Цели:
Коррекционные:
- Уточнить артикуляцию звука [щ], ориентиры для письма.
- Развитие дыхания и просодии, фонематического слуха и восприятия, звуко-слогового анализа слов.
- Закрепление правописания правила ЩА-ЩУ, развитие функции словоизменения.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие связной речи.
- Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.
Воспитательные:
- Воспитание навыка внимательного и уважительного слушания своих товарищей.
- Формирование навыка самоконтроля.
Оборудование: картинки: щука, щипцы, клещи, ручка, автобус, щенок, площадь, овощи, плащ, лещ; зеркала; таблицы с буквой; картинки ассоциации буквы; нитки шерстяные и бархатная бумага по количеству детей; схемы к словам: лещ, щука, щенок, щипцы, овощи; два гнома; вазочка; конфеты: красного цвета, зелёного цвета; карточки с рассказом и картинкой щенка по количеству детей.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Дыхательная гимнастика.
«Шарик» - Дети, представьте, что вы воздушные шарики. На счёт 1,2,3,4 – сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счёт 1-8 выдохнуть.
II. Сообщение темы и цели занятия.
- Дети, повторите за мной чистоговорку:
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.
- Какой звук чаще других вы слышите? (звук [щ]). Сегодня мы с вами будем учиться правильно произносить этот звук, не путать с другими звуками. Узнаем, какой буквой на письме обозначается звук [щ].
III. Артикуляционная и акустическая характеристика звука[щ].
1. Характеристика звука:
- Сегодня к нам в гости пришел сказочный герой – гном Вася. Он вместе с нами будет на занятии изучать звук[щ]. Взяли зеркала.
Щётка вещи чистит: Щ-щ-щ. Итак, звук [щ] – губы… (рупором), кончик языка… (прижат к нижним зубам), выдыхаемый воздух… (тёплый); согласный, всегда мягкий, глухой.
2. Работа со словом
- Назовите мне слова, в названии которых встречается звук [щ] (картинки: щука, щипцы, щенок, площадь, овощи, плащ, лещ – выделить позицию звука в слове).
IV. Связь с буквой.
1. - Какой буквой на письме мы обозначаем звук [щ]? (Буквой Ща) (вывешивается таблица буквы). На что похожа буква Щ?
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
- Сложите из ниточки букву Щ (ученики выкладывают из нитки на бархатной бумаге печатную, письменную букву Щ).
- запись буквы заглавной и строчной в тетради.
2. Чтение слоговой таблицы
Ща |
Ащ |
Аща |
Ща-щу-ща |
Щу |
Ущ |
Ущу |
Щу-ща-щу |
Ще |
Ещ |
Еще |
Ще-щи-ще |
Щи |
Ищ |
Ищи |
Щи-ще-щи |
3. Повторение правила Ща-Щу.
Чтение слов: ищу, тащу, роща, пища, тащу, пищу, угощу, навещу, щука.
V. Физминутка.
VI . Звуко-слоговой анализ слов.
(картинки: лещ, щука, щенок, плащ, щипцы, овощи, ручка, автобус)
- Назовите предметы, изображенные на картинках.
- Назовите картинку, в названии которой меньше всего звуков? (лещ) Назови звуки по порядку. Напиши слово – лещ. Обозначение буквы. Найди схему к слову – лещ.
- Сколько звуков в слове –щука? Какое правило встретилось в слове? Запишите, обозначьте букву. Подберите схему к слову – щука.
- Сколько звуков в слове - щенок? Назови звуки по порядку. Сколько слогов? Найди схему к слову – щенок.
- Составьте из звуков слово: л, п, а, щ. Назови по порядку все звуки. Сколько слогов? Запиши слово. На каком месте по счету слышим звук [щ]?
- Составьте слово из слогов: щи, о, во. Сколько звуков в слове? Подберите схему.
- А теперь вам такое задание: из начальных звуков слов – названия картинки, составьте новое слово: ручка, овощи, щука, автобус. Какое слово получилось? (роща). Сколько звуков в слове, сколько слогов? Какое правило встретилось в слове? Запишите слово, обозначьте.
- Давайте составим предложение со словом – щука. Запись: Щука ищет пищу. Анализ. Обозначение звуков. Аналогично: Я ищу рощу.
VII. Образование существительных с помощью суффикса -ищ.
- Ребята, посмотрите, у гномика Васи есть старший брат – гномище Степа. У гномика глазки, а у гномища -…, у гномика – нос, а у гномища - … и т.д.
VIII. Развитие просодии.
(картинки: щипцы, клещи. Объяснение значения предметов).
- Наши гости хотят выучить с вами скороговорку: Щипцы и клещи – папины вещи. Нужно повторить её с вопросительной, восклицательной и утвердительной интонацией.
IX. Составление рассказа.
- Давайте составим рассказ для наших гномов. Прочитайте рядом с картинкой о щенке, который попал в беду.
Это роща. В рощу прибежал щенок. Он жалобно пищал. Щенок потерял маму…
а) придумайте начало и весёлый конец рассказа о щенке. Расскажи весь рассказ от начала до конца.
б) как бы ты назвал свой рассказ?
X. Рефлексия.
- С каким звуком мы сегодня работали? Какой буквой на письме обозначаем звук [щ]? Возьмите в конвертах элементы буквы Щ. Сложите заглавную письменную букву Ш, заглавную печатную букву Щ.
- Наши гости очень любят конфеты. Давайте их угостим. Красную конфету в вазочку положит тот ученик, который усвоил произношение звука [щ], запомнил написание буквы Щ, на письме не будет путать написание буквы Щ с другими, а зеленую конфету положит тот ученик, которому еще надо поработать со звуком [щ] и с буквой Щ.