту картину? Художника? (Айвазовский – моренист – рисует море. Ему удаётся изобразить силу, мощь водной стихии)
- Презентация показ слайда «9 Мая» (День Победы)
- Презентация показ слайда 9 планет Солнечной системы. Названия планет на слайде. Планеты вращаются по своим орбитам вокруг Солнца. (Солнце – звезда.) Недавно Плутон перестали относить к планетам Солнечной системы.
-Существует цифра, знак, с помощью которой можно записать это число. (Презентация слайд печатной цифры)
-На что похожа эта цифра? (ответы детей)
9, как и 6, вглядись,
Только хвост не вверх, а вниз.Цифра 9, иль девятка,
Цирковая акробатка.(Презентация слайд)
Если на голову встанет
Цифрой 6 девятка станет.
-Писать цифру 9 ещё не умеем. Рассмотрим образец написания на с.19.
-Что показывает красная звёздочка? (Начало письма.)
-Проследи по стрелкам, как пишется цифра. (Прописываем в воздухе.)
(Презентация слайд – клип) Дети пишут в воздухе, потом в учебнике по контуру, далее самостоятельно 4-5 раз.
V. Физминутка.
-А чтобы дети не болели, доктор Айболит советует всем умываться, делать зарядку.
Хомка, хомка, хомячок.1, 2, 3, 4, 5.
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Ушки моет, щёчки трёт.
Хомка делает зарядку.
Хочет хомка сильным стать.
VI. Соотношение между числом и количеством предметов.
С.18 №1
-Мы уже знаем, что каждое число обозначает определённое количество предметов. Айболит просит вас найти соответствие между числом и рисунком.
-Кого 7? 8, 9, 3, 5, 2, 6, 4, 1?
-Рассмотрите эти числа и назовите в порядке возрастания.
-Рассмотрите все рисунки и подумайте, по какому признаку можно сказать, что «кораблики» здесь «лишние»? ( Это не природа, сделаны руками человека. Остальные предметы относятся к природе: живой и неживой.)
VII. Открытие нового знания. Состав числа 9.
-Как получить из предыдущего число 9? (8+1, 1+8)
-Чтобы рассмотреть другие способы состава числа 9, рассмотрим лекарственные травы, которые собрал Айболит со своими друзьями, чтобы лечить больных.
-Сосчитайте, сколько цветов в каждом мешочке. (9)
-На какие группы разложили цветы в 1-ом мешке? (Презентация слайд) (По размеру: на большие и маленькие, на 2 и 7.) У доски записывает ребёнок 2+7=9. (Презентация слайды)
-Аналогично по цвету на 3 и 6, по форме на 4 и 5. С каждого ряда ребёнок делает соответствующие записи на доске.
-Запишите второе равенство. (по человеку с каждого ряда)
-Какое свойство использовали, чтобы записать второе равенство? (От перестановки слагаемого сумма не изменяется.)
-Третье равенство. Четвёртое.
- При сложении где находится целое?
- Как найти целое? Какое здесь целое?
- Из каких частей оно состоит? (указываю мышкой на 1-ое, 2-ое, 3-ье: 2 и 7; 3 и 6; 4 и 5)
- При вычитании где находится целое? (Вначале.)
- Как мы нашли часть? (Из целого вычли другую часть.)
- Какого случая здесь нет? (1 и 8)
Выстраивание домика на состав числа 9. (Презентация слайд) 1 и 8.
-Какой второй этаж? (2 и 7) (Презентация слайд)
Аналогично 3 и 6; 4 и 5. Упражнения в запоминании. (5 и 4=9, т.к. 5 и 5 =10; 3+3+3=9, а 3+3=6, значит 3 +6=9) /можно потренироваться на карточках в запоминании.
VIII. Первичное закрепление.
С.19 №3
-К доктору пришло много животных. Сколько их? Прочитайте задание. (Кому из зверей нужна помощь?)
1-ый столбик решают девочки (4, 5, 3. Морской котик, дельфин, ёжик.)
2-ой столбик решают мальчики (7, 9, 2. Воробей, бабочка, щенок.)
IX. Повторение. (Геометрический материал.)
Презентация слайд
-Посмотрите на эту геометрическую фигуру.
-Сколько углов? (9)
-Как называется эта фигура? (Многоугольник. Девятиугольник.)
-Сколько здесь многоугольников? (6) (Перечисляем по названиям букв. Учитель показывает указкой на экране.)
Презентация слайд
Рядом с 9-ти угольником контур Африки. Сравнение. (Фигура по контуру похожа на материк Африку.)
X. Итог. Рефлексия.
-Какую цифру вы научились писать на уроке?
-Состав какого числа запомнили? (Можно повторить. 9 – это 2 и …, 5 и …, 3 и … .)
Рефлексия. Презентация слайд
-Проследите глазами за бабочками в том порядке, в котором я назову. Соедините буквы и прочитайте слово.
Зелёная бабочка, красная, фиолетовая, жёлтая, голубая, оранжевая, синяя.
-Какое слово получилось? (Молодцы.)
-Так оценил вашу работу Айболит. Вы согласны с такой оценкой?
XI. Задание на дом.
-Доктор с нашей помощью вылечил всех животных и отправился в обратный путь. А вот на чём он отправится, вы узнаете, если выполните задание на с.19 №4. (Четырёхугольники раскрасить одним цветом, треугольники – другим.)