Цели:
- научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;
- понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;
- уметь записывать дроби.
Оборудование: компьютер, проектор, геометрические фигуры из цветного картона, ножницы.
Ход урока
Тем, кто учит математику
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может полюбить математику
Наш урок посвящается!
I. Введение.
Учитель: Самый первый вопрос, который изучается в курсе математики 5 класса - это натуральные числа. Ребята! Помогите мне! Скажите, какие числа называются натуральными?
А ведь с древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.
В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части.
Ребята! Подумайте и отгадайте тему сегодняшнего урока!
(Тема урока: «Доли. Обыкновенные дроби»).
В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались - «ломаные числа» Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает “попасть в трудное положение”.
Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.
Вы согласны со мной? Тогда внимание на экран!
II. О.н.м. (проектор): 1-18 слайд презентации Е.М.Савченко «Доли. Обыкновенные дроби».
III. Игра «Доли».
IV. Работа с ножницами. У каждого из учащихся на столе квадрат из картона со стороной 4 см. Задание: разрезать квадрат на четыре равные доли любым способом.
1 |
2 |
3 |
Вопросы к учащимся:
а) Покажите четверть квадрата;
б) Покажите 3/4 квадрата;
в) Покажите половину квадрата.
V. Домашнее задание: Сделать цветную аппликацию из долей квадратов, разрезанных на части тремя различными способами.
VI. Математический диктант. Запишите в виде обыкновенной дроби:
а) три шестых;
б) одна треть;
в) половина;
г) три четверти;
д) семь десятых;
е) одиннадцать сотых;
ж) одиннадцать сорок восьмых.
(Поменялись тетрадями со своим соседом и выполнили проверку):
Все правильно – «5»
Одна ошибка – «4»
Две ошибки – «3»
VII. Физкультминутка.
Учитель Учащиеся
Руки - (на месте)
Ноги - (на месте)
Локти - (у края)
Спина - (прямая)
VIII. Актуализация полученных знаний. (Самостоятельная работа).
Учитель: А сейчас, ребята, решая задачи, мы поиграем в «Поле чудес». Верному ответу соответствует нужная буква, в результате получится слово.
- Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9).
- В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов? (5/13).
- Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).
- У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ? (5/10).
(Ответ: НОТА).
Учитель: Примером фантастического применения дробей является нотная запись в музыке. Нотки бывают целые, половинные, четвертные, восьмые. Используя ноты, можно записать любое музыкальное произведение. И пусть музыка поможет нам справиться сейчас с интересным заданием.
IX. Творческое задание «Корабль».
На доску прикреплены с помощью магнитов различные геометрические фигуры из цветного картона, разрезанные на части: прямоугольники, круги, треугольник. Задание учащимся: взять необходимое количество и магнитами прикрепить на доску.
- Прямоугольник, разрезанный на 8 частей – взять из них 6 долей (6/8). Это корпус корабля.
- Прямоугольник, разрезанный на 4 части – взять из них 2 доли (2/4). Это мачта.
- 2 круга, разрезанные на половинки – взять из них 3 доли (3/2). Это паруса.
- Один целый треугольник. Это встречный парус.
- Правильный шестиугольник, разрезанный на 6 частей – взять 1 долю (1/6). Это флаг.
- Три круга, каждый из которых разрезан на 4 части – взять 3/4 от каждого круга. Это волны.
X. Решение занимательных задач:
- У Маши 1 целое яблоко, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько у Маши яблок?
- Сколько концов у 1 палки? Сколько концов у 2 палок? Сколько концов у 4 палок? Сколько концов у 4 с половиной палок?
- У 6 друзей 7 мандаринов. Как разделить их между ребятами поровну?
ХI. Итог урока.
Учитель: И так, корабль построен! Мы отправляемся с Вами в удивительную математическую страну под названием «Обыкновенные дроби». Я желаю Вам успехов!
Список использованной литературы и источников:
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008. – 280 с.
- Савченко Е.М. Доли. Обыкновенные дроби. Презентация из «Сети творческих учителей». http://www.it-n.ru/