Современная российская школа претерпевает серьезные изменения, касающиеся образовательной системы в целом и, как следствие, отдельных ее структур, уровней и субъектов. Очевидно, что успешное управление современным образовательным учреждением невозможно без инновационной системы методической работы в условиях реализации личностно-ориентированного подхода по отношению к педагогам.
Принимая во внимание тему данной статьи, остановимся лишь на некоторых существенных отличиях традиционной и современной систем методической работы, выделяемые И.В. Никишиной [1].
Показатели для сравнения | Характеристика традиционной системы методической работы | Характеристика современной личностно-ориентированной системы методической работы |
---|---|---|
Цель | Формирование педагогического мастерства, редуцируемого к совершенствованию знаний, умений и навыков | Создание условий для реализации личностных функций педагога, для повышения уровня его профессиональ-ного саморазвития |
Формы | 1. Однообразие организационных форм 2. Преобладание фронтальных форм 3. Неоптимальность, т.е. несоответствие форм содержанию, этапу методической работы, уровню развития педколлектива |
1. Использование вариативных, активных – диалогических, игровых и других форм 2. Оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм 3. Высокий уровень технологичности |
Условия эффективности субъективного характера | Функциональные свойства педагога – знания, умения, навыки, способствующие лучшему выполнению функциональных обязанностей | Личностные свойства педагога, его познавательно-гуманистическая направленность, профессиональная позиция |
Функции | Регулятивно-коррекционная (функция «скорой помощи» как следствие контроля) | 1. Информационно-аналитическая 2. Мотивационно-целевая 3. Организационно-исполнительская |
На наш взгляд, проведение внутришкольных профессиональных конкурсов различной направленности можно считать актуальным и рассматривать как один из признаков современности осуществляемой в учебном заведении методической работы.
Во-первых, каждый профессиональный конкурс ориентирован на решение конкретной задачи в конкретном учебном заведении с конкретными педагогами. Например, такой задачей может быть, прежде всего, повышение профессионального мастерства и, следовательно, статуса молодых педагогов или распространение инновационного педагогического опыта, или стимулирование осознанной активности педагогов как в отношении работы внутри методического объединения (например, на регулярных заседаниях МО), так и в самостоятельном режиме (например, при работе с методической литературой дома).
Во-вторых, разнообразие форм проведения профессиональных конкурсов позволяет избежать рутинности и предсказуемости в плане воплощения замысла и адаптировать содержание каждого педагогического состязания к профессиональным запросам и особенностям конкретного педагогического коллектива или его составной части. При этом удается сочетать различные формы: индивидуальные (например, компьютерное тестирование или выполнение домашнего задания для определения победителей в личном зачете), групповые (например, подготовка выставки методической литературы) и фронтальные (например, подготовка заместителем директора по НМР тематической электронной презентации).
В-третьих, личность педагога (группы педагогов) является определяющим фактором при выборе тематики того или иного конкурса, поэтому возникают широкие возможности для проявления учителем (группой учителей) своей профессиональной позиции.
И, наконец, как показывает опыт, тщательно подготовленные и качественно проведенные профессиональные конкурсы обладают уникальным потенциалом для создания мотивированного созидательного поведения их участников не только в рамках конкурсных состязаний, но и на более отдаленных стадиях профессиональной жизни. А в учебном заведении появляется дух здорового соперничества между отдельными педагогами, творческими группами и целыми методическими объединениями, что не может не сказываться самым благоприятным образом на восприятии членами педагогического коллектива роли методической работы в школе.
Необходимо отметить, что непосредственно проведению того или иного педагогического конкурса локального характера предшествует тщательная подготовка. Так, в МОУ «СОШ №11» г. Байкальска заместитель директора школы по УВР, отвечающий за научно-методическое направление работы, разрабатывает проект положения определенного смотра-конкурса. В процессе разработки данного документа учитывается следующее:
- Тематика конкурса должна являться актуальной и интересной для участников конкурса.
- Задачи конкурса должны быть ясными, максимально конкретными и приближенными к потребностям педагогической общественности школы.
- В основе разрабатываемых заданий должен быть практико-ориентированный подход, позволяющий превратить в активных субъектов предполагаемой деятельности не только непосредственных участников конкурса, но и зрительскую аудиторию, каковой являются остальные педагоги.
- Как по характеру содержания, так и по способу выполнения конкурсные задания должны отличаться разнообразием и при относительной трудоемкости являться посильными для участников конкурса.
- Формулировка заданий должна быть предельно точной; в случае необходимости задания должны сопровождаться тезаурусом.
- Количество критериев оценки определенного конкурсного задания должно быть достаточным (оптимальным) для выявления объективных результатов; критерии должны носить научный характер и в случае необходимости сопровождаться пояснениями.
- Оценочные листы должны быть удобными в использовании для экспертов и при заполнении, и при подведении общих итогов (подсчете баллов).
- Необходимо указать ряд номинаций, раскрыв суть каждой номинации.
- Помимо морального поощрения участников конкурса следует предусмотреть их материальное поощрение сообразно уровню достигнутых результатов.
Разработанный проект положения рассматривается на ближайшем заседании школьного методического совета, предлагаемые поправки и дополнения обсуждаются коллегиально и - в случае их принятия большинством руководителей МО - вносятся в окончательный вариант положения, после чего данный проект утверждается директором школы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
Ниже приводится краткое описание и результаты профессиональных смотров-конкурсов, состоявшихся в школе, где работает автор статьи, в период с февраля 2006 года по май 2008 года.
26 февраля 2006 года в школе был организован профессиональный смотр-конкурс «Молодой педагог-2006». Конкурс состоял из семи этапов, среди которых особенно профессионально значимыми следует признать три: 1) компьютерное тестирование (выявление уровня знаний психологии, педагогики и методики), 2) конкурс эрудитов (выявление общей эрудиции педагогов), 3) конкурс «Know How» (демонстрация педагогических находок учителей, благотворно сказывающихся на процессе обучения). В конкурсе приняли участие 7 учителей, стаж педагогической работы которых не превышал семи лет, а именно: вожатая школы, два учителя физкультуры, учитель русского языка и литературы, учитель истории, учитель математики и учитель английского языка. Победителем конкурса стала преподаватель английского языка О.В. Чернышук. Обладетелем приза зрительских симпатий стал преподаватель математики А.В. Тарасов.
Примечательно, что по результатам состоявшегося в апреле районного смотра конкурса «Учитель Года 2006» О.В. Чернышук заняла второе место, а А.В. Тарасов подтвердил свой статус педагога, пользующегося располо-жением подавляющего большинства членов жюри - он получил еще один приз зрительских симпатий, но уже районного уровня. По решению РайОО О.В. Чернышук также представляла район на областном конкурсе «Учитель года 2006».
22 февраля 2007 года в рамках методического дня был проведен профессиональный смотр-конкурс «УРОК 2007». Конкурс был призван способствовать укреплению авторитета и статуса педагогических работников школы, успешно прошедших аттестацию на 1-ую и высшую квалификационные категории в 2006-2007 учебном году, распространению их позитивного педагогического опыта внутри учебного заведения, а также совершенствованию аналитических качеств педагогов школы, участвовавших в конкурсе в качестве наблюдателей. В конкурсе уроков приняли участие 7 учителей, преподающих информатику, физкультуру, технологию,математику, русский язык и литературу в среднем и старшем звеньях, а также 2 учителя начальных классов. По результатам конкурса, абсолютным победителем конкурса стал урок информатики «Понятие «Массивы»» в 3 «А» классе (ведущий педагог – Безбородова Е.В.), набравший наибольшее количество баллов в номинациях «Самый интегрированный урок», «Самый воспитывающий урок и, «Самый необычный урок» (решение ученического жюри). Были также выявлены победители в отдельных номинациях: «Самый диалогический урок», «Самый развивающий урок», «Самый инновационный урок» и «Самый классический урок».
Все победители смотра-конкурса были награждены памятными дипломами и поощрены через дифференцированный фонд оплаты труда. Остальные педагоги получили почетные грамоты участников данного смотра-конкурса.
Профессиональный смотр-конкурс методической литературы, проведенный 28 марта 2007 года, преследовал следующие цели:
- акцентировать важность постоянного самосовершенствования педагогических работников школы через изучение выходящих в свет профессиональных изданий, отражающих теоретический и практический аспекты деятельности современного учителя;
- способствовать повышению профессиональной компетенции педагогов в отношении критической экспертной оценки используемой методической литературы;
- познакомиться с системой использования методическими объединениями и отдельными педагогами общепредметной и узкопредметной профессиональной литературы в своей повседневной практике;
- создать банк данных наиболее содержательных и полезных для педагога-практика методических изданий как общепредметной, так и узкопредметной направленности, используемых в педагогической среде школы;
- выявить методические объединения и отдельных педагогов, наиболее интенсивно и рационально использующих профессиональную литературу в своей работе с последующим распространением их положительного опыта среди педагогов школы.
Профессиональное состязание состояло из 5 конкурсных заданий. Первое конкурсное задание «Аннотация» выполнялось каждым педагогом школы. В данном конкурсе были выявлены индивидуальные победители.
Приходится, однако, констатировать, что в процессе экспертной оценки данного задания у ряда педагогов было выявлено несколько существенных недостатков, среди которых: непреодолимое стремление к заимствованию идеи из составленных на рассматриваемое издание аннотаций; подробное описание частностей, содержащихся в аннотируемом издании; стилистические ошибки (использование просторечных выражений, акцентуация личной позиции); лексические ошибки (неверная сочетаемость слов, употребление неверных падежных окончаний, неверное управление глаголов и т.д.); незаконченность аннотации (например, отсутствует итоговый абзац); превышение допустимого объема аннотации (т.е. более 200 слов).
Второе конкурсное задание, «Моя настольная книга», также позволило проявить себя отдельным педагогам, представлявшим определенное МО.
Кроме того, оценивались конкурсные задания «Рейтинг методической литературы», «Аукцион» и «Выставка методической литературы». Педагоги подошли к выполнению последнего задания с особой ответственностью. Выставка методической литературы убедительно доказала, что педагоги всех методических объединений школы постоянно пополняют личные библиотеки профессиональной литературой, интересуются как теоретическими основами преподавания отдельных предметов, так и позитивным практическим опытом современных коллег-новаторов.
Абсолютным победителем смотра-конкурса по результатам всех конкурсных состязаний стало методическое объединение учителей русского языка и литературы. Им было предоставлено преимущественное право пополнения своей материально-технической базы на сумму 10.000 рублей из субвенционных средств 2007-2008 учебного года. Все МО-участники были награждены специальными дипломами и грамотами.
Профессиональный смотр-конкурс заседаний методических объединений, проходивший в период с октября 2007 по май 2008 года, преследовал следующие цели:
- акцентировать важность постоянного самосовершенствования педагогических работников, в том числе через профессиональное общение на уровне предметного методического объединения внутри учебного заведения;
- познакомиться с системой и содержанием работы предметных методических объединений учебного заведения;
- способствовать повышению профессиональной компетенции руководителей методических объединений;
- выявить методические объединения, в которых осуществляется наиболее эффективное и продуктивное взаимодействие между руководителем МО и другими членами МО;
- выявить руководителей МО и других членов МО, продемонстрировавших наиболее успешное сотрудничество в рамках заседания методического объединения с последующим распространением их положительного опыта среди педагогической общественности школы.
Ниже приводится краткое описание состоявшихся конкурсных заседаний МО.
Методическое объединение преподавателей естественных дисциплин посвятило свое заседание следующей проблеме – «Методы обучения как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся». На заседании были рассмотрены условия, определяющие выбор методов, а также представлены результаты исследования «Преобладающие формы работы на уроках естествознания».
Руководитель методического объединения работников социально-психологической службы предложил своим коллегам рассмотреть «Инновационные формы эффективного проведения психолого-педагогического консилиума». В рамках заседания были успешно реализованы принципы практико-ориентированного подхода. В результате продуктивного профессионального общения, педагоги пришли к выводу о необходимости организации средствами консилиума взаимодействия между учителями и работниками социально-психологической службы с целью достижения значимых результатов в дальнейшем психолого-педагогическом сопровождении трудных учащихся.
Педагоги, входящие в состав методического объединения учителей начальных классов, решили провести свое конкурсное заседание в форме дебатов, призванных выявить наиболее предпочитаемый учебно-методический комплект через «Сопоставление двух ведущих систем обучения в начальной школе – классической (традиционной) системы и инновационной системы «Гармония»». Проведенные дебаты позволили каждому педагогу начальной школы выразить свою личную позицию, основанную на достаточном опыте работы. Часть педагогов выступили как приверженцы исключительно одной из обсуждаемых систем обучения, часть педагогов выразила склонность к разумному сочетанию обеих систем во благо ученика.
Тема конкурсного заседания методического объединения учителей иностранных языков было сформулирована следующим образом – «Продуктивность обучения иностранным языкам: от чего она зависит?». Рассматриваемые на заседании вопросы носили практический характер, что позволило принять реалистичные решения, призванные оптимизировать условия обучения иностранным языкам в школе. Так, учителя наметили альтернативную систему формирования групп на этапе обучения в средней школе (5-ый класс) и запланировали проведение тематического родительского собрания в начальной школе, для которого, в частности, необходимо подготовить фильм о преподавании английского языка во 2-4 классах и перечень рекомендаций для родителей.
Руководитель МО учителей математики предложил коллегам следующую тему для обсуждения - «Тесты и тестовые среды». По единодушному мнению участников заседания, школе необходимо приобретать лицензионные тестовые оболочки, а математикам, неуверенно чувствующим себя перед экраном монитора, - срочно осваивать ПК и информационные технологии.
Члены методического объединения учителей истории, географии и предметов эстетического цикла сочли насущной темой для конкурсного заседания «Организацию активной познавательной деятельности учащихся через методы активного обучения». Следует отметить, что и само заседание получилось практико-ориентированным, стимулирующим критическое мышление педагогов, т.к. в ходе заседания на основе метода погружения происходило интенсивное взаимообучение новым педагогическим технологиям, которые в определенной мере освоены на практике тем или иным учителем. Не менее оригинальной, чем основная часть заседания, оказалась и его завершающая (рефлексивная) часть: совместными усилиями педагогов был создан разноцветный витраж, символизирующий чувства и мысли педагогов после столь продуктивного общения в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания.
На завершающем конкурс заседании МО учителей технологии и информатики, ключевым вопросом стали «Современные подходы к проектному обучению». К сожалению, перспективы технологии в школе не вселяют оптимизма, о чем свидетельствует выборочно озвученная в ходе заседания статья из свежего номера профессионального журнала. В целях сохранения позиций технологии в школе было предложено возродить некогда популярные учебно-производственные комбинаты и стол заказов. По-мнению коллег, последняя идея вполне может быть претворена в жизнь.
Не все члены жюри имели возможность постоянно присутствовать на конкурсных заседаниях в силу различных объективных причин. Но в подобных случаях был предусмотрен просмотр заседаний в видеозаписи. Конкурсные заседания оценивались по 5-бальной шкале согласно следующим критериям: 1) актуальность рассматриваемых вопросов, 2) единство поставленных целей и способов их достижения, 3) научный подход при рассмотрении (раскрытии) определенных вопросов, 4) практическая направленность рассматриваемых вопросов, 5) степень участия каждого члена МО, полилогический характер заседания, 6) логическая завершенность заседания, 7) техническая оснащенность заседания, 8) оригинальность формы проведения заседания, 9) психологическая атмосфера заседания, 10) эстетичность.
После подсчета баллов был составлен рейтинг конкурсных заседаний МО. Таким образом, определился обладатель первого места - МО учителей истории, географии и предметов эстетического цикла. Согласно положению конкурса, педагоги, входящие в состав данного МО, награждены денежной премией из дифференцированного фонда оплаты труда, а методическому объединению как абсолютному победителю предоставлено преимущественное право пополнения своей материально-технической базы на сумму 10.000 рублей из субвенционных средств 2008-2009 учебного года. Кроме того, специальными дипломами были награждены МО учителей начальных классов (2 место) и МО учителей иностранных языков (3 место). Остальные методические объединения были награждены почетными грамотами участников конкурса.
Анализ оценок экспертов по критериальному принципу позволяет сделать следующие выводы:
- наиболее высокие оценки были поставлены за техническую оснащенность заседаний (4.82 балла), эстетичность (4.68 балла), актуальность обсуждаемых вопросов (4.54 балла) и психологическую атмосферу (4.49 балла); достаточно успешно руководителям и членам МО удалось направить работу в практическое русло (4.33 балла), при этом сохраняя высокую степень научности в обсуждении профессиональных вопросов ((4.01 балла);
- существенные трудности возникли при определении способов стимулирования активной профессиональной позиции всех членов МО (средний балл – 3.95) и выборе формы проведения заседания (средний балл за оригинальность формы – 3.93). Кроме того, не все заседания отличались логической завершенностью (например, не принималось определенное решение), что не могло не повлиять на экспертную оценку – в среднем 3.77 балла. К сожалению, приходится констатировать довольное серьезное расхождение между поставленными на заседании целями и способами их достижения (средний балл – 3.61).
Выявленные проблемы должны стать ключевыми вопросами методического всеобуча руководителей МО, проведение которого планируется в следующем учебном году.
Можно с определенной долей уверенности утверждать, что атмосфера конкурса позволила как руководителям МО, так и рядовым учителям переосмыслить практическую роль заседаний методических объединений, подойти к их проведению с особой ответственностью. Педагоги убедились в эффективности инновационных форм проведения заседаний, уместно используя современные технические возможности, работая в условиях паритетного сотрудничества.
Безусловно, профессиональные смотры-конкурсы локального характера не являются панацеей от всех бед, которые призван преодолевать руководитель методической службы школы. Однако, не стоит пренебрегать таящимися внутри подобных профессиональных состязаний возможностями наполнить жизнь определенного педагогического коллектива уникальным и актуальным содержанием, дать каждому педагогу шанс выразить себя и быть услышанным. Анализ результатов прошедших конкурсов свидетельствует о том, что более половины педагогов школы и часть методических объединений уже проявили себя с лучшей стороны, испытали радость от признания их труда коллегами, администрацией и авторитетными гостями школы. Поэтому, по нашему мнению, данное направление методической работы следует укреплять и развивать как добрую и весьма полезную традицию.
ЛИТЕРАТУРА
- Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2007