Проблема формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих результативности воспитательно-образовательной деятельности

Разделы: Биология


На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Познавательный интерес – это углубленный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель низкого саморазвития ученика, серьезных недостатков в организации обучения.

Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес симулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.

Все это приводит к мысли о том, что “корень” учения не обязательно должен быть “горек”, ибо еще К.Д.Ушинский отмечал, что “учение, взятое принуждением и силой воли”, едва ли будет способствовать созданию развитых умов.

Условия развития познавательной деятельности.

  1. Прежде всего это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера.
  2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.
  3. Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности и целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
  4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  5. Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами и т.д.), тем интереснее ему работать.
  7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе.

Что же конкретно способствует формированию познавательного интереса в учебном процессе и как мотива отдельных учебных действий ученика, и как прочного мотива его познавательной деятельности?

а) Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из различных источников. Она поступает из содержания учебного материала, которое несет учащимся новую, неизвестную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он еще открыт ему, ученику, и как заманчиво и увлекательно познавать это новое на каждом уроке.
б) Содержание знаний не единственный источник стимуляции познавательного интереса в учебном процессе. Масса разнообразных стимулов укрепления и формирования интереса к учению поступает из самой деятельности ученика, рождающей интеллектуальные и эмоциональные удовлетворения.

Практика использования форм и методов обучения – источников мотивации учения и саморазвития ученика.

В своей педагогической практике я стремлюсь реализовать условия познавательной деятельности.

Стремлюсь организовать любой урок так, чтобы вовлечь учеников в процесс самостоятельного поиска. Преподнося материал в готовом виде, не побуждая детей к мыслительной деятельности, можно сознательно вырастить “трутней”. Лишь в том случае, когда учащиеся решают задачи проблемного характера, они становятся вовлеченными в процесс “открытия” новых знаний.

Формируя проблемы к тем или иным темам урока, я стараюсь руководствоваться следующими положениями: проблема должна раскрывать основное понятие темы или урока и направлять на глубокое усвоение её содержания; должна быть интересной для учащихся; не должна быть слишком легкой, подсказывающей, но и не должна быть слишком трудной – ни то, ни другое не вызовет желания её решать; для её решения учащиеся должны владеть определенным запасом знаний по этому вопросу; учащиеся должны суметь путем анализа, синтеза и сравнения сделать собственное умозаключение, т.е. произвести обобщение.

Например, при изучении в 6-м классе темы “Покрытосеменные” я ставлю перед учащимися такую проблемную задачу: “Что позволило покрытосеменным занять господствующее положение на Земле?”

Для решения этой проблемы учащимся приходится восстановить в памяти материал, касающийся цветковых растений (морфолого-анатомические и физиологические особенности, размножение и т.д.) И только в процессе анализа-синтеза, выдвижения различных гипотез, обобщения, самостоятельно сделанных выводов учащиеся решают данную проблемную задачу.

При изучении темы “Удобрения” ученики (6-й кл.) узнают о влиянии различных химических элементов на рост и развитие растений. Для того чтобы уч-ся поняли значимость и необходимость этой темы, я пытаюсь поставить их перед проблемой в жизненной ситуации, предлагая им такую задачу: На одном картофельном поле в момент интенсивной вегетации отмечено пожелтение листьев, на другом таких явлений не наблюдалось, но был собран небольшой урожай клубней малых размеров. Чего, по-вашему, не хватило растениям? Предложите возможное решение данной проблемы во избежание её в дальнейшем.

Дети, анализируя имеющиеся у них знания, приходят к выводу о том, что на 1-ом участке растениям не хватало азота и предлагают внести подкормку – известные азотные удобрения (мочевину, аммиачную селитру); на втором – фосфора, поэтому требовалось внесение суперфосфата или аммофоса.

Для того чтобы учебный труд был интересным, стараюсь его на своих уроках разнообразить.

Порой в учебниках материал излагается скучно и однообразно. И для того, чтобы развить интерес у учащихся, привлекаю массу дополнительной литературы, факты из истории науки, занимательные факты. Например, интересные научные факты влияния музыки на все живое:

  • Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.
  • Под звуки современной “попсы” коровы ложатся и отказываются есть.
  • В Китае, например, можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы с названиями “Пищеварение”, “Бессонница”, “Печень”, и т.д. Примерно то же самое существует в Японии, в Индии.
  • В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и “побочный” эффект: в результате снизилось потребление наркотиков.
  • Любопытная деталь подмечена японцами: когда произведения Моцарта звучат возле дрожжей, то с их присутствием получается лучшая водка “сакэ”.

И т.д.

Все это дает положительные результаты.

Большой интерес вызывают у учащихся динамические пособия, которые не так давно появились в кабинете биологии.

Возможность использования на уроках видеоматериала, электронных пособий также является мотивацией познавательной деятельности. На последующих уроках срабатывает обратная связь учитель-ученик, когда учащиеся, заинтересованные научно-популярными передачами “В мире животных”, “Естественный отбор”, приводят интересные факты, делают сообщения по теме.

Однообразные способы действия на уроках быстрее вызывают скуку, поэтому я в своей практике стараюсь проводить нестандартные уроки: урок-соревнование, урок-игра, урок-путешествие, урок-КВН, интегрированный урок.

Например, урок-имитация “Генетическая консультация” не только закрепляет знания основных законов генетики, но и развивает познавательный интерес, воспитывает нравственные качества и чувство ответственности:

На приеме несколько человек…

  1. Свекровь: “Сын женился. Невестка хорошая, но родившийся внук со II группой крови, голубые глаза, кожа и волосы белые. Подозреваю невестку в неверности. У сына I группа крови ОО, у невестки IV группа крови АВ. Сын и невестка кареглазые (у свекрови глаза голубые), отец невестки голубоглазый. Волосы темные”.
  2. Кавказец: “Жду первенца. Велел жене родить сына! От кого зависит пол ребенка? Брат жены дальтоник, а жена доллары хорошо видит…”
  3. Малыши спорят. Первый говорит: “Это кот!” Второй малыш: “Это кошка!” Хозяйка звала: “Вася! Вася!”.

Ученик-эксперт решает задачу о трехцветной кошке.

Работа на уроках в творческих группах тоже способствует развитию познавательной деятельности. Так в 8 кл. на уроке “Человеческие расы” дети самостоятельно в группах составляют фоторобот человека определенной расы, предварительно получив задание из фрагментов таблицы составить его словесное описание.

Учащиеся проявляют большой интерес к логическим задачам, в которых им надлежит в тексте добавить ту или иную пропущенную строчку, например:

Хрусталик может становиться то более плоским, то более выпуклым. Когда мы вглядываемся в близкие предметы, то ____________________________________, а когда вглядываемся в отдаленные предметы, то _________________________________ и преломление лучей в нем меньше.

Любые задания, предлагаемые учащимся на уроках, должны быть посильными для них, иначе интерес быстро теряется. Поэтому целесообразным считаю в своей работе использовать дифференцированный подход, мотивирующий познавательную деятельность.

Использование на уроках компьютерных презентаций также вызывает у учащихся больший интерес. Главное, чтобы это было уместно и оправданно. Постепенно создается копилка таких тематических презентаций, что облегчает труд учителя.

Немаловажное значение в мотивации к учению имеет и оценка. На мой взгляд, она должна не только отражать соответствие знаний ученика определенным стандартам, но, в большей степени, показывать ученику его рост относительно самого себя. Только в этом случае оценки будоражат, стимулируют процесс учения.

Постоянно проявляющийся у учащихся интерес к изучению предмета и приобретенные умения повышают их любознательность. Учащийся как бы самоутверждается в своих возможностях, ищет новые способы овладения учебным предметом; у него появляется устойчивая потребность знать и трудиться. Интеллектуальная умелость ученика как бы сама “срабатывает” на интерес в учении, самоутверждает его как личность

Презентация