Активизация познавательного интереса учащихся - подростков “стара как мир”, но по-прежнему остается актуальной.
Повышение эффективности урока - важнейшая проблема, волнующая всех учителей. Снижение уровня знаний в значительной степени объясняется качеством урока: надежным стандартом, однообразием, шаблоном, формализмом, скукой. Учителя ищут разные способы “оживления урока”.
Работая в школе, мы пришли к выводу, что большой интерес и оживление у учащихся вызывают приемы и формы игрового обучения. Игра - есть форма познавательной деятельности, где учащиеся выступают в роли участников исторических событий. По сути, все необходимое для игры - информация по теме, реквизит и прочее готовятся дома. На уроке же происходит игра, состоящая из этапов, т.е. серии учебных заданий и конкурсов. Деятельность учащихся оценивается в конце занятия.
Успешность проведения уроков закрепления и повторения, в основе которых лежит игра, зависит от ряда действий учителя и учащихся. Во-первых, проводится тщательная подготовка таких уроков: пишется сценарий, распределяются роли каждого ученика, готовятся декорации и реквизит. Во-вторых, продумывается ход игры, последовательность игровых ситуаций (сцен) и т.п., снижается до минимума риск “фальсификаций”. В-третьих, особое внимание уделяется активизации деятельности всех учащихся, включая слабых, равнодушных, с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в игровую деятельность. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому “воспитание интереса к предмету” – это ключ к учению, познанию. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.
Одна из традиционных форм урока, которая удовлетворяет потребность учащихся в познании - это повторение в форме урока-путешествия.
Резюме:
Ребята с удовольствием работают на таких уроках - это путешествие в мир истории. Школьники моделируют историческую реальность через “вживание” в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретаемые ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.Итогом этой работы становится участие детей во внеклассных мероприятиях, театрализованных представлениях.
Тема: Средневековый город.
Вид урока: комбинированный
Цели:
- Формирование и развитие у ребят знаний о средневековом городе, достопримечательностях средневекового города, жизни и деятельности людей в средние века.
- Углубить и систематизировать знания учащихся по теме: “Средневековый город”.
- Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории средних веков.
- Освоение детьми навыков самостоятельного сбора и обработки информации по заданной теме.
Оборудование:
- запись - (шум волн), средневековая музыка;
- презентация : корабль, средневековый город (слайд I), ярмарка
- средневековья (слайд II), мастерская оружейника (слайд III);
- таблица: а) товарное хозяйство, б) натуральное хозяйство;
- кроссворд (средневековый город);
- карточки с мастерскими ремесленников;
- карта “Города Западной Европы в X - XI веках”;
- атласы, контурные карты.
Используемые технологии:
- информационная,
- индивидуальная,
- исследовательская.
Методы обучения: словесный (беседа, объяснение), наглядный (компьютер), практический (изучение материала хрестоматии).
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать основные постройки средневекового города,
- учащиеся должны понимать и уважать традиции людей средневековья,
- учащиеся должны уметь использовать услышанный материал на уроках гуманитарного цикла,
- получить целостное представление о средневековом городе.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка цели урока.
Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию по средневековому городу, а в городе проверим наши знания и закрепим их. В путь мы снарядили корабль.
II. Проверка знаний учащихся
Учитель: Вы знаете, что в средние века путешествие было опасным и трудным делом. Из-за плохих дорог скорость передвижения была небольшой: даже верхом за сутки можно было проехать путь лишь в несколько десятков километров. И поэтому для путешествия мы выбрали море. Но, отплывая от пристани, нужно заплатить владельцу корабля, а плата за проезд будет наш ответ на вопрос.
Вопрос:
Назовите причины возникновения городов в Западной Европе в X - XI в. в.
Ответ:
- отделение ремесла от сельского хозяйства;
- появление колесного плуга;
- появление железных орудий труда;
- появление ветряных мельниц;
- выделение крестьян – “умельцев”;
- появление качественных ремесленных изделий;
- бегство крестьян ремесленников из посёлков, из вотчины.
Ответ принимается.
Учитель:
Мы отправляемся (Шум моря)
Приближаемся к пристани, нас встречает человек, как вы думаете, кто он? (Купец)
Вы рыщете по волнам всех морей. Вы посещаете края чужбины. И вам, отцы вестей и новостей, краёв земных всех ведомы судьбины.
Купец: (ученик)
С трудом добрался я в Париж, столько денег потратил на таможенные заставы. Да ещё феодал предписал мне обязательный путь для проезда на ярмарку. Приехал я в местечко Шампань в третий раз из Венеции. Я ещё в детстве мечтал стать купцом, и вот моя мечта сбылась. Я побывал во многих местах Западной Европы. Венеция торгует со странами Балканского полуострова, Арменией, Сирией, Египтом. Наши купцы создали даже своё торговое поселение в устье Дона, а оттуда добираются до рынков Средней Азии. Привёз я с собой на ярмарку чудесное стекло, изделия из него Венецианские чаши и вазы славятся на весь мир.
Приобрести хочу роскошные ткани, и хотелось бы купить Восточные пряности.
Через нашу Венецию идёт торговля и Далмацией, и с Истрией, и с Турцией и даже с Индией.
Добирался я в Шампань по Средиземному морю через Атлантический океан, побывал я и на ярмарке в Париже, но таких, как в Шампани не видывал.
(Работа с контурными картами).
Учитель: Ребята, давайте откроем свои атласы и проследим путь нашего купца из Венеции в Париж в местечко Шампань. В своих контурных картах отмечаем Венецию, затем синим карандашом отмечаем морской путь по Средиземному морю через Атлантический океан и находим г.Париж и Шампань.
Наш купец отправляется на ярмарку. Но чтобы городские ворота открылись, нам нужно ответить на такой вопрос.
Вопрос:
В европейских языках много названий городов имеют одинаковые окончания. (Работа с контурными картами)
Вспомните названия городов и найдите в атласе, отметьте в контурных картах. Объясните, как они возникли:
“Бург” - крепость.
“Форт” - брод.
“Хафен” - гавань.
“Бридж” - мост.
“Честер” - лагерь.
(На доске картина с ярмаркой)
Ученик:
А вот и ярмарка!
Шампани сроду равный
Не выпал ярмарке успех
Где бурый был и серый мех
И шелк, и шерстяные ткани
Явились богачи заранее
Свершив, кто восьмидневный путь
Кто близкий - лишь бы, чем хвастнуть.
Вопрос:
1. Что такое ярмарка?
2. Кого мы видим на картине?
Что нового появилось в торговле?
Ответ:
Товарное хозяйство, а раньше, какое было хозяйство? (натуральное).
Учитель: На примере схемы определите, что относится к натуральному хозяйству, а что к товарному (работа со схемой).
Учитель: Пройдясь по улицам города, мы увидим мастерскую оружейника. Давайте зайдём.
Пройдя в сени, мы открыли дверь направо - в мастерскую, большую низкую комнату со сводчатыми потолками. Здесь стояло несколько больших дубовых столов, заваленных инструментами, на стенах висели двуручные тяжелые мечи, кривые сабли, тонкие шпаги, длинные кинжалы, секиры, боевые топоры. Между столами, поближе к окнам стояли большие чурбаны с наковальнями. Из мастерской дверь вела в соседнее помещение - кузню, откуда слышались сопение мехов. Подмастерья возились у столов, гремя инструментами, а двое учеников таскали со двора в мешках уголь в кузню.
При виде хозяина подмастерья поклонились и пожелали доброго утра, протягивая ремесленнику меч на заказ. Тот внимательно осмотрел лезвие, проверил, нет ли изгиба, хорошо ли укреплена его медная обтянутая кожей рукоятка и остался доволен.
Вопрос:
- Что представляла собой мастерская? (Мелкое производство, где отсутствовало разделение труда).
- Какие орудия труда использовались в мастерской?
- Кто владел мастерской?
- Трудился ли в мастерской её владелец?
- Кто работал в мастерской кроме мастера?
- Для чего изготавливались изделия ремесленника?
Ремесленник: (ученик)
Я покинул родную деревню, ушёл с земли, так как я хорошо зарабатываю ремеслом. Принимаю заказы, изготовляю доспехи. Поселился я возле замка, посёлок ремесленников быстро рос. Но несколько лет назад на посёлок напал отряд разбойных рыцарей. Мне удалось укрыться за стенами замка. Вернувшись с друзьями в посёлок, мы увидели, что наши изделия были разбиты и разграблены. Все приняли решение укрепить поселок. Окопали его рвом, насыпали земляной вал, поставили частокол. Так образовался город. Наш город окружен несколькими кольцами стен, это говорит о том, что город постепенно рос. Стены укреплены башнями. Дома теснятся в узких и кривых улочках, верхние этажи с балконами нависают над нижними. Наши дома в городе не имеют номеров, их заменяют отличительные знаки ремесла.
На городской площади есть в городе фонтан. Улицы везде очень узкие, в Брюсселе даже есть “улица одного человека”, она называется так потому, что два человека не могут на ней разойтись.
Центром города является городской собор. Есть ратуша, больница, цеховые помещения.
В ратуше располагается городская тюрьма и казна.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим на карточки и вспомним, какие ремесла были в городе кроме оружейника:
- сапожник;
- суконщик;
- парикмахер;
- портной;
- кузнец.
III. Закрепление:
Кроссворд “Средневековый город”
- Слой населения - служители церкви (духовенство).
- Одно из главных орудий труда крестьян (плуг).
- В Средние века - крупный землевладелец (феодал).
- Человек, занимающийся изготовлением вещей из железа (кузнец).
- Объединение крестьян (община).
- Работы крестьян в хозяйстве феодала (барщина).
- Занятие людей, связанное с изготовлением вещей (ремесло).
- Продукты крестьянского хозяйства, отдаваемые владельцу поместья (оброк).
- Тип хозяйства, при котором все вещи производятся не на продажу, а для себя (натуральное).
- Средства для покупки (деньги).
- Хранилище больших сумм денег (банк).
- Одно из средств передвижения купцов (корабль).
- Одно из украшений здания городского совета (часы).
- Здание городского совета (ратуша).
- Поселение ремесленников и торговцев (город).
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Придумать и нарисовать к уроку – путешествию иллюстрацию (по желанию).
Рефлексия: (учитель) думаю, что сегодняшний урок для всех нас не прошел бесследно. Я предлагаю вам взять листок бумаги, который лежит на вашем столе и дополнить предложение, (на уроке я узнал…; теперь я знаю…; мне понравилось…, мне не понравилось…)
Библиографические источники:
- Агибалова Е.В., Донской Г.М. Методическое пособие по истории средних веков. М.: Просвещение, 1984
- Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М.: Просвещение, 1992
- Иловайский Д.И. История в художественной литературе. М.: Просвещение, 1981
- Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983
- Мацкайлова О.А. Познавательные игры в курсе истории средних веков // Преподавание истории в школе № 8, 1999, с. 29–35
- Солнцева Е. Средневековый город и его обитатели. // История № 7, 1997, с.13
- Старобинская Г.И. Обобщающее повторение в курсе истории средних веков // Преподавание истории в школе № 6, 1998, с.44–57.
Приложение 2 (кроссворд)