Цели:
- Отрабатывать навыки правописания заглавных и строчных букв Я, я.
- Совершенствовать правописание слов с буквой Я, я.
- Познакомить учащихся с разнообразием плодово-культурных растений выращиваемых на Кубани.
- Развивать любознательность, познавательный интерес к предмету, творческие способности детей, внимание, память, обогащение словарного запаса.
- Воспитать бережное отношение к родному краю.
Оборудование: прописи “Мои волшебные пальчики” (автор О.В. Пронина) 5 тетрадь, иллюстративный материал, картинки с плодами яблок. яблоки разных сортов.
Ход урока
- Организационный момент. Объявление темы урока.
- Работа в прописях “Мои волшебные пальчики” (5 часть, 16 стр.)
- Тренировочные упражнения написания заглавных букв: Е Ё З В Я я
Назовите слова, которые начинаются с заглавных букв. (Ейск, Егор, Ёлкин, Зина, Зинаида, Волгоград, Яркушов). Прочитайте и запишите слова в прописях на третьей строчке. Объясните значение каждого слова.
- Значение слов:
- Якутия – географическое название территории находящиеся на Севере нашей страны.
- Земля – название планеты.
Как назвать людей, населяющих планету Земля? (земляне). Земляне – это слово однокоренное со словом Земля. А мы, где с вами живем? (на Кубани). Как мы можем себя назвать? (кубанцы).
- Знакомство с отраслью животноводства в Краснодарском крае.
Прочитайте слова в первой столбике (стр.16 в прописях). Что объединяет эти слова? (детеныши - зверей; суффикс –ят- во множественном числе). Назовите детенышей. (показываю картинки детенышей).
В нашем крае развито животноводство. Оно состоит из несколько отраслей:
- разведение крупного и мелкого рогатого скота;
- свиноводство;
- птицеводство;
- пчеловодство;
- коневодство;
- рыболовство.
Запишите слова в прописях письменными буквами, выделите суффикс – ят.
- Знакомство с однокоренными словами.
Прочитайте слова во втором столбике (стр.16).
Найдите “лишнее” слово (деревня – это населенный пункт в сельской местности). На Кубани такие населенные пункты в сельской местности называются станица, хутор.
Значение слов:
- станица – большое селение в казачьих районах
- хутор – крестьянский поселок на Кубани
Что объединяет остальные слова? (однокоренные). Выделите корень –земл-.
Значение слов:
- земля – почва - верхний слой земли;
- землянка – вырытое углубление в земле, пригодное для жилья.
В каком произведении автор, употреблял слово землянка? (А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”)
Значение слова:
- земляника – травянистое растение, которое можно встретить у нас на Кубани в лесах, по опушкам, в предгорных районах. Плоды и листья земляники используют в медицине, как лечебное средство, при бессоннице, неврозах, применяют в косметике.
- Знакомство с плодово-культурным растением – яблоней.
- Что я держу в руке? (яблоко)
- А как еще его можно назвать? (плод)
- Что вы знаете о яблоке или о яблоне расскажите.
Слово учителя:
Яблоко – “супер” – фрукт. Известно, что яблоко было одно из первых фруктов, которые люди стали выращивать сами. На свете есть достаточно много различных сортов яблок. В нашем крае, в Славянском районе, есть агрофирма “Сад – Гигант”, только в ней выращивают около 40 сортов яблонь.
Все выращенные яблоки на Кубани хорошо знают во всех регионах России. Деревья отличаются высокой зимостойкостью, устойчивы яблони к вредителям и к болезням. Деревья имеют высокую урожайность и способны давать плоды раннего, среднего и позднего созревания. Поэтому яблоки мы с вами употребляем круглый год в свежем виде.
Яблоки очень богаты питательными веществами. Они содержат глюкозу (сахар), много в яблоках углеводов, которые легко и быстро усваиваются организмом человека. В яблоках содержится много витаминов, которые помогают снизить уровень холестерина, предупредить развитие кариеса.
Яблоки употребляют в свежем виде, а также в переработанном виде. Из них готовят компоты, варенье, маринады, джем, пастилу, сухофрукты, соки, повидло, маринад.
- Работа в прописях. Штриховка.
Посмотрите на рисунок (стр.16) и ответьте:
- -Какую гласную букву надо поставить в словах? (о).
- -Вставьте букву –о- и прочитайте слова.
Заштрихуйте яблоко справа налево по диагонали в прописях.
- Знакомство с несколькими сортами яблок позднего созревания.
- Ранет Симиренко. Зеленое яблоко, мякоть душистая, белая, нежная. Собирают люди во второй половине сентября, а созревает только в декабре. В это время очень вкусное. Может лежать до следующего года.
- Голден. Желтое яблоко. Сочное, сладкое. Мякоть остается белоснежной дольше любых других яблок.
- Ред Делишес. Он поистине величав. Нежный, сладкий вкус и сочная мякоть.
- Айдар (Айдарен). Этот плод в виде сердца. Сладкий, немного с кислинкой вкус.
- Физкультминутка.
Устали и хотите отдохнуть?
Вот так яблоко, оно
Соку сладкого полно
Руки протяну, яблоко сорву
Стал ветер веточку качать
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руки протяну
И быстро яблоко сорву.
- Запись предложений в прописи.
На доске записаны предложения. Прочитайте и закончите их.
- В саду растет (картинка яблони).
- На яблоне много (картинка плодов).
- Звукобуквенный анализ.
Догадайтесь, какое слово спряталось на доске? (слово яблоко закрыто наполовину)
Яблоко – 3 слога, 6 букв, 7 звуков.
- Знакомство со стихотворением о яблоке.
Поэты пишут стихи, сочиняют сказки, есть песни посвященные яблоне, яблоку.
Яблоко спелое, красное, сладкое
Яблоко хрустное, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим поделю.
- Произведения известных сказочников.
Отгадайте, откуда взяты эти отрывки?
- Бежит девочка дальше и видит стоит яблоня: “Яблоня, яблоня куда гуси лебеди полетели”? (Гуси-лебеди).
- Говорит Кощей Бессмертный: “Зачем ты Иван сюда
пришел?".
-За яблоками для моего батюшки”. (Молодильные яблочки). - “Девицы – красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет”.Три сестры бросились к яблоне. А яблочки висели низко, а тут поднялись высоко. Две сестры хотели их сбить да не смогли. Подошла третья – веточка к ней наклонилась и яблочки, к ней опустились. (Крошечка – хаврошечка).
Человек должен быть добрым. Добрым в делах, поступках. Добрым по отношению не только к людям, но и к братьям нашим меньшим, к животным, птицам, растениям, ко всему, что нас окружает.
- Заключение.
Что нового узнали на уроке? Мне кажется, каждому захотелось попробовать яблоко, выращенное на Кубани, ощутить вкус этого по – настоящему “супер” – фрукта.
Всех ребят угощаю яблоками.