Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение. Имя прилагательное"

Разделы: Начальная школа


Цели: 

  • Систематизировать знания детей об имени прилагательном, как о части речи.
  • Формировать навыки правописания безударных падежных окончаний, развивать орфографическую зоркость.
  • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Развивать словесно-логическое мышление.
  • Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Ход урока

I. Организация класс.

II. Чистописание.

Внимательно посмотрите на данную запись. Что нужно сделать, как вы думаете?  

(на доске)

быстрый – медленный

сухой –

глубокий –

война –

глупый –

Если вы правильно выполните задание, то узнаете первую букву в цепочке для минутки чистописания.

Какая пара слов лишняя? Почему?

Какую букву будем писать первой?

Цепочку продолжат буквы, которые встречаются в окончании прилагательных мужского рода в родительном падеже. 

мого   мего

Напишите эту цепочку до конца строчки.

III.  Орфографическая разминка

(на доске)

... дело, лучше ...       безделья
... правда лучше, чем ...       ложь.

Дополните пословицы, записанные на доске.

Какой частью речи являются эти слова?        

Что ещё вы можете о них сказать?

Что такое антонимы?

Прочитайте глазками ту пословицу, которая вам больше нравится. Запомните.

Письмо по памяти.

Назовите в первой пословице родственные слова. Выпишите их. Какой частью речи являются эти слова? Образуйте от имени существительных прилагательные.

– дело, безделье, деловой, деловитый

Разберите слова по составу.

IV. Постановка темы и цели урока.

Послушайте и скажите: какая часть речи могла бы так сказать о себе?

"Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь".

Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания об имени прилагательном. А для этого я предлагаю вам вместе с Запятайкиным и Олей отправиться в страну Акитаммарг на остров прилагательных. (рис.1)

Оля и Запятайкин

Рисунок 1

Помните, как в сказке про "Золушку":

"Жители сказочного королевства, а жители сказочного королевства?" Хотите, хотя бы ненадолго, стать жителями сказочного королевства "Акитаммарг"?

Тогда я предлагаю вам вместе с Олей побывать на острове прилагательных и выполнить задания, которые приготовил для Оли Запятайкин.

V. Обобщение знаний.

Первое задание от  Запятайкина. Угадай о чем идет речь?

честный, стойкий, оловянный ...

большой, пустынный, двугорбый ...

новая, интересная, библиотечная ...

сладкое, сливочное, холодное ...

большой, коричневый, косолапый ...

Какая часть речи помогла вам узнать предметы?

Что же такое имя прилагательное?

Как изменяется имя прилагательное?

От чего зависит падеж, число имени прилагательного?

Что можно сказать о прилагательном множественного числа?

Каким членом предложения обычно являются имена прилагательные?

"Существительное с прилагательным
Живет на редкость дружно.
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Оно его не бросит
В воде и  на земле.
Стоит в одном с ним роде,
Числе и падеже"

Докажите Олины слова: приведите примеры (прилагательное + существительное).

А теперь (у вас у каждого на парте карточки) следующее испытание:

Упражнение № 1 (см. приложение)

Прочитайте фразеологические обороты. Объедините их в группы в зависимости от значения.

Записываем парами обороты; обозначьте род, число. Выделите окончания.

Какой фразеологический оборот остался без пары?

(бить баклуши) - как его заменить одним словом?

Физкультминутка

Потрудились, отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём!
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
Три наклона, прямо встали,
руки вниз и вверх подняли!
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!

И у нас следующее задание.

Ой! Что это?

На доске: "В этом сказочьмым наряди иловия ветка козалась страшной чюдовищем".

"Долой все падежи на свете!
Пусть будут неучами дети ".
Злая колдунья Двойка.

Вот это да! Давайте поможем Оле исправить ошибки. Докажем, что мы знаем орфограммы. И правильно запишем в тетради предложение.

"В этом сказочном наряде еловая ветка казалась страшным чудовищем".

Найдите грамматическую основу в предложении.

Какой частью речи выражено подлежащее?

Какой частью речи выражено сказуемое?

Найдите второстепенные члены в предложении.

Каким членом предложения являются прилагательные?

Определите падежи имени прилагательного.

Выпишите словосочетание "страшным чудовищем" (словосочетание: прилагательное + существительное)

Разберем прилагательное, как часть речи.

Выполним морфологический разбор имени прилагательного.

Работа с текстом.

Прочитайте задание  к упражнению №2 на карточке (см. приложение).

Итак, читайте, карандашом в карточке вставляйте окончания. Определите падеж этих прилагательных.

Определив падежи, пронумеруйте предложения в порядке следования падежей.

Прочитайте получившийся текст.

Помните, по риторике мы читали, что египтяне проиграли войну персам без единого сражения. Почему?

Спишите предложение: "Если смерть убивала храмовую кошку, то в траур одевался целый город".

Подчеркните  грамматическую основу предложения. Что заметили?

Составляем схему предложения,  (сложн., пов., невоскл., распр.).

VI. Итог урока.

Вы справились со всеми предложенными заданиями. Думаю, вы убедились, что прилагательные – очень нужная часть речи. Без них речь бедная, невыразительная, неточная. И Запятайкин остался доволен вашими знаниями. Но пора возвращаться в класс.

Ученик:   "Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»
Не скажем  «безобразное»
Не скажем маме: «Милая,
Красивая, любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При - ла -  га - тель - ные
Чтобы все отличным стало
Разных признаков не мало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять"

Вы хорошо потрудились на уроке. За работу получают оценки…

Я проверю ваши работы, и остальные получат оценки в тетради. Урок окончен!

Литература:

  1. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие школьников на уроках русского языка». 3 класс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 216 с.
  2. О.Л. Соболева, В.В. Агафонов «Тайны страны Акитаммарг, или удивительные приключения с Запятайкиным» Изд – во «Феникс», Ростов-на-Дону, 1994. – 240 с., илл.