Цель урока: Познакомить учащихся с величинами, характеризующими молекулы (порядок размеров и масса, количество вещества, постоянная Авогадро) и методами их измерения.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: электронный ресурс – мультимедийная установка, презентация «Масса и размеры молекул. Количество вещества».
Развитие умений учащихся: учатся работать с текстом учебника, делать выводы, применять формулы к решению задач, давать оценку полученным результатам.
Источники информации: Методические материалы для учителя Авторы Л.А. Кирик, Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик, свои старые конспекты, лекции по теме «Технология критического мышления».
План урока
Этапы урока | Время, мин |
Приёмы и методы |
I. Стадия вызова, начало урока. Актуализация знаний о молекулах. | 6 мин. | Синквейн, работа в тетрадях. |
II. Сообщение темы урока. Постановка целей урока. | 1 мин. | Сообщение учителя. |
III. Изучение и отработка нового материала.
|
23 мин. |
Рассказ учителя, демонстрация слайдов, работа с учебником, записи в тетрадях.
|
IV. Закрепление изученного. | 14 мин. | Самостоятельная работа с учебным материалом. |
V. Домашнее задание. |
1 мин. |
Проверяем правильность выполнения задания через запись на доске. Решение задач у доски и в тетрадях. |
Ход урока
I. Начало урока. Актуализация знаний о молекулах.
Ребята, в течении четырёх предыдущих уроков мы изучали с вами строение веществ. Скажите, из чего состоят все вещества? Правильно, из молекул. А что же мы знаем о молекулах? Какими вы себе их представляете? Давайте ответим на этот вопрос в стихотворной форме. Составим стихотворение – синквейн .
Ключевое слово - молекула Слайды № 2, 3, 4 (Приложение 1).
Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
- Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
- Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________
Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:
Например:
Учитель.
Душевный, открытый.
Любящий, ищущий, думающий.
Много идей - мало времени.
Призвание.
Или
Учитель.
Суетливый, крикливый.
Объясняет, объясняет и ждет.
Когда окончится эта пытка?
Бедолага!
II. Сообщение темы урока. Постановка целей урока. Знакомство с планом урока.
Итак, мы выслушали ваши стихи о молекулах. Многого о них мы ещё не знаем. Сегодня на уроке мы подробно и грамотно изучим основные характеристики молекул по следующему плану: Слайд № 5.
III. Изучение и отработка нового материала.
1. Оценка размеров молекул. Слайд № 6, стр. 178 (учебник)
В настоящее время молекулы можно увидеть с помощью электронного микроскопа..
Как оценить размеры молекул?
- Способ рядов. Слайд № 7.
- Опыт проведённый В.Рентгеном (нем) и Д. Релеем (англ).
- Если капнуть на поверхность воды каплю масла, например оливкового. Масло никогда не займет всю поверхность, если сосуд велик. При растекании масла по максимальной площади оно образует слой толщиной всего лишь в одну молекулу. Толщину слоя определить нетрудно. Слайд № 8.
V = S*d
V – объём слоя масла
S – площадь поверхности
d – толщина слоя
V = 1мм3
S = 0,6 м2
Характерной длиной в мире молекул является 10-10м=0,1нм.
Самая маленькая молекула- одноатомная молекула гелия- имеет размер около 0,2нм.
Размер молекулы воды – около 0,3нм. Слайд № 9.
2. Число молекул. Слайд № 10.
Число молекул огромно. Подсчитаем число молекул в капле воды Н2О
m – масса капли Н2О
V – объём капли воды V = 1cм3
d – диаметр молекулы воды
d (Н2О) = 3*10-8см
V(Н2О) = (3*10-8)3см3 объём, приходящийся на одну молекулу
Делим объём капли V = 1cм3 на объём, приходящийся на одну молекулу V(Н2О)
(считают сами, затем проверяем)
3. Масса молекул. Слайды 11, 12.
Подсчитаем массу молекулы воды Н2О
m – масса Н2О
m = 1 грамм
N = 3,7*1022
mo = m/ N
mo = 2,7*10-23г = 2,7*10-26кг (считают сами, затем проверяем)
Самостоятельная работа с учебным материалом. Слайд № 13.
Задание:
a) Используя базу § 25 найти формулы и определения данных понятий.
4. Количество вещества
5. Относительная молекулярная масса
6. Молярная масса
7. Постоянная Авогадро
b) Записать их в тетрадь
c) Записать каждую величину, обозначение, единицы измерения
IV. Закрепление изученного. Слайд № 15.
Решить задачи:
- Определить массу молекулы аммиака (NH3) mo =2,7*10-26кг
- Сколько молекул содержится в кислороде массой 0,16 кг? N = 3*1024
- Какой объём занимают 100 моль ртути? V = 1,5*10-3м3 = 1,5 л
- Найти число атомов в алюминиевом предмете массой 135 г. N = 3*1024
- Подсчитать число молекул, содержащихся 1 кг углекислого газа; найти массу одной молекулы. N = 1,37*1025 mо =7,3*10-26кг
V. Домашнее задание. Слайд № 16.
§25 Сборник № 12.12, 12.13, 12.14, 12.17, 12.18, 12.19, 12.22.