Элективный курс "Мерчандайзинг: современные психотехнологии, дизайн и реклама"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: подготовка специалиста для выполнения деятельности по продвижению товаров и услуг в предприятиях розничной торговли.
Категории слушателей:  учащиеся 9, 10 – 11 классов.
Вид образовательной деятельности: профессионально ориентированная.
Срок обучения:  70 академических часов.
Режим занятий:  2 часа в неделю в учебном классе.

Маркетинг (14 часов)

Тема 1. Современная концепция маркетинга. Теории маркетинга. Функциональные задачи маркетинга. Матрица потребностей. Как потребитель принимает решение о покупке.
Тема 2. Товарная политика предприятия. Классификация товаров. Концепция жизненного цикла товара. Виды и стратегии конкуренции. Конкурентоспособность товара и фирмы. Сегментация рынка.
Тема 3. Ценовая политика фирмы. Внешние факторы процесса ценообразования. Сбытовая политика фирмы. Методы сбыта товаров.
Тема 4. Продвижение товара: цели и виды. Имидж фирмы. Целевая аудитория и направленность продвижения. Выбор наиболее эффективного вида продвижения.
Тема 5. Брендинг. Десять заповедей бренда. 100 ведущих брендов мира.

Практическое занятие: деловая игра «Рыночная активность предпринимателя».

Мерчандайзинг (20 часов)

Тема 1. Цели и задачи мерчандайзинга. Функции мерчандайзинга в рыночных условиях. Варианты организации службы мерчандайзинга.
Тема 2. Основные составляющие мерчандайзинга. Правила и законы. Методы и средства мерчендайзинга в розничной торговой сети. Методы мерчандайзинга поставщика.
Тема 3. Упаковка товаров. Дизайн упаковки.
Тема 4. Технологическая планировка магазина. Дизайн магазина. Визуальный мерчандайзинг.
Тема 5. Техника работы мерчандайзера. Композиционное решение витрины. Оформление витрин. Размещение и выкладка товаров в торговом зале. Управление сбытом.
Тема 6. Цветовая блокировка. Формирование ассортимента. Комплексные меры.
Тема 7. Техника продаж. Психотипы покупателей. Планирование потоков покупателей. Работа с возражениями. Современные психотехнологии в процессе формирования импульсной покупки. Мелочи в обслуживании клиентов.
Тема 8. Формы стимулирования спроса (ФОСТИС). Правила проведения презентаций. Промоакции (виды, планирование, подбор промоутеров, проведение, анализ эффективности).

Практическое занятие: промоакция «Гимн чаю», «Сочная компания – вливайся!».

Технология розничной торговли (10 часов)

Тема 1. Структура, функции, классификация предприятий розничной торговой сети.
Тема 2. Персонал розничного торгового предприятия. Оперативные процессы в магазине. Этапы, правила продажи товаров.
Тема 3. Торговое обслуживание. Профессиональная квалификация персонала.
Тема 4. Санитарные правила для торговых предприятий: к устройству и содержанию, к хранению и организации продажи товаров.

Практическое занятие: обучение продавцов работе с клиентами – игра по сказке «Теремок».

Торговая реклама (10 часов)

Тема 1. Из истории возникновения и развития рекламы. Сущность, задачи и функции.
Тема 2. Характеристика основных видов рекламы. Законы и правила рекламы.
Тема 3. Составление рекламного обращения. Рыночная атрибутика товара (фирменное имя, товарный знак, рекламный слоган).
Тема 4. Психологическое воздействие на потребителя. Рекламный показ товаров. Роль устной рекламы в процессе продажи товаров. Цветовое решение рекламы.

Практическое занятие: рекламное агентство.

Деловая культура и психология общения (16 часов)

Тема 1. Профессиональная этика предпринимателя. Деловой этикет. Внешний облик делового человека. Интерьер рабочего помещения. Особенности национальной этики.
Тема 2. Психологические аспекты делового общения. Восприятие и понимание в процессе общения. Общение как коммуникация и взаимодействие. Успех делового общения. Речевой этикет продавца.
Тема 3. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении. Темперамент, характер и воля. Эмоции и чувства.
Тема 4. Конфликты в деловом общении. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях.

Практическое занятие: метафорическая деловая игра по сказке «Морозко» (повышение качества обслуживания клиентов).

Темы исследовательских проектов.

  1. Автоматизация процесса управления розничными продажами.
  2. Учебное пособие «Мерчандайзинг для школьников».
  3. Качество обслуживания как конкурентное преимущество.
  4. Влияние органолептических ощущений покупателя на принятие решений о покупке.
Приложение. Разработка занятия.

Литература

  1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М.: Финпресс, 1998г. – 400 с.
  2. Завьялова Ж. Метафорическая деловая игра: Практическое пособие для бизнес – тренера. – СПб.: Речь, 2004. – 134 с.
  3. Котлер Ф. Основы маркетинга. – СПб.: Питер, 2002. – 460 с.
  4. Мерчендайзинг: управление розничными продажами / Под редакцией Толпушова Р. – М.: Издательство Жигульского, 2002. – 224 с.
  5. Мерчендайзинг во зло и во благо // «Маркетинг pro». 2006, №4(19)
  6. Мерчендайзинг в технике - необходимость или лишнее звено? // «POS-materials». 2005, №12/37
  7. Модели управления продажами // Управление продажами. 2006, №5
  8. Статьи о мерчандайзинге Удаловой К. // Сайт в Интернет: http:// www. merch. ru
  9.  Сысоева С. В. Тренинг продажи и обслуживания покупателей в розничном магазине. – СПб.: Питер, 2007. – 144 с.
  10.  Федько В.П., Бондаренко В.А. Мерчандайзинг и сэмплинг: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2006. – 304 с.