"Прогулка под водой"

Разделы: Биология


Цель: Познакомить с разнообразием рыб.

Оборудование:

  • Картинки с изображение рыб;
  • Конверт № 1 – мозаика – «Рыбка»;
  • Конверт № 2 – раскраска – «Рыбка»;
  • Макеты  реки, моря и аквариума;
  • Цветные карандаши.

Ход занятия

Организационный момент Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
На столах:
  • Конверт № 1 - мозаика – «Рыбка»;
  • Конверт № 2 – раскраска – «Рыбка»;
  • Цветные карандаши.
На доске:
  • Корабль с батискафом;
  • Дно речное, морское, аквариумное;
  • Копии мозаики – «Рыбка»;
  • Название темы открытого занятия.
Вопросы к детям

Ребята, вы любите гулять на улице? (ответы детей)
А нам чем же мы отправимся на прогулку? (ответы детей)

Давайте мы с вами сегодня тоже совершим прогулку, но прогулку необычную – «Прогулку под водой».

Отправимся мы с вами на прекрасном корабле, на котором есть батискаф для погружения под воду, чтобы можно было понаблюдать за обитателями подводного мира.

Вопрос Как вы думаете, за какими животными мы будем наблюдать под водой? (ответы детей)
Выполнение мозаики «Рыбка» На этот вопрос вы сможете ответить сами после того, как выполните задание № 1.
Вопрос Что у вас получилось? (ответы детей)
Вопрос

Правильно, рыба. Посмотрите внимательно на своих рыбок.
Рыбы получились у всех разные.
А может вы, дать им названия? (Ребята дают название рыбкам – золотая, щука, окунь и т.д.)
Посмотрите, какое разнообразие рыб у вас получилось! Ведь подводный мир очень богат, рыб очень много и они все разные и обитают все в разных местах.

Поэтому цель нашей прогулки познакомится с разнообразием рыб.

Вопрос

Ответьте на вопрос, где рыбы живут? (ответы детей)

Да. Рыбы живут в воде, ведь вода их родная стихия. Рыбы обитают в морях, реках, озерах и даже в домашнем аквариуме.

Вопрос Как называются рыбы, которые живут в реке? (ответы детей)
Вывешивается табличка речные рыбы Давайте совершим прогулку по реке и опустимся на речное дно.
Рыб живущих в реке называют речными. Эти рыбы облюбовали реки и ручьи, озера и пруды.
Вопрос Вы пробовали речную воду на вкус? Какая она? (ответы детей)
Не соленая, а иначе ее называют пресной. И рыб, которые живут в реке, еще называют пресноводными. К таким рыбам относятся: окунь, щука, лещ и т.д.
Вывешивается табличка аквариумные рыбы Есть  еще рыбы, которые  являются украшением помещений и живут с нами.
О каких рыбах идет речь? (ответы детей)
Вопрос Каких аквариумных рыб вы знаете?
(Золотая рыбка, меченосец, гуппи, скалярия и т.д.)
Задание

Отгадайте, рыбу по описанию.
У этого животного вытянутое тело, большой рот с острыми зубами, два длинных усика на верхней челюсти и два коротких – на нижней. Днем эти животные дремлют на илистом дне, а в сумерках оживляются.
(Ответы детей)

Сом. Он тоже является аквариумной рыбой.
Этих рыб можно встретить и в реке, и в аквариуме. Сомы бывают большие и маленькие. Окраска их тоже разнообразна, но все они живут в пресной воде.

Беседа Наша прогулка продолжается. В мире очень много различных чудес. Давайте, сейчас посмотрим, какие чудеса могут твориться на морском дне. И мы с вами отправляемся на морское дно.
Вопрос Кто – то из вас летом ездил отдыхать на море?
Подскажите, какая вода в море на вкус? (Соленая).
Каких обитателей моря вы знаете? (ответы детей)
(Акула, морской окунь, сельдь, скумбрия, скат и т.д.)
Как называются рыбы, которые живут в море? (Морские).
Вывешивается табличка морские рыбы Эти рыбы живут в морях и океанах и прекрасно чувствуют себя в соленой воде. Оказывается их тоже очень много и все они разнообразны.
Вывешиваются макеты водоемов Ребята, посмотрите на доску. Здесь 3 водоема – река, море, аквариум.

Задание

Работа в группах

Проверка выполненного задания

Предлагаю заселить эти водоемы. Для этого на столах лежит конверт № 2. Задание: раскрасить предложенных рыб и поместить в свой водоем.

Проверим. Правильно ли вы заселили водоемы.
(ребята заселяют макеты водоемов и объясняют свой выбор)

Беседа

Наша прогулка под водой подходит к концу. И, прежде чем, мы прибудем в конечный пункт, подведем итоги. 
Итог занятия Мы познакомились с обитателями рек, морей, аквариумов.
Узнали, что представителей подводного царства очень много и все они разнообразны. Поражают они нас своей окраской, питанием, формой тела, и могут даже совершать различные чудеса.