Конспект логопедического занятия по лексической теме "Цирк" с использованием ИТК

Разделы: Начальная школа


Цель: Развитие связной речи на лексической теме «Цирк».

Задачи:
1. Образовательные:
- формировать функции словообразования и словоизменения  в образовании слов, обозначающих женские цирковые профессии при помощи суффиксов,
- выборе слов – синонимов к словам: клоун, весёлый, радовать, эмоции при виде клоуна; словам: клоун, шут, гимнаст, акробат.
- упражнять в подборе слов – антонимов к словам;
- развивать фонематический слух, дифференцировать слова, отличающиеся одной фонемой;
- упражнять в согласовании и управлении слов в словосочетаниях и предложениях,  используя предлоги;
- упражнять в выборе предлогов и их правописании.
2. Развивающие:
- упражнять детей в запоминании словарных слов;
- развивать зрительное восприятие при выборе различий на картинках;
- развивать логическое мышление при решении задачи.
3. Воспитывающие:
- воспитывать чувство сопереживания за успехи товарища;
- умение прислушиваться к мнению товарища,
- доводить начатую работу до конца, умение оценивать свои результаты.

Оборудование:
1. Демонстрационный материал:
- 2 клоуна с различиями в изображении,
- музыка циркового сопровождения.
2. Раздаточный материал:
- индивидуальные листы с заданиями,
- рабочие тетради «Профессии»,
- воздушные шары 3 цветов: зелёные, жёлтые, розовые.
- лист с фокусом со шнурком, с фокусником, 2 клоуна с различиями в изображении.

План урока:

  1. Фонетическая разминка.
  2. Подбор однокоренных слов.
  3. Работа с рабочим листом:
    • чтение стихотворения,
    • нахождение различий,
  4. Дидактическая игра «Лото – синонимы».
  5. Чтение стихотворения, подбор антонимов.
  6. Показ фокуса, фонетическая разминка.
  7. Физкультминутка с мячом.
  8. Работа с рабочим листом:
    • чтение стихотворения, подбор однокоренных слов.
    • решение логической задачи.
    • списывание текста с заданием.
  9. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Определить тему урока по 5 звуку слова: станция, вертикаль, ковёр, сорока.
  2. Придумать слова, однокоренные к слову цирк, объяснение слов, составление предложений с ними. (цирк, цирковая, циркач)
  3. Прочитать стихотворение, найти в нём цирковые профессии:

Цирковая азбука.

Алле! Начнём аттракционы!
Вот акробаты – чемпионы,
Атлет – артист, арена – сцена.
Аплодируйте спортсменам

а) Назвать артистов, выступающих на арене в цирке

Презентация слайд 5, 6

а) Подобрать синонимы,
клоун
шут
гимнаст
акробат



фокусник
маг
дрессировщик
укротитель
Образовать слова женских профессий.
клоунесса
шут
гимнастка
акробатка
фокусница
маг
дрессировщица
укротительница


Презентация слайд 7,8,9,10

б) Прочитать стихотворение, найти антонимы. Познакомить со словом туш и тушь, вспомнить правописание шипящих на конце слов.

Толстый клоун, попляши!
Тонкий клоун, посмеши!
Только клоун скажет чушь,
Трубачи сыграют туш!
Презентация слайд 11

Рассмотреть 2 клоунов, найти различия;

Презентация слайд 12

в) Подобрать синонимы к словам (на индивидуальных карточках)

Клоун Весёлый Радовать Эмоции при виде клоуна
       
       
       
       

 

Шалун, радостный, веселить, восторг, восхищение, ликующий, проказник, бедокур, жизнерадостный, тешить, веселье, радость, лелеять, смешной, баловник, забавный, услаждать, развлекать, озорник, забавлять.

Презентация слайд 13

г) Найти клоуна, выступающего на арене.

4. Перейти к профессии фокусника, показать фокус  с шариком, со шнурком, дать задание на дом: научиться выполнять фокус дома. При выполнении фокуса с шариком определить лишнее слово:
фокус, покус, фокус; фикус, фокус, фокус; мокус, фокус, мокус; фикус, фикус, фокус; факус, фокус,фокус.

Презентация слайд 14,15

5. Физкультминутка с мячом:

Шарик, шарик, мой воздушный,
Непоседа, непослушный!
Шарик круглый, шарик гладкий,
Шарик тонкий, шарик мягкий.
Я на шарик нажимаю,
Из-под рук он вылетает вверх.
Но я его поймал,
Нитку к пальцу привязал.
Вправо шарик, влево шарик.
Мой светящийся фонарик!
Дай тебя я обниму
И к щеке своей прижму.
Ты меня не покидай,
Будь со мной не улетай!

6. Найди однокоренные слова.

Укротительница львов
Удивит учеников:
Укрощая льва и львицу,
Ужас как мышей боится.
Презентация слайд 16

7. Логическая задача:

В цирковом представлении принимали участие медведь, тигр и обезьяна.
В каком порядке они выходили на арену, если тигр был не послед­ним, а медведь выступал раньше, чем тигр?

 

Презентация слайд 17

8. Прочитай текст, вставляя нужные предлоги:

   …    сцену выбегают помощники Дурова. Они укладывают шпалы и рельсы. И вот выезжает поезд, …  паровозе сидит обезьянка. Другая обезьянка – стрелочник, она стоит … стрелки. Пассажиры – морские свинки и крысы. Они быстро занимают места  …  вагонах. Поезд даёт свисток и трогается.
   Дети-зрители кричат … восторга, хлопают … ладоши.

Презентация слайд 18

Прочитать текст без предлогов, затем списать текст, вставляя подходящие по смыслу предлоги с опорой на схемы предлогов. Сравнить полученные рассказы, сделать вывод о значении предлогов (они служат для связи слов и для обозначения местонахождения предмета).

9. Рефлексия: Выбрать шар, соответствующий своему настроению на занятии и прикрепить его клоуну.  Нарисовать фокуснику столько пуговиц, соответствующих своей работе на уроке.

Домашнее задание: научиться делать фокус по схеме.