Самый трудный – первый класс с его адаптационным периодом. Как запряжёшь, так и поедешь. Как сохранить индивидуальность каждого ребёнка? Как установить сотрудничество с ним и его родителями? Как поддержать желание учиться? Как облегчить труд учителя? Рецепт прост: превратить трудности в удовольствие. Это значит – много творчески работать. Качественный эффект будет обязательно. Не всё было гладко, но всё – честно. Дети это чувствуют.
Никита. Адаптацию прошёл успешно. Вёл себя беспокойно. Складывалось ощущение, что мальчик имеет завышенную самооценку, которая не совпадает с оценкой педагога. Был неорганизован, рассеян, ворчал на меня: «Конечно, вы некоторых жалеете!»
– Никого я не жалею. Просто некоторые более ленивы, – задумался...
Были моменты, о которых не знает мама. Скажи я ей? А результат – очень строго накажут ребёнка. Уважения и доверия его таким образом я не добьюсь:
– Очень хорошо. Молодец. Маме говорить об этом? Обещаешь, что не повторится?
– Извините, я больше не буду,– краснеет, кивает головой.
Необходимо ещё поддержать ребёнка в школе. Посадить за первую парту?
– Хочешь здесь сидеть? – кивает головой. В знак согласия.
Нарисовал в прописи ручкой и раскрасил ручкой. Беру тетрадь и показываю ему. Видит весь класс. Говорю удивлённо:
– И это красиво? Тебе нравится? Что скажет нам мама? – смотрит, задумался.
– За что выгнали с «музыки»? – сидит встревоженный, молчит, пожимает плечами.
– Не знаю, – и это так. Он не понял своего проступка. Был эмоционален при подготовке музыкального номера. Сидит красный, чуть не плачет.
– Успокойся. Маме не скажем. Почитай, – вскоре его снова забрали на урок
Очень хорошо держится весь учебный день. Стал чище писать. Увереннее занимается по математике. Перестал «вихляться». Успешно выступает на праздниках. Раздаём призы. Одной кружки не хватает. Родители предлагают оставить их в классе. Дети хотят взять их домой. Говорю:
– Значит, один из вас останется без кружки,– Никита занервничал, собрался уходить.
– Хорошо, Никита. Как ты скажешь, так и будет. Иди сюда. Будем думать, – рассуждаем. Стали рассматривать знаки зодиака на кружках, вспоминать, какие знаки у бабушек, дедушек, родителей. В школе не было Иры и Димы. Для себя решила, купить одну недостающую кружку. Все ушли довольные.
Артём. Адаптацию прошёл успешно. Долгое время внимание было рассеянное. Увлекается компьютером: играет, печатает. В общении с ребятами был несмел, плаксив. Приобретает уверенность в себе, играет со многими мальчиками. Плакать стал редко. Как этого добились? Приходилось напоминать: «Слёзы убирай. Мы работаем. Снова плачешь? Кто виноват? А ты ничего не говорил ему?» – растерялся, слёзы исчезли. Успокоился, задумался. Становится смелее в общении. На уроках отвечает громко, читает хорошо. После уроков остался с Никитой, собираются домой, о чём – то оживлённо разговаривают. Прошу убрать учебники в шкаф. Пора приучать к порядку. Повторила просьбу раза три. Не слышат. Или не хотят услышать? Наконец, убирают книги, как попало, «суют» на полку в шкафу. Подсказываю, как делать правильно: «Запомнили?»
Генеральная репетиция в доме творчества. Дети поют.
– Откуда взялся Артём? – спрашивает учитель музыки. Ведь он никогда не пел. А мы и сами не знаем, как он появился на репетициях и на выступлении.
Эдик. Адаптацию прошёл. По успеваемости слаб, медлителен, рассеян, с ленцой, артистичен, расцветает, когда его хвалят. Прекрасно рисует. Часто опаздывает.
– Почему вы не спросили меня читать?– спрашивает.
– Сегодня не было чтения, – отвечаю. А ведь это мой просчёт. Мне бы надо помнить своё обещание, могла спросить на любом уроке. И какой бы был эффект!!!
Праздник «Посвящение в первоклассники» – роль ученика Васи:
– Где бы такого волшебника найти, чтобы сразу взрослым стать? – и заминка. Волшебник задерживается. Приходится комментировать:
– Где бы найти такого волшебника, чтобы в школу не ходить и уроков не делать?
Эдик задумчиво смотрит в окно и кивает головой, соглашается. Зал смеётся.
Кристина. Адаптацию прошла успешно. Математику усваивает слабо, но мотивация колоссальная. Мама присутствовала на уроке, дома занимается с девочкой. Рука подготовлена плохо. Сопоставлять печатную и прописную букву не умела. Девочка боялась писать буквы, брала ручку в руки и плакала – за плохое письмо попадёт дома. Старалась маме объяснить, что делать этого не следует, нужно набраться терпения. Разговор результата не дал. Кристина отказывалась в школе писать.
– Объясните, пожалуйста, маме – по-другому быть пока не может, – прошу отца.
– Поговорю, – и всё изменилось. Кристина успокоилась. Без страха писала «каракули».
Мурат. Адаптацию проходил тяжело. Проблемы поведенческого характера: бегал по классу во время учебного процесса, выкрикивал, неорганизован, неусидчив. Берёт на себя роль лидера. Пишет неаккуратно, без желания, портит вещи товарищам. Усаживала его с собой на стул. На перемене бегает, устанет – подойдёт, сядет ко мне на колени, прижмётся. Или подбежит ко мне со спины – хлопнет по плечам, смеётся. Любознателен, разговорчив.
С мамой строго разговаривала учительница физкультуры. Мама сдерживает слёзы, молчит, нервно собирает вещи сына. Говорю:
– Успокойтесь. Справимся мы с ним. Усадим,– оттаяла, даже заулыбалась.
Ведёт себя беспокойно: перебирает ручки, выкрикивает с места, рисует в тетради. Терпела – терпела и возмутилась. Медленно подхожу к нему, показываю ему его тетрадь:
– Хватит нас позорить. Это что такое? В тетради рисовать нельзя.
– Понял. Понял уже, – отвечает тихо, не кричит.
На контрольной работе не старается.
– Не любишь маму, не жалеешь её. Она с тобой вчера занималась после работы, уставшая, объясняла тебе…
– Ну ладно, – работает.
Распределяли слова на праздник. Устали. Мурат стал играть, бегать. На уговоры уже не поддавался. Беру его в охапку, усаживаю за свой стол на мягкий стул. Обращаюсь ко всем:
– Все сроки проходят. Останемся без праздника. Мне очень неприятно, когда я начинаю повышать на вас голос, даже противно. Я расстраиваюсь. – Мурат задумчиво смотрит в окно. Все притихли.
Очень долго вовлекала в новое выступление:
– Нам без твоего участия первое место не занять.
Думает:
– Да будет у вас первое место.
Поправляю его:
– Не у вас, а у нас.
Выступлением и внешним видом всех потряс: важный, красивый, серьёзный.
Перестал носиться на переменах. Административные контрольные работы написал хорошо. Подходит ко мне после уроков, улыбается:
– Вы же научили меня математике? – молчу.
– Знаете, что? Я Вам дам денег. У меня их много. Знаете, сколько? Много… – прокручиваю в голове, откуда у него могли появиться деньги. Только папа мог в знак поощрения за успехи в учёбе и хорошее поведение спонсировать сына.
– Никогда не говори так учителям. Решите с мамой, как их потратить.
– Оставить себе? – задумался. Вот тебе и Мурат!..
Казбек. Адаптацию прошёл успешно. Основателен, рассудителен. Пишет медленно. На уроке активен. Всё ему интересно. Выбрали мэром – командиром класса. Казбек с мальчиками отнесли самостоятельно вопросник директору школы для предстоящего интервью. Чувствовали, что выполняют важное дело. Держали листочек, как важный документ, руки дрожали. Пусть привыкают к самостоятельности. Ставлю пятёрки в дневник: изо, физкультура, обучение грамоте. Смотрит на меня, говорит несмело:
– А письмо?
– Я не посмотрела прописи.
– … посмотри, – тихонько шепчет.
– Неси, посмотрю, – бежит бегом за тетрадью. Накануне была тройка за диктант.
Стали проявляться лидерские качества. Возрастает личностная активность. Учится отлично. По – товарищески увещевает Мурата:
– Постой! Послушай меня!…
Ира. Адаптацию прошла. К школе подготовлена слабо. Мотивация хорошая. Занимаемся дополнительно по субботам. Аккуратна, старательна, малообщительна. В день рождения провели «Волшебный стул». Дети дали характеристику, какая Ира? Говорили ей хорошее, приятное, по очереди высказывали свои пожелания. Пересадила ближе. После дня рождения стала более смелой в общении с ребятами. Даже глаза раскрылись шире.
…На праздник пришла неодетой. Выяснилось, что не было света. Попросили старшеклассницу сходить домой к Ире за туфлями и бантиками. Ирина – красавица. Выступила отлично. Настроение хорошее.
Конкурс стихов и песен о Родине в Доме творчества. Читает стихи о родном крае в национальном костюме. Красивая! Объявляют. И тут вижу, она бежит ко мне, а не на сцену, растеряна. Беру её за руку, вывожу к сцене, зал понимающе смеётся. Подсказываю ей на ходу строчки, которые она забывала раньше.
– Я забыла, – говорит в микрофон, смотрит на меня, в глазах слёзы. Зал аплодирует. Поднимаю руку, обращаясь к залу:
– У нас всё хорошо, – оборачиваюсь к Ире, начинаем вместе:
– Над землёю солнце светит…
Заняла первое место среди чтецов начальной школы. Потом пела вместе со всеми и танцевала одна. Какая пластика! По трём номинациям три первых места. Ира садик не посещала. С девочками общение пока не складывается. Разговаривала с родителями Карины и Кристины, с девочками. В последние дни стали вместе собираться домой. Как интересно общается с мальчиками! Стоят у моего стола. Эдик что-то хотел взять со стола. Ира молча протянула руку перед ним. Понял без слов. Удивительно!
Максут. Адаптацию прошёл. Сентябрь был тяжёлым. Рука к письму не готова. Буквы не получаются. Не было усидчивости, быстро уставал, вставал на уроке и бегал между рядами по 5 – 7 минут. При этом не кричал, а тихонько посмеивался:
– Догоните меня! – Мы с детьми стояли и ждали, когда он наиграется.
– Всё, устал, – садится за парту. Продолжаем урок.
– Всё пиши, да пиши! Не хочу я писать!
Беру его руку. Пишем слово вместе. Говорит:
– Ой, как красиво! – Домой дала дополнительно прописи Н.С. Жуковой.
Падает, лежит на парте без чувств – не хочет работать. Усаживаю его много – много раз. Снова падает и лежит. Приподнимаю за плечи, встряхиваю, снова усаживаю.
– Опять вы меня трясёте, – садится и работает.
Успехи по чтению. Стимулирую поощрениями, пятёрками. Заинтересован. Даю на каникулы энциклопедию с автографом Сенкевича Ю.А. Считает в дневнике пятёрки.
Раздаю вопросы детям для интервью с директором. Предлагаю ему придумать вопрос:
– Мы знаем, что в момент драки остановиться трудно. Как этому научиться?
– Этот вопрос дайте Никите. Он дерётся.
– А тебе какой? Как побороть в себе лень?
– Да!.. Я иногда ленюсь, – смеётся. Подсказываю ему вопрос для директора: «Как Вы справляетесь с плохим настроением?»
– Мы всей семьёй не могли выполнить задание. – Начинаю размышлять вслух, при нём. На лице удивление. Решили!
В гардеробе сидит на кушетке, смотрит на раскиданные курточки. Неожиданно спокойно говорит ребятам:
– Что, не видите? Подбирать надо, – начинают наводить порядок.
В титрах к сказке читает:
– Баба-Яга – Виктория Фархадовна. Мама – Баба-Яга? – Радость и удивление, а сам он в роли Ивана-царевича.
Обидел Казбека. Тот плачет. Какие найти доходчивые слова? Предлагаю спокойно сесть на место. Подходит к парте, «пинает» её ногой, что-то кричит, рвёт книжку. Понимает, что не прав. Ждёт, что я закричу на него.
– Сиди спокойно. Я не «пинаю» парту и не кричу. И никто не кричит.
Сидит долго, «набычившись», молчит. Потом замечаю, исподтишка поглядывает на меня, – отошёл. Подзываю его и Казбека, говорю:
– Я отвечаю за каждого из вас. С меня спросят родители, почему Максут обижает Казбека. Скажут, не умеет Т.В. воспитывать детей. Плохая учительница, – Максут молчит. Казбек смотрит на меня широко открытыми глазами, в них радость. Он защищён.
– Что сейчас ты должен сделать?
Ребята подсказывают: мириться, просить прощения. Но разве сейчас Максут это скажет? Принуждать? А будет ли это эффективно? Говорю за него, а он уже сам протягивает руку Казбеку, улыбается:
– Прости, пожалуйста, Казбек.
– Поссорились, надо мириться! Вам вместе долго жить, до одиннадцатого класса. Помните, мы ходили в 11 класс на урок? Такими большими вы вырастете.
Ребята подсказывают:
– Помнишь, какой он (одиннадцатиклассник) был большой? В два раза больше тебя, – все смеются. Казбек светится счастьем. Максут улыбается.
Максим. Очень доволен двумя пятёрками по письму. Хвалится:
– Я самый лучший. У меня две пятёрки.
– Так про себя не говори. Дождись, когда это заметят другие.
Очень долго стоял у стола, нужны ещё слова в сказке.
– Подожди, у тебя много слов. Спросим у ребят, – ждал долго, терпеливо, с расстроенным видом. Что делать, дала.
Кирилл. Адаптацию прошёл. Зачастую слова учителя не воспринимает. Заставляю переделывать задания. Артистичен, весел, любит петь. Поёт даже на переменах. Проблемы товарищей его иногда не волнуют. Забрал свою ручку у Максута перед уроком. Тому нечем писать. Дала Максуту свою ручку. С Кириллом разговаривала. За неделю до окончания первой четверти обратилась к маме с просьбой:
– Помогите нам закончить четверть, – результат налицо. Последняя неделя без проблем в поведении. Больше маме ни на что не приходилось жаловаться.
Весь день настроение отличное. После уроков с мальчиками запели песню (красиво!), затанцевали. Максут нечаянно задел его ногой, Кирилл заплакал. Дима, не разобравшись, решил дать сдачи Максуту. За что? Теперь уже заплакал Максут. От отчаяния сломал ручку Диме, тот заревел громко, с обидой. Быстро всех «разогнала по углам», что не применяю. Объяснила спокойно, как всё произошло. Успокоила каждого. Диме дала свою ручку. Все трое ушли домой молчаливые, задумчивые. Вызвать на разговор не удалось. На сегодня, наверное, так и надо.
Прекрасно выступил на празднике. Как он смеялся, убегал от веника Бабы – Яги!
На конкурсе читал стихи эмоционально, открыто. Зал ревел от восхищения. Начал читать и ищет глазами учителя. Не видит. Подошла к сцене, присела на корточки. Успокоился. Чтение прервали аплодисменты. А потом мы отдали воинскую честь. Кирилл закончил чтение. Рёв аплодисментов, свист. Когда вручали диплом, бежал с ним к маме, смеялся, подпрыгивал высоко. Зал снова был в восторге. Часто напоминает товарищам:
– Нет такого слова «не хочу». Есть слово «надо».
Карина. Адаптацию прошла . Живая, общительная, играет в основном с мальчиками. В сентябре берёт на себя роль учителя, воспитывает мальчиков. На уроках часто выкрикивает невпопад. К учёбе относится заинтересованно.
Проревелась. Посчитала, учитель с неё слишком много требует. Смотрит на меня обиженно, начала есть на уроке яблоко.
– Тебе не хватило двух перемен, чтобы съесть яблоко? Зато ты успела побегать и покричать.
Устроила истерику после очередного замечания на выкрики. Говорю ей:
– Я тебя сколько раз просила не выкрикивать? Мне завуч постоянно делает замечания из-за тебя, – кивает головой в знак согласия. – Я не реву на всю школу. Всплакну немножко дома, когда меня никто не видит, – класс притих.
В коридоре резко толкает мальчика из другого класса, задирается.
– Опять будешь плакать? Мы с тобой разговаривали?
Математика. Делает надутый вид. Подперла голову руками. Сидит, не решает. Девочка умная. Как могла не понять объяснения учителя? Не хотела.
– Карина, пиши! – сидит. Показываю ей тетради двух учеников:
– Эдик за последней партой сидит, всё написал. Никита не со всем справился, но он решал, работал. А ты сидишь за первой партой! – Начала писать после того, как я помогла ей, написала карандашом.
В начале урока слышу, чья-то ручка подпрыгнула и полетела на пол.
– Это Карина, – смущённо говорит Никита.
– А пускай он!.. – начинает кричать Карина. Перебиваю её спокойно:
– Мы начали с крика. А потом мы будем плакать. А потом подерёмся.
И мы все уйдём с хорошим настроением домой? Очень хорошо ты спланировала день!
От выступления на конкурсе отказалась. На мероприятие пришла с мамой.
– Карина, грамоту пойдёшь получать ты, – удивились и мама, и Карина. Получила, выходила на сцену. Какой-то положительный резонанс должен быть.
Никита Ч. Ведёт себя беспокойно, нервно, упрям. Учение даётся с трудом. Часто сидит, не приступает к работе, ворчит: «Дома сделаю». Волосы белые, кудрявые – из кольца в кольцо. Мальчикам так и хочется запустить в его шевелюру пальцы – обижается. Наконец, коротко подстригся. Драчлив. На уроках работает вяло.
Мама уехала на длительную сессию. Пришла в школу бабушка до начала уроков. Настроена агрессивно:
– Вы видели, в каком состоянии у него тетради? Все исчёрканы. Где тот мальчик, который ему всё портит? Пересадите его!
– Приходите после уроков, мы обо всём подробно поговорим. Сейчас Вы выбрали неудобное время, – надо выиграть время, чтобы бабушка успокоилась. А вообще, как показывает практика, разговоры о воспитании детей продуктивнее вести с родителями. Прежде всего, нужно характеризовать ребёнка с положительной стороны. Но как трудно преподнести родителям требования! В большинстве случаев приходится беседовать с детьми:
– Что нельзя делать Казбеку, нельзя всем!
Никита имеет проблемы поведенческого характера. Домашние задания не выполняет, память плохая. Идём в столовую. Сел на пол, не встаёт, на уговоры не поддаётся. Дети ждут. Разговаривали с ним все по – очереди, долго. Наконец, встал.
В прописи у Никиты записи рукой взрослого человека. Спрашиваю:
– Кто это писал? – молчит, неудобно.
– Ещё будешь так делать? – зачёркиваю всё. Краснеет, отрицательно мотает головой.
Старается. Ведёт себя хорошо и на перемене. Задумчив – удивительно? Надо поддержать его.
– Никита, поставить тебе «пятёрку» не могу. Дома, поверят на словах, что стараешься?
– Не поверят.
– Давай напишем в дневнике: «На уроках старается, но много времени тратит на раздумья?»
Приходила бабушка Никиты. Доброжелательно говорит, что у Никиты снова начёркано в тетради.
– Будем работать, – отвечаю. Перевожу разговор на другое:
– Никита, посмотри на бабушку и скажи, ты сломал линейку у Ирины? – улыбается, смотрит на бабушку. Поговорили в коридоре. Бабушка рассказывает, что дома тоже упрямится, отказывается работать. Отец наказывает. Лучше, когда его похваливают.
Как-то незаметно перестал быть проблемным. Старается. Разговаривала с папой. Попросила его похвалить Никиту. Выставляю оценки по математике. Закончила, что-то пишу. Вдруг замечаю взгляд Никиты и понимаю, что пропустила его. Добавляю: «У Никиты – «4». Какой он умница!» Доволен, улыбается. И вправду, результат поразителен. Появилось доверие – постепенно будем добиваться успехов. Пожелаем нам удачи!