Карвинг – по-английски означает «вырезание». Это слово в международном употреблении давно стало обозначением художественной резьбы по самым разным материалам.
Искусство карвинга по фруктам и овощам возникло на Востоке и за тысячи лет стало частью национальных традиций. Оно требует огромного мастерства, исстари передававшегося по наследству. В разных восточных странах карвинг основывается на разных технических приемах, которые существенно различаются. К примеру, китайская и японская техники очень похожи – там однозначно видна тенденция к вырезанию изображений животных, людей и иероглифов. Особенно доминируют рисунки с драконами, боевые сцены и поздравительные надписи.
Совершенно другая манера у тайских мастеров. В государственной символике Таиланда повсеместно присутствует орхидея. И только тайские мастера сотни лет вырезают из фруктов и овощей цветочные композиции. Они выполняют свои украшения, используя, в основном, так называемый тайский нож в сочетании с различными резцами.
Как вы понимаете, каждая техника имеет свои преимущества и неудобства. Китайская технология карвинга, использующая трафареты, выемки и формочки легче дается в обучении, но не имеет той утонченности и изысканности, которую можно достичь с помощью тайских инструментов.
Это искусство в наши дни притягивает и любителей и профессионалов. Мода на восточную кухню только подогрела интерес европейцев к этому мастерству и уже давно кулинарные выставки, торжественные церемонии и вечеринки не обходятся без украшения их резными композициями.
Карвинг по фруктам и овощам может быть и частью повседневной жизни. Прострой резной орнамент в ежедневных блюдах, делает их более аппетитными и привносит столу много изящества и утонченности.
Во время обучения карвингу одновременно развиваются навыки сервировки стола и любовь к изящному искусству, творческие способности, и умение готовить вкусную пищу. Карвинг – это способ научить детей ручному труду, развить внимание и усидчивость, воспитать вкус и приличные манеры поведения за столом.
На занятиях учащиеся выполняют упражнения, затем из изученных элементов создают композиции.
Завершением работы курса является творческая работа учащихся.
Цели курса:
- научить учащихся правильной работе с инструментами для карвинга;
- развитие фантазии и воображения учащихся;
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, в создании композиций и элементов украшения из овощей и фруктов;
- научить выполнять композиции из овощей и фруктов;
- дать учащимся возможность проявить себя и добиться успеха;
- развитие интереса к искусству карвинга;
- расширить кругозор учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 9 классов, предусматривает 17 часов.
Ожидаемые результаты:
По окончании курса учащиеся должны знать:
- историю возникновения техники карвинга;
- сведения о работе с инструментами и принадлежностями для карвинга;
- различать виды и техники карвинга;
- о технике безопасности при работе с материалами и инструментами.
Должны уметь:
- владеть навыками выполнения декоративных украшений из овощей и фруктов;
- владеть навыками выполнения узоров на овощах и фруктах;
- выполнять творческие композиции.
Основные формы и методы работы:
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся. В связи с этим в программе используются следующие формы работы:
- индивидуальная,
- коллективная,
- творческие задания,
- лекционные занятия,
- фото-отчет с творческими упражнениями.
Основные методы обучения:
- преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;
- учения: репродуктивный, частично-поисковый, исполнительский;
- воспитания: упражнения, убеждения, личный пример.
Средства обучения:
- вырезки из журналов, дискеты, видеокассеты;
- методические пособия и книги по искусству карвинга;
- инструменты и материалы к занятиям;
- готовые проекты мастеров карвинга.
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях,
- применение индивидуальных, групповых форм обучения,
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях,
- развитие творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности.
Тематическое планирование элективного курса «Искусство карвинга».
Тематическое планирование рассчитано: 17 часов во внеурочное время, 1 час в неделю.
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
1. |
Введение. История развития карвинга. |
1 |
2. |
Виды карвинга. |
1 |
3. |
Материалы и инструменты. Правила и основные приемы работы. |
1 |
4. |
Вырезаем из овощей. Упражнение «Роза из помидора или свеклы». |
1 |
5. |
Вырезаем из овощей. Упражнение «Георгин из картофеля или лука». |
1 |
6. |
Вырезаем из овощей. Упражнение «Хризантемы из лука». |
1 |
7. |
Вырезаем из овощей. Упражнение «Хризантема из пекинской капусты». |
1 |
8. |
Вырезаем из овощей. Упражнение «Лилия из огурца или моркови». |
1 |
9. |
Вырезаем из овощей. Упражнение «Шишки из моркови». |
1 |
10. |
Вырезаем из овощей. Упражнение «Калы из острого перца». |
1 |
11. |
Вырезаем из овощей. Упражнение «Листики». |
1 |
12. |
Вырезание декоративных ваз и подставок из овощей. |
1 |
13. |
Вырезаем из фруктов. Упражнение «Лебеди». |
1 |
14. |
Вырезаем из цитрусов. Упражнение «Рыбы». |
1 |
15. |
Творческая работа. Создание декоративной композиции. |
3 |