Всероссийская биологическая олимпиада школьников является соревнованием учащихся. Она проверяет их способности и умения решать различные биологические задачи и проводить биологические эксперименты, требует от участников интереса к биологии, творчества, находчивости и настойчивости.
И, на мой взгляд, подготовка детей к участию в олимпиаде будет складываться из нескольких этапов:
1 этап
– отбор учащихся,проявляющих интерес к предмету и желающих участвовать в олимпиаде.
На этом этапе должна сработать проницательность и профессиональная интуиция учителя. Учитель должен суметь заметить неординарно мыслящих детей именно в области своего предмета. Ведь эти дети порой в силу своей скромности могут и не проявлять активности. И принципом их поведения зачастую является: спросят – скажу, не спросят – промолчу.
По понятным причинам большого количества детей на данном этапе быть не может. Таких детей учитель может отметить и по их письменным работам на уроках. Учащиеся, возможно, и сами не предполагают своей потенциальной успешности.
И то, как учитель обратит на них внимание и предложит участвовать в олимпиаде, повлияет на будущий исход. Нерешительность и сомнение ребенка может перерасти в уверенность, увлеченность и азарт.
2 этап
– теоретический.Мне кажется, что этот этап в работе учителя должен быть “хроническим”. Так как теоретические основы закладываются на уроках, учитель сам должен постоянно совершенствоваться и действовать по принципу “всего знать невозможно, но стремиться к этому надо”.
Следовательно, только жаждущий знаний учитель может достойно подготовить своих подопечных. Сначала мы сами жадно поглощаем все новое, а затем щедро делимся этим новым с детьми. Я стараюсь при любой возможности приобретать современную литературу по своему предмету, знакомиться с различными новинками. Причем ни одна из приобретенных книг не “встанет” на книжную полку до тех пор, пока я ее не прочитаю. И времени на это уходит не так много. Как правило, два-три часа одного вечера. И если уж нахожу что-то интересное, я непременно поделюсь этим с учениками на уроках.
В процессе урока на этом этапе учитель должен ориентироваться не на слабых, а на сильных учеников. То есть всегда давать почву для размышлений тому, кому это необходимо.
В целом обучение должно создавать зону затруднений для учащихся и дарить радость её преодоления.
При этом стараться применять такие современные технологии, как исследовательская, коммуникативная, дифференцированного обучения, опережающего обучения, развивающего обучения. А также использовать на уроках следующие методы: эвристический, проблемный (проблемного изложения, частично-поисковый), метод проектов. Все это способствует укреплению теоретического фундамента и, как следствие, повышает вероятность потенциального успеха.
На этом же этапе я стараюсь “подбрасывать” ученикам дополнительную литературу; создаю такие ситуации, которые побуждают детей “совершить экскурс за страницы учебника”.
Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр.
Ну и, конечно же, использую любые возможности для поиска типовых заданий прошлогодних олимпиад различных уровней с целью отработки теоретических знаний.
3 этап – практический.
На этом этапе формируются необходимые умения:
- Общенаучные (наблюдение, измерение, группирование и классификация, нахождение взаимосвязей, вычисление, организация данных и их представление, прогнозирование, формулирование гипотезы, оперативное описание, экспериментирование).
- Биологические (умение работать с лабораторным оборудованием; зарисовка препаратов; точное описание биологических рисунков с использованием биологических терминов).
- Применение методов биологического исследования.
- Цитологические (техника приготовления микропрепаратов).
- Методы изучения анатомии и физиологии растений (препарирование различных частей растения).
- Методы изучения анатомии и физиологии животных (препарирование).
- Этологические методы: определение и интерпретация поведения животных).
- Экологические методы.
- Таксономические методы.
- Применение физических и химических методов.
- Применение микробиологических методов.
- Применение статистических методов.
Основы практических навыков формируются также на уроках. Поэтому выполнению практической части программ необходимо уделять должное внимание.
А дополнительные практические умения развиваются в ходе индивидуальных занятий с детьми.