Цель: Развитие связной речи на лексической теме «Цирк».
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать функции словообразования и словоизменения в образовании слов, обозначающих женские цирковые профессии при помощи суффиксов,
- выборе слов – синонимов к словам: клоун, весёлый, радовать, эмоции при виде клоуна; словам: клоун, шут, гимнаст, акробат.
- упражнять в подборе слов – антонимов к словам;
- развивать фонематический слух, дифференцировать слова, отличающиеся одной фонемой;
- упражнять в согласовании и управлении слов в словосочетаниях и предложениях, используя предлоги;
- упражнять в выборе предлогов и их правописании.
2. Развивающие:
- упражнять детей в запоминании словарных слов;
- развивать зрительное восприятие при выборе различий на картинках;
- развивать логическое мышление при решении задачи.
3. Воспитывающие:
- воспитывать чувство сопереживания за успехи товарища;
- умение прислушиваться к мнению товарища,
- доводить начатую работу до конца, умение оценивать свои результаты.
Оборудование:
1. Демонстрационный материал:
- 2 клоуна с различиями в изображении,
- музыка циркового сопровождения.
2. Раздаточный материал:
- индивидуальные листы с заданиями,
- рабочие тетради «Профессии»,
- воздушные шары 3 цветов: зелёные, жёлтые, розовые.
- лист с фокусом со шнурком, с фокусником, 2 клоуна с различиями в изображении.
План урока:
- Фонетическая разминка.
- Подбор однокоренных слов.
- Работа с рабочим листом:
- чтение стихотворения,
- нахождение различий,
- Дидактическая игра «Лото – синонимы».
- Чтение стихотворения, подбор антонимов.
- Показ фокуса, фонетическая разминка.
- Физкультминутка с мячом.
- Работа с рабочим листом:
- чтение стихотворения, подбор однокоренных слов.
- решение логической задачи.
- списывание текста с заданием.
- Рефлексия.
Ход урока:
- Определить тему урока по 5 звуку слова: станция, вертикаль, ковёр, сорока.
- Придумать слова, однокоренные к слову цирк, объяснение слов, составление предложений с ними. (цирк, цирковая, циркач)
- Прочитать стихотворение, найти в нём цирковые профессии:
Цирковая азбука.
Алле! Начнём аттракционы!
Вот акробаты – чемпионы,
Атлет – артист, арена – сцена.
Аплодируйте спортсменам
а) Назвать артистов, выступающих на арене в цирке
а) Подобрать синонимы, |
фокусник маг дрессировщик укротитель |
Образовать слова женских профессий. клоунесса шут гимнастка акробатка |
фокусница маг дрессировщица укротительница |
б) Прочитать стихотворение, найти антонимы. Познакомить со словом туш и тушь, вспомнить правописание шипящих на конце слов.
Толстый клоун, попляши!Презентация слайд 11
Тонкий клоун, посмеши!
Только клоун скажет чушь,
Трубачи сыграют туш!
Рассмотреть 2 клоунов, найти различия;
Презентация слайд 12в) Подобрать синонимы к словам (на индивидуальных карточках)
Клоун | Весёлый | Радовать | Эмоции при виде клоуна |
---|---|---|---|
Шалун, радостный, веселить, восторг, восхищение, ликующий, проказник, бедокур, жизнерадостный, тешить, веселье, радость, лелеять, смешной, баловник, забавный, услаждать, развлекать, озорник, забавлять.
Презентация слайд 13г) Найти клоуна, выступающего на арене.
4. Перейти к профессии фокусника, показать фокус с шариком, со шнурком, дать задание на дом: научиться выполнять фокус дома. При выполнении фокуса с шариком определить лишнее слово:
фокус, покус, фокус; фикус, фокус, фокус; мокус, фокус, мокус; фикус, фикус, фокус; факус, фокус,фокус.
5. Физкультминутка с мячом:
Шарик, шарик, мой воздушный,
Непоседа, непослушный!
Шарик круглый, шарик гладкий,
Шарик тонкий, шарик мягкий.
Я на шарик нажимаю,
Из-под рук он вылетает вверх.
Но я его поймал,
Нитку к пальцу привязал.
Вправо шарик, влево шарик.
Мой светящийся фонарик!
Дай тебя я обниму
И к щеке своей прижму.
Ты меня не покидай,
Будь со мной не улетай!
6. Найди однокоренные слова.
Укротительница львовПрезентация слайд 16
Удивит учеников:
Укрощая льва и львицу,
Ужас как мышей боится.
7. Логическая задача:
В цирковом представлении принимали участие медведь, тигр и обезьяна.
В каком порядке они выходили на арену, если тигр был не последним, а медведь выступал раньше, чем тигр?
8. Прочитай текст, вставляя нужные предлоги:
… сцену выбегают помощники Дурова. Они укладывают шпалы и рельсы. И вот выезжает поезд, … паровозе сидит обезьянка. Другая обезьянка – стрелочник, она стоит … стрелки. Пассажиры – морские свинки и крысы. Они быстро занимают места … вагонах. Поезд даёт свисток и трогается.
Дети-зрители кричат … восторга, хлопают … ладоши.
Прочитать текст без предлогов, затем списать текст, вставляя подходящие по смыслу предлоги с опорой на схемы предлогов. Сравнить полученные рассказы, сделать вывод о значении предлогов (они служат для связи слов и для обозначения местонахождения предмета).
9. Рефлексия: Выбрать шар, соответствующий своему настроению на занятии и прикрепить его клоуну. Нарисовать фокуснику столько пуговиц, соответствующих своей работе на уроке.
Домашнее задание: научиться делать фокус по схеме.