Логопедическое занятие в 1-м классе по теме "Звук [щ]. Буква Щ, щ"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Коррекционные:

  1. Уточнить артикуляцию звука [щ], ориентиры для письма.
  2. Развитие дыхания и просодии, фонематического слуха и восприятия, звуко-слогового анализа слов.
  3. Закрепление правописания правила ЩА-ЩУ, развитие функции словоизменения.
  4. Развитие мелкой моторики.
  5. Развитие связной речи.
  6. Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитание навыка внимательного и уважительного слушания своих товарищей.
  2. Формирование навыка самоконтроля.

Оборудование: картинки: щука, щипцы, клещи, ручка, автобус, щенок, площадь, овощи, плащ, лещ; зеркала; таблицы с буквой; картинки ассоциации буквы; нитки шерстяные и бархатная бумага по количеству детей; схемы к словам: лещ, щука, щенок, щипцы, овощи;  два гнома; вазочка; конфеты: красного цвета, зелёного цвета; карточки с рассказом и картинкой щенка по количеству детей.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Дыхательная гимнастика.

«Шарик» - Дети, представьте, что вы воздушные шарики. На счёт 1,2,3,4 – сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счёт 1-8 выдохнуть.

II. Сообщение темы и цели занятия.

- Дети, повторите за мной чистоговорку:

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.

- Какой звук чаще других вы слышите? (звук [щ]). Сегодня мы с вами будем учиться правильно произносить этот звук, не путать с другими звуками. Узнаем, какой буквой на письме обозначается звук [щ].

III. Артикуляционная и акустическая характеристика звука[щ].

1. Характеристика звука:

- Сегодня к нам в гости пришел сказочный герой – гном Вася. Он вместе с нами будет на занятии изучать звук[щ]. Взяли зеркала.

Щётка вещи чистит: Щ-щ-щ. Итак, звук [щ] – губы… (рупором), кончик языка… (прижат к нижним зубам), выдыхаемый воздух… (тёплый); согласный, всегда мягкий, глухой.

2. Работа со словом

- Назовите мне слова, в названии которых встречается звук [щ] (картинки: щука, щипцы, щенок, площадь, овощи, плащ, лещ – выделить позицию звука в слове).

IV. Связь с буквой.

1. - Какой буквой на письме мы обозначаем звук [щ]? (Буквой Ща) (вывешивается таблица буквы). На что похожа буква Щ?

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

- Сложите из ниточки букву Щ (ученики выкладывают из нитки на бархатной бумаге печатную, письменную букву Щ).

- запись буквы заглавной и строчной в тетради.

2. Чтение слоговой таблицы

Ща

Ащ

Аща

Ща-щу-ща

Щу

Ущ

Ущу

Щу-ща-щу

Ще

Ещ

Еще 

Ще-щи-ще

Щи

Ищ

Ищи

Щи-ще-щи

3. Повторение правила Ща-Щу.

Чтение слов: ищу, тащу, роща, пища, тащу, пищу, угощу, навещу, щука.

V. Физминутка.

VI . Звуко-слоговой анализ слов.

(картинки: лещ, щука, щенок, плащ, щипцы, овощи, ручка, автобус)

  1. Назовите предметы, изображенные на картинках.
  2. Назовите картинку, в названии которой меньше всего звуков? (лещ) Назови звуки по порядку. Напиши слово – лещ. Обозначение буквы. Найди схему к слову – лещ.
  3. Сколько звуков в слове –щука? Какое правило встретилось в слове? Запишите, обозначьте букву. Подберите схему к слову – щука.
  4. Сколько звуков в слове  - щенок? Назови звуки по порядку. Сколько слогов? Найди схему к слову – щенок.
  5. Составьте из звуков слово: л, п, а, щ. Назови по порядку все звуки. Сколько слогов? Запиши слово. На каком месте по счету слышим звук [щ]?   
  6. Составьте слово из слогов: щи, о, во. Сколько звуков в слове? Подберите схему.
  7. А теперь вам такое задание: из начальных звуков слов – названия картинки, составьте новое слово: ручка, овощи, щука, автобус. Какое слово получилось? (роща). Сколько звуков в слове, сколько слогов? Какое правило встретилось в слове? Запишите слово, обозначьте.
  8. Давайте составим предложение со словом – щука. Запись: Щука ищет пищу. Анализ. Обозначение звуков. Аналогично: Я ищу рощу.

VII. Образование существительных с помощью суффикса -ищ.

- Ребята, посмотрите, у гномика Васи есть старший брат – гномище Степа. У гномика глазки, а у гномища -…, у гномика – нос, а у гномища - … и т.д.

VIII. Развитие просодии.

(картинки: щипцы, клещи. Объяснение значения предметов).

- Наши гости хотят выучить с вами скороговорку: Щипцы и клещи – папины вещи. Нужно повторить её с вопросительной, восклицательной  и утвердительной интонацией.

IX. Составление рассказа.

- Давайте составим рассказ для наших гномов. Прочитайте рядом с картинкой о щенке, который попал в беду.

Это роща. В рощу прибежал щенок. Он жалобно пищал. Щенок потерял маму…

а) придумайте начало и весёлый конец рассказа о щенке. Расскажи весь рассказ от начала до конца.

б) как бы ты назвал свой рассказ?

X. Рефлексия.

- С каким звуком мы сегодня работали? Какой буквой на письме обозначаем звук [щ]? Возьмите в конвертах элементы буквы Щ. Сложите заглавную письменную букву Ш, заглавную печатную букву Щ.

- Наши гости очень любят конфеты. Давайте их угостим. Красную конфету в вазочку положит тот ученик, который усвоил произношение звука [щ], запомнил написание буквы Щ, на письме не будет путать написание буквы Щ с другими, а зеленую конфету положит тот ученик, которому еще надо поработать со звуком [щ] и с буквой Щ.