Интегрированный урок по математике и окружающему миру в 4-м классе "Решение задач на движение. Составление формулы Здоровья"

Разделы: Начальная школа


Данный урок проводится в 4-м классе (Развивающее обучение система Л.В.Занкова, автор учебника И.И.Аргинская). На уроке применяется индивидуальная работа, фронтальный опрос учащихся, самопроверка, работа в парах. Проводится физкультминутка. Переход к каждому следующему слайду происходит по щелчку мышки.

Цели:

образовательная:

формировать умение решать задачи на движение;
вырабатывать и совершенствовать прочные вычислительные навыки;
учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы;

воспитательная:

формировать навыки работы в группе;
заботиться и оберегать свое здоровье;

развивающая:

развивать внимание и оперативную память;
развивать логическое мышление;
развивать математическую речь учащихся.

Средства обучения:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point (Приложение 1).

Ход урока

1. Организационный момент

– Наш урок необычный. Сегодня вы сами оцените свою работу: насколько поняли материал и как научились им пользоваться

– Наш девиз: Кто думает – тот всегда додумается!

2. Устный счет. Определение темы урока

– Ребята, отгадайте, пожалуйста, ребус, загадку. (Слайд 3,4)

Слова-отгадки: скорость, время.

– Что такое скорость?

– Что такое расстояние?

– Найдите значения выражений, расставьте числа в порядке возрастания, восстановите слово по слогам. (Слайд 5,6)

Дети находят значения выражений, на слайде появляются значения каждого выражения (по щелчку мыши).

Во второй таблице появляется проверка того, как дети расставляют числа в порядке возрастания одновременно со слогами, из которых составляется слово.

Слово-отгадка: расстояние.

– Что такое расстояние?

3. Определите тему нашего урока

Дети проговаривают тему: Решение задач на движение.

Учитель показывает Слайд 7.

Правильно, сегодня мы ещё раз повторим решение задач на движение.

Ещё мы повторим одну из очень важных тем по окружающему миру.

Мы ещё сегодня на уроке будем выводить формулу. Это будет ещё одной целью нашего урока. (Слово ЦЕЛЬ выставляется над буквой “ь” к слову ЗДОРОВЬЕ. Самого слова невидно.) Что это за формула я надеюсь, вы сможете мне сказать в конце урока.

Посмотрите внимательно на числа в таблице, вы с ними встречались на уроках окружающего мира. (В теле человека насчитывается 206 костей, 656 мышц, причем 200 мышц используется при ходьбе, 33 позвонка)

Что зависит от скелета и мышц? (осанка). (Слово ОСАНКА выставляется под букву “о” к слову ЗДОРОВЬЕ)

Как выглядит человек с хорошей осанкой? (Прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова)

4. Активизация знаний, умений и навыков

Слайд 8,9.

– Какие величины не используются в задачах на движение?

– По какому признаку можно разделить данные величины?

– Назовите предметы, объясните, для чего они предназначены.

– Выберите лишние. (“Лишние” предметы исчезают по щелчку мыши)

– Почему весы и термометр оказались лишними среди остальных предметов?

Слайд 10.

– Что такое скорость?

5. Работа в парах

-Рассмотрите предметы и животных на следующем слайде. Попробуйте определить их средние скорости. (При проверке – щелчок мыши показывает путь каждого числа)

Соедини картинку и скорость (У детей таблица со скоростями, и им надо распределить карточки, определив среднюю скорость предмета.)

Слайд 11.

– Давайте проведём небольшой блицтурнир. Решите задачи.

Дети проговаривают решение каждой задачи и сверяют ответы с доской (слайдом). (При проверке – щелчок мыши)

6. Решение задачи

Слайд 12.

Лыжники отправились к реке, расстояние до которой было 2500 м, со скоростью 100 м /мин. А затем, испугавшись сильного снегопада, побежали до укрытия ещё 3000 м со скоростью на 200 м/мин быстрее. Сколько всего времени затратили туристы на это путешествие?

– Прочитайте задачу. Перечитайте только её условие. Назовите данные этой задачи. Что обозначает каждое из чисел? Давайте посмотрим, как всё это происходило по схеме.

На слайде по щелчку мышки проявляется схема к задаче, которая показывает последовательность действий в задаче. (Эффекты анимации следуют друг за другом, “после предыдущего”, а не по щелчку мыши.)

– Что требуется узнать в задаче?

– Давайте запишем данные и вопрос задачи в таблицу на рабочих листах, сверим с доской. (Слайд 13)

– Составим план решения задачи.

Дети работают в группах, составляют план решения задачи, проговаривают план решения вслух.

Для проверки правильности составления плана служит слайд 14(по щелчку мыши)

– Какие формулы нам потребуются для решения задачи?

На слайде появляются формулы-подсказки, выбираются те, которые потребуются для решения данной задачи, на слайде они подчёркиваются. (По щелчку мыши)

– Самостоятельное решение задачи с последующей проверкой. Слайд 15

Физминутка. (Слайд 16,17)

– Давайте дадим своим глазам отдохнуть, проследите глазами за движением солнышка на слайде.

Благодаря зрению мы получаем 80% информации об окружающем

(Слово ЗРЕНИЕ выставляется под букву “з” к слову ЗДОРОВЬЕ)

7. Закрепление знаний, умений и навыков (работа на карточках)

Слайд 18,19,20.

– Решите задачи.

  • Турист прошёл 36 км со скоростью 6км/ч.
    Одновременно с ним выехал велосипедист со скоростью 9 км/час. Какое время потребуется велосипедисту, чтобы проехать это же расстояние?
  • Пешеход шёл со скоростью.
    5км/час и прошёл 20 км.
    С какой скоростью за это же время пройдёт лыжник 36 км?

– Выберите единственно правильный ответ из предложенных на экране.

– Чем последняя задача отличается от предыдущих? Верно, это задача с избыточными (лишними) данными.

При проверке на слайдах исчезают неправильные ответы и одновременно выделяются правильные по щелчку мыши.

8. Физминутка (В лесу). ( Слайд 21)

Всю свою жизнь человек дышит: вдыхает и выдыхает воздух. Воздух должен быть чистым.

– Что мы делаем в классе, для того чтобы воздух был чистым? (проветриваем, выращиваем цветы, убираемся)

(Cлово ВОЗДУХ выставляется под букву “в” к слову ЗДОРОВЬЕ).

Решение задачи на нахождение периметра. (Слайд 22)

– Чем же вы можете восполнить потраченную вами энергию? (питанием, едой)

(Cлово ЕДА выставляется под букву “е” к слову ЗДОРОВЬЕ) (слайд 23)

9. Решение уравнений по вариантам: (слайд 24)

Х+79=100,

91/а=13.

Решив уравнения, дети на спине друг у друга пальцем пишут ответ. (7 и 21)

– Что обозначают эти числа в режиме дня школьника? (подъем – 7часов, сон – 21час)

(Cлово РЕЖИМ выставляется под букву “р” к слову ЗДОРОВЬЕ) (слайд 25)

10. Итог урока

Учеба – это серьёзный труд. Чтобы сохранить свое здоровье, надо обязательно чередовать труд с чем? (с отдыхом) (слайд 26)

(Cлово ОТДЫХ выставляется под букву “о” к слову ЗДОРОВЬЕ)

В результате на доске появляется полная формула слова ЗДОРОВЬЕ (слайд 27)

– Подумайте, какое из высказываний вам будет ближе. Уверены ли вы в своих знаниях при решении задач на движение, или есть какая-то ещё неуверенность, или вы сомневаетесь в своих силах при решении задач этого вида? (слайд 28)

Презентация