Урок чтения в 4-м классе. Е.И. Чарушин "Кабан"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

обучающие

  • совершенствовать навыки выразительного чтения, обеспечивая полноценное восприятие художественного и научно-познавательного текста;
  • учиться делить текст на сюжетные линии;
  • учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ;

развивающие – развивать умение определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и свое отношение к героям, их поступкам и разбираться в мотивах их поведения;

воспитывающие – воспитывать любовь к животным, наблюдательность, бережное отношение к “братьям нашим меньшим”.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: книга “Родная речь”, художественные книжки С. Маршака, М.Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Бианки проиллюстрированными Е.И. Чарушиным, портрет писателя Е. И. Чарушина.

I. Подготовительная работа к восприятию текста.

1. Знакомство с автором рассказа “Кабан”.

Кто изображен на портрете?

Что вы знаете об этом писателе?

Какие его произведения вы читали?

Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Евгения Ивановича Чарушина.

Работа в группах.

Познакомьтесь с краткой биографией писателя.

Текст биографии на карточках для каждой группы.

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965)

Родился в Вятке. В профессиональной работе трудно переоценить положительную роль семьи. Мать его любила животных. Она была умелым садоводом. Отец часто брал сына в свои поездки по Вятской губернии, которая в те годы была покрыта лесными массивами и богата зверями и птицами. Мальчик пережил вместе с отцом в этих путешествиях настоящие приключения, попадая даже в опасные ситуации (им приходилось уходить от преследования волчьей стаи.)

Евгений Чарушин был разнообразно одаренным человеком: обучался игре на скрипке, имел актерские способности, пробовал изобретать, сочинять стихи. Но вначале избрал дорогу отца: поступил на живописный факультет Ленинградской Академии художеств, которую успешно закончил в 1926 году. Работал в Ленинградском и Московском отделениях Детиздата и проиллюстрировал более 100 книг. Позже начал писать свои произведения, которые переводились на ряд других языков.

Что нового вы узнали о писателе?

2. Дополнение учителя к прочитанному.

Закончив Ленинградскую Академию художеств Чарушин стал художником – анималистом.

Кто сможет объяснить, что означает слово анималист?

(Если ребята не знают, нужно воспользоваться толковым словарем)

Анималист – художник, рисующий животных.

3. Работа с дополнительной литературой.

(На парте у ребят лежат художественные книжки С. Маршака, М.Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Бианки проиллюстрированные Е. Чарушиным.)

Рассмотрите книжки на столе.
Кто написал эти произведения?
Кто нарисовал иллюстрации к этим произведениям?
Сравните ваши ответы.

(Авторы разные, а художник один и тот же – Е.И. Чарушин).

Обратите внимание на книгу С.Маршака “Детки в клетке”.

За иллюстрации, сделанные к этой книге, Евгений Иванович Чарушин получил Золотую медаль Лейпцигской международной выставки детской книги.

Если Чарушин рисовал животных, где он должен был искать объекты для работы?
Какие умения должен иметь художник-анималист?

(Умение рисовать, умение наблюдать за животными, за их повадками)

Где можно было найти животных для наблюдения?

(На улице, в цирке, в зоопарке)

Да, действительно... Однажды он работал в зоопарке – рисовал животных. И вот, что с ним произошло…

II. Работа над произведением.

1. Комбинированное чтение по цепочке.

Нацелить на чтение произведения.

Какие открытия сделаете в процессе чтения рассказа?

2. Анализ прочитанного.

Ответьте на вопрос, поставленный перед чтением

Понравилось ли вам это произведение?
Что было особенно интересно?
О каких животных упоминает Е.И.Чарушин?
Кто из обитателей зоопарка вам понравился больше?
Каким вы его себе представили?
Какие чувства вы испытали, читая рассказ?
Каким настроением наполнен рассказ?

3. Выборочное чтение.

Просмотрите еще раз в произведении описание поведения животных.

Прочитайте заинтересовавшие вас эпизоды.

III. Физминутка-импровизация (пантомима).

Представьте, что наш класс превратился в тот самый зоопарк, а вы в животных, описанных в рассказе.

Где мы были – мы не скажем,
О ком читали – мы покажем.

Каждый из ребят изображает животное, меняя свою изначальную позу так, чтобы тело напоминало задуманное животное из числа тех, которые описаны в рассказе.

(Дети вместе с учителем отмечают самые удачные превращения.)

IV. Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы, записанные на доске:

У страха глаза велики.
Волка бояться – и от белки бежать.
Дрожит как лист на осине.

Определите тему этих пословиц.

Как их можно связать с содержанием рассказа?
Почему взрослый человек испугался кабанов?
Можно ли утверждать, что Е.И. Чарушин был трусливым человеком? Почему?

Да, действительно. Он не знал, что кабаны ручные. А дикие кабаны очень опасны. Об этих животных вы можете почитать научно-познавательную справочную литературу.  Например, в журнале “Юный натуралист” №6, 1991г, с 44. можно узнать об этих животных много интересного.

V. Конструирование рассказа.

1. Деление на сюжетные линии.

Сейчас мы будем конструировать этот рассказ.

(Деление на группы по 4 человека.)

Что значит конструировать? (Из частей собирать целое)

2. Работа в группах.

1) Экспозиция.

С чего начинается рассказ?

“Я рисую животных. Рано”… “Только звери в клетках да я”.

Какие интересные сюжеты наблюдал автор в зоосаду?

2) Завязка.

“Рисую я оленя марала, Сережку”.

Когда вам было особенно страшно при чтении рассказа? Почему?

3) Кульминация.

“Хрустнуло что-то сзади. Оглянулся…”, “…вспотел я со страху”.

Чем все закончилось?

4) Развязка.

“Маленький парнишка забежал в кабанью толпу и стегает кабанов хворостиной”. … “Стыдно стало. Кабаны-то ручные!”

3. Коллективное составление плана

План.

  1. Утро в зоосаду.
  2. Наблюдение за обитателями зоосада.
  3. Опасные кабаны идут толпой.
  4. Простые свиньи.
  5. Пересказ по плану у доски.

VI. Домашнее задание (на выбор).

  1. Попробовать свои силы в качестве художника-анималиста, нарисовав рисунки животных к рассказу “Кабан” с натуры.
  2. Приготовить пересказ рассказа по плану от 1 лица.

VII. Итог урока:

Произведение “Кабан” смешное или поучительное? Почему?

О чем бы еще хотели узнать и прочитать в произведениях Е.И.Чарушина?