“Почему?” – этот детский вопрос очень часто приходиться слышать нам, взрослым. Ведь маленькому человеку необходимо познать огромный неизведанный мир, пропустив все через себя, исследуя и экспериментируя. Но порой мы, взрослые, недооцениваем того влияния, которое оказывает на формирование чувств детей повседневные жизненные ситуации, люди, книги, природа, произведения искусства. Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляется в том случае, если педагог использует в своей работе интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
На одном из занятий экологической направленности мы предложили детям сюжетно-игровую ситуацию, в ходе которой, ребята совместно с педагогом выявили проблему необходимости сохранения лесов и посадки новых деревьев. Дети заинтересовались данной проблемой. Так “зародился” долгосрочный проект практико-ориентированного типа “Посади дерево!”, в котором принимали участие дети средней подготовительной группы. Сформулировав перед детьми доступную для их понимания проблему, мы ненавязчиво подвели их к поиску путей решения проблемных ситуаций. Так через практические опыты закладывалась основа исследовательской деятельности.
Учитывая возрастные психологические особенности детей, мы разработали поэтапную план-схему осуществления проекта, где отразились наиболее яркие формы работы по данному направлению (Приложение 1). Целью проекта, объединившего в себе экологическое воспитание с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным и физическим воспитанием, было следующее:
- знакомство с разнообразием деревьев, их связью со средой обитания;
- формирование осознанного правильного отношения к объектам растительного мира;
- развитие свободной творческой личности;
- посадка семян деревьев и наблюдение за их ростом.
Для реализации данного проекта были подобраны и изготовлены необходимые материалы и оборудование: дневник наблюдений, “волшебный” мешочек, ящик ощущений, модели разных деревьев, схемы, коллекционный материал и другое. Большую роль в поиске интересных и наиболее продуктивных форм работы сыграли и специалисты ДОУ. Так, прививая детям экологическую культуру, расширяя и углубляя их знания по данной теме, они поэтапно решали конкретные практические задачи через беседы, праздники, развлечения, досуги, экскурсии, походы. Педагогами были подобраны: стихи, загадки, приметы, пословицы о деревьях. Оформлен материал: речевые логические задачи; дидактические, словесные и настольно-печатные игры для развития словотворчества; кроссворды, ребусы.
Вся работа над проектом строилась в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Обсудив с ними план-проект и нацелив их на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в экологических акциях, в изготовлении книжки-самоделки, гербариев, макетов, природоохранных плакатов, выпуске экологических газет, которые использовались для оформления и дизайна группы. С их помощью приобрели землю для посадки, горшочки, семена деревьев, а также познавательную литературу по данной проблеме.
В работе с родителями мы широко использовали анкетирование, консультирование, семинары-практикумы, опыт семейного воспитания по данной теме.
Презентацией проекта стало совместное мероприятие с семьями воспитанников – КВН “Тайны нашего леса”, в процессе которого дети вместе с родителями показали свою эрудицию, знания по данной проблеме. Каждой семьей был представлен альбом “Мое любимое дерево”. Завершением любого проекта является конкретное дело: так из выращенных детьми саженцев была посажена аллея деревьев на территории ДОУ. На заключительном этапе дети вместе с воспитателями определили новую проблему: “Как привлечь птиц на территорию детского сада?”.
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов:
- развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие способности к прогнозированию будущих изменений;
- формирование навыков коммуникативного общения.
Используемая литература:
1. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.