Урок русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательная: Познакомить с новой ролью мягкого знака – показателем женского рода имён существительных, развивать умение работать по алгоритму.
Развивающая: Развивать  внимание  и мышление, фонематический слух.
Воспитательная: Уважать мнение друг  друга при работе в паре.

Оборудование: Учебник «Русский  язык», 3 класс, (автор Т.Г. Рамзаева. М., Изд. Дом «Дрофа», 1999), на магнитной  доске  нарисована  лесенка, рисунок клоуна, карточка с заданием  для работы в паре, алгоритм для каждого ученика отпечатан на карточке, карточки  с  именами  детей, магниты, компьютер, слайды, проектор, экран.

Ход  урока.

 1. Организационный   момент.

У. Проверим вашу готовность к уроку. Догадайтесь, о чём так говорят:
Задание 1 ряду: Ими хлопают, их мозолят, в них пускают пыль.
Д. Глаза.  (садится 1 ряд)
У. Задание 2 ряду: Его вешают, приходя в уныние; его задирают, когда задаются, его суют, вмешиваясь не в свои дела.
Д. Нос. (садится 2 ряд)
У. Все к уроку готовы. Молодцы.
У. Весёлый клоун будет создавать приятное  настроение и приглашает вас пройти по  лестнице  знаний по теме «Имя существительное».

2. Чистописание.

У. Выполните  упражнение:

Ее ее  ел  ес  бе  пе  ле  ре
Подул на берёзы весёлый апрель.
Запела в лесу голубая капель.

У. Назовите выражения, употреблённые в переносном смысле.
Д. Апрель подул, капель запела.
У. Объясните смысл выражений.
Д. Высказывают своё мнение.
У. Найди в предложении имена существительные.
Д. Берёзы, апрель, лесу, капель.
У. Что общего у  слов: апрель, капель?
Д. Существительные, на конце Ь.
У. Почему у этих слов пишется Ь?
Д. Показатель мягкости.

3. Работа  по  теме  урока.

У. Послушайте пары  слов: (читаю  слова)

Плащ -  вещь
Нож – рожь
Камыш – мышь
Ключ – дочь

(Слова  записаны на доске, но закрыты)

У. Назовите последние звуки в словах.
Д. (щ, ш, ч)
У. Как они называются?
Д. Шипящие
У. Звуки  шипящие у каждой пары одинаковые, но будут ли на конце каждой пары одинаковые буквы?
Д.  Испытывают затруднения при ответе на вопрос.
У. Кто может сказать, с какой новой орфограммой сегодня познакомимся?
Д. Высказывают  свои  предположения.
У.Посмотрите на слайд № 1  (Открываю  запись). Скажите, по какому признаку  слова  распределили  в два  столбика?
Д. В первом  столбике  нет Ь, а  во  втором столбике  есть Ь.
У. Что мы  можем написать   над  левым  столбиком?
Д.  Без «Ь».
У. А  что  над  правым столбиком?
Д. С  «Ь».
У. Презентация слайд № 1

Без «Ь»   С «Ь»
Плащ   Вещь
Нож   Рожь
Камыш   Мышь
Ключ   Ночь

У.  Чему  мы  сегодня  будем  учиться?  (Презентация слайд № 2)
Д. Когда  пишется после шипящих Ь, а  когда  нет.
У.  Определите, к  какой части речи относятся слова?
Д. Имена существительные.
У. Определите род у  слов первого столбика.
Д. Это слова мужского рода.
У. Определите род у существительных  второго столбика.
Д.  Эти  слова женского  рода.
У. Посмотрите на   слайд (Презентация слайд № 3 )

Без «Ь»   С «Ь»
Плащ   Вещь
Нож   Рожь
Камыш   Мышь
Ключ   Ночь
М. р.   Ж.р.

У. Сравните слова  двух столбиков по написанию.
Д. Написаны по-разному.
У. Давайте попробуем составить правило.
Д. Говорят правило.
У. А сейчас мы проверим  по учебнику, правильно ли мы составили правило. Откройте  учебники на странице 170.
Д. Читают правило.
У. Как можно назвать новую орфограмму и правило?
Д. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Правило о правописании Ь на конце существительных после шипящих.
У. Кто  запомнил  правило?  (Презентация слайд № 4 )

У. Как  будем узнавать на слух эту орфограмму?
Д. Шипящие на конце слов: ш, щ, ч.
У. Значит  какой  будет первый  наш  шаг?
Д. Должны  услышать  шипящий  звук на  конце слов.
У. 1. Слышу шипящие на конце  слов.  Что делаем дальше?
Д. 2. Определяем  часть речи.
У. Если это имя существительное?
Д. 3. Определить род и написать с Ь, если женский род и без Ь, если мужской род.
У. Составим из этих действий алгоритм, который поможет нам правильно    писать слова с  этой орфограммой.
Какой будет первый шаг?   Какой следующий?  (Презентация слайд № 5 )

Алгоритм. Правописание  мягкого знака на конце имён существительных.

1. Слышу шипящий на конце слов: Ш, Щ, Ч?

Нет      Да

2. Это существительное?

Нет     Да

3. Определяю род.

Ж.род      М.род
(она)       (он)
Пишу Ь     не пишу Ь

4. Физкультминутка.

5. Закрепление  нового материала.

У. Поиграем в игру.

1. Игра: Девочки встают, если  услышат слова женского рода, а мальчики, если слова  мужского рода.
У. Называю слова: шалаш, калач, глушь,  морж, вещь, сторож, ложь, овощ.

2. Работа  с  учебником.

У. Поупражняемся, выполнив Упражнение № 450
Д. Выполняют  самостоятельно упражнение.
У. Проверим как выполнили.   Почему в этих словах пишется мягкий знак?
Выполните Упражнение № 451. Алгоритм поможет вам правильно написать слова. (алгоритмы на парте у каждого ученика)
У. Проверим задание. Помогал вам в работе алгоритм? Как?
Д. Приводят рассуждение по алгоритму.
У. Давайте оценим работу ребят.

3. Работа в  паре.

У. Посмотрите на слайд. (Презентация слайд № 6) Сейчас в паре вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как  научились писать слова с новой орфограммой.  Вам надо  найти  четвёртое лишнее в каждой строке.

Карточка.

Плащ
Луч
Мыш
Гараж
Плющ
Доч
Тиш
Рож
Помощ
Мяч
Ёрш
Стриж
Лещ
Грач
Туш
Чиж

4. Проверка   самостоятельной  работы.

У. Как выполняли работу?
Д. Объясняют последовательность выполнения работы.

 6. Итог урока.

У. Что нового сегодня узнали на уроке?
Д. Новую орфограмму.
У. Кто сможет рассказать все шаги для того, чтобы правильно написать имя существительное  с шипящим звуком на конце?
Д. Рассказывают.

7. Рефлексия.

У. Кому показалась трудной тема урока? В чём  были трудности? Что можно сделать, чтобы  преодолеть их?  (Слайд № 7 )
Д.  Дают советы.
У.  А кому было легко? Какое задание понравилось выполнять?

8. Самооценка.

У. Все ребята сегодня  хорошо потрудились. Весёлый клоун приглашает вас оценить свои  знания по теме сегодняшнего урока. Возьмите  карточку  со  своим  именем  и с помощью магнита  поставьте на ту ступеньку, где находитесь сейчас на лестнице знаний. У кого сегодня не всё получалось, не огорчайтесь, завтра мы  ещё поработаем по этой теме.

9. Домашнее задание:

Упражнение № 454. Алгоритм – ваш помощник. Повторить правило.