Интеллектуальная игра. Урок "Крестики–нолики"

Разделы: Биология


Цели:

  1. В занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверить усвоение пройденных тем
  2. Формировать умение работать в коллективе
  3. Развивать познавательную активность учащихся, их творческие способности

Подготовительный этап.

Готовится оформление игры (сетка для игры в крестики – нолики), задания к игре. На предшествующем уроке объясняются правила игры, учащиеся делятся на две команды по 8 человек, выбирается жюри (два ученика), роль ведущего выполняет учитель,  (остальные учащиеся являются болельщиками).
Каждая команда выбирает название, капитана  и к игре готовит эмблему своей команды. Игра проводится в течение одного урока.
Перед уроком парты ставят таким образом, чтобы учащиеся одной группы сидели вместе. На доске прикрепляется: сетка с номерами заданий, под каждым номером спрятано само задание, по бокам от сетки названия и эмблемы команд.

Оборудование и оформление:

Карточки с заданиями, эмблемы команд, сетка для игры в крестики – нолики, листы бумаги, ручки, песочные часы.

Ход игры:

  1. Команды приветствуют друг друга.
  2. Проводится жеребьевка, команда, вытянувшая первый номер, делает первый шаг.
  3. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет большее количество очков (крестиков или ноликов).
  4. После окончания игры подводятся итоги. Команда, набравшая больше очков,  является победителем. Капитаны команд называют самых активных участников своей команды.
  5. Штраф за нарушение дисциплины минус одно очко.

Содержание игры:

Сюжетной основой является игра в крестики – нолики. Команда выбирает номер задания в игровой сетке. Если задание выполнено правильно (за определенное время),  в игровой ячейке ставится знак команды.  Если задание выполнено не правильно право ответа переходит к другой команде.

Задание № 1 «Найди соответствие».

Расставьте слова в правом столбике так, чтобы они соответствовали понятиям в левом столбике (слова левого столбика переставлять нельзя). Задание считается выполненным, если вы расставите правильно, все слова, и из выделенных букв, будет составлено слово – шифр.

1. «Красная планета»   Деймос
2. Небесное тело, которое движется около планет   Кратер
3. «Падающая звезда»   Юпитер
4. Планета, которая движется по третьей орбите   Телескоп
5. Углубление на лунной поверхности   Метеор
6. Прибор астронома   Спутник
7. Самая большая планета Солнечной системы   Земля
8. Спутник Марса   Марс

Ответ:
Слово – шифр «Астероид».

Задание  № 2 «Кроссворд» (приложение 1)

Команды получают листы с кроссвордами и за определенное время, выставленное жюри, команды  должны выполнить задание. Команда, выполнившая правильно все задание, имеет право поставить свой знак в игровой сетке.

Ответы:
По горизонтали:  2 – Коперник, 3 – метеорит, 5 – планета, 8 – солнце, 9 – шар, 10 – ковш, 12 – Марс, 13 – спутник, 14 – звезда, 15 – Гагарин.
По вертикали: 1 – комета, 4 – железо, 6 – Луна, 7 – астероид, 11 – восток, 12 – метеор.

Задание № 3 «Ученые и их открытия».

Задание заключается в том, что участники команд должны вспомнить и назвать как можно больше имен  ученых и их открытия, с которыми сталкивались ученики при изучении темы «Вселенная».

Ответы:

  1. Аристотель (предложил модель Вселенной в центре Вселенной Земля)
  2. Птолемей (поддерживал взгляды Аристотеля в центре Вселенной Земля)
  3. Аристарх Самосский (в центре Вселенной Солнце)
  4. Пифагор (предположил, что Земля круглая)
  5. Коперник (модель Вселенной в центре Вселенной Солнце)
  6. Д. Бруно (пропагандировал учение Коперника)
  7. Г. Галилей (первый использовал телескоп и сделал ряд открытий)
  8. Магеллан  (совершил кругосветное путешествие, что доказало шарообразность земли)
  9. Галей (предсказал появление кометы)

 Задание № 4 «Лабиринт». (приложение 2)

Своеобразные тесты. Каждый тезис записан в карточке, которой присвоена буква алфавита. От карточек отходят стрелки «Да» и «Нет». Учащиеся, прочитав тезис под №1, соглашается с ним или нет. Если они согласны с предложенным тезисом, то двигаются по стрелке «Да» к следующему тезису, если нет – то по стрелке «Нет». Задание выполнено, если команда попала на последний тезис и получила зашифрованное слово.

Ответ: Звездопад.

Задание № 5 «Отгадай созвездия». (приложение  3)

На листах дано изображение созвездий, необходимо определить и дать название каждому созвездию.

Ответы:

  1. 1.Пегас
  2. Большая Медведица
  3. Цефей
  4. Персей
  5. Весы
  6. Кассиопея

Задание № 6 «Ребус». (приложение 4)

Каждая команда получает ребусы (в рисунках), выиграет та команда, которая правильно отгадает ребус за определенное время.

Ответ: На Луне нет воды и атмосферы.

Задание № 7 «Счастливый ход».

 Под одним из номеров игровой сетки спрятан счастливый ход (без задания). Команда, выбравшая этот номер, ставит свой  знак на игровой сетке без выполнения задания.

Задание № 9 «Головоломка». (приложение 5)

Задание заключается в том, что, пропуская одинаковое количество слогов по часовой стрелки, необходимо прочитать зашифрованную фразу. Начинать надо с внешнего круга.

Ответ: Самый большой астероид называется Церера.

Задание № 8 «Игра – слов».

Из двух слов составьте одно, имеющее отношение к теме «Вселенная».

  1. Скорлупа + Металл =  Комета
  2. Перемена + Бассейн = Персей
  3. Планка + Диета = Планета
  4. Заметка + Теорема = Метеор
  5. Клубок + Народ = Луна
  6. Копейка + Турник = Коперник
  7. Краб + Скатерть =  Кратер
  8. Телевизор + Перископ = Телескоп