Упражнение в написании букв Я, я. Однокоренные слова. Словарное богатство русского языка (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Отрабатывать навыки правописания заглавных и строчных букв Я, я.
  • Совершенствовать правописание слов с буквой Я, я.
  • Познакомить учащихся с разнообразием плодово-культурных растений выращиваемых на Кубани.
  • Развивать любознательность, познавательный интерес к предмету, творческие способности детей, внимание, память, обогащение словарного запаса.
  • Воспитать бережное отношение к родному краю.

Оборудование: прописи “Мои волшебные пальчики” (автор О.В. Пронина) 5 тетрадь, иллюстративный материал, картинки с плодами яблок. яблоки разных сортов.

Ход урока

  1. Организационный момент. Объявление темы урока.
  2. Работа в прописях “Мои волшебные пальчики” (5 часть, 16 стр.)
  1. Тренировочные упражнения написания заглавных букв: Е Ё З В Я я

Назовите слова, которые начинаются с заглавных букв. (Ейск, Егор, Ёлкин, Зина, Зинаида, Волгоград, Яркушов). Прочитайте и запишите слова в прописях на третьей строчке. Объясните значение каждого слова.

  1. Значение слов:
  • Якутия – географическое название территории находящиеся на Севере нашей страны.
  • Земля – название планеты.

Как назвать людей, населяющих планету Земля? (земляне). Земляне – это слово однокоренное со словом Земля. А мы, где с вами живем? (на Кубани). Как мы можем себя назвать? (кубанцы).

  1. Знакомство с отраслью животноводства в Краснодарском крае.

Прочитайте слова в первой столбике (стр.16 в прописях). Что объединяет эти слова? (детеныши - зверей; суффикс –ят- во множественном числе). Назовите детенышей. (показываю картинки детенышей).

В нашем крае развито животноводство. Оно состоит из несколько отраслей:

  • разведение крупного и мелкого рогатого скота;
  • свиноводство;
  • птицеводство;
  • пчеловодство;
  • коневодство;
  • рыболовство.

Запишите слова в прописях письменными буквами, выделите суффикс – ят.

  1. Знакомство с однокоренными словами.

Прочитайте слова во втором столбике (стр.16).

Найдите “лишнее” слово (деревня – это населенный пункт в сельской местности). На Кубани такие населенные пункты в сельской местности называются станица, хутор.

Значение слов:

  • станица – большое селение в казачьих районах
  • хутор – крестьянский поселок на Кубани

Что объединяет остальные слова? (однокоренные). Выделите корень –земл-.

Значение слов:

  • земля – почва - верхний слой земли;
  • землянка – вырытое углубление в земле, пригодное для жилья.

В каком произведении автор, употреблял слово землянка? (А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”)

Значение слова:

  • земляника – травянистое растение, которое можно встретить у нас на Кубани в лесах, по опушкам, в предгорных районах. Плоды и листья земляники используют в медицине, как лечебное средство, при бессоннице, неврозах, применяют в косметике.
  1. Знакомство с плодово-культурным растением – яблоней.
  • Что я держу в руке? (яблоко)
  • А как еще его можно назвать? (плод)
  • Что вы знаете о яблоке или о яблоне расскажите.

Слово учителя:

Яблоко – “супер” – фрукт. Известно, что яблоко было одно из первых фруктов, которые люди стали выращивать сами. На свете есть достаточно много различных сортов яблок. В нашем крае, в Славянском районе, есть агрофирма “Сад – Гигант”, только в ней выращивают около 40 сортов яблонь.

Все выращенные яблоки на Кубани хорошо знают во всех регионах России. Деревья отличаются высокой зимостойкостью, устойчивы яблони к вредителям и к болезням. Деревья имеют высокую урожайность и способны давать плоды раннего, среднего и позднего созревания. Поэтому яблоки мы с вами употребляем круглый год в свежем виде.

Яблоки очень богаты питательными веществами. Они содержат глюкозу (сахар), много в яблоках углеводов, которые легко и быстро усваиваются организмом человека. В яблоках содержится много витаминов, которые помогают снизить уровень холестерина, предупредить развитие кариеса.

Яблоки употребляют в свежем виде, а также в переработанном виде. Из них готовят компоты, варенье, маринады, джем, пастилу, сухофрукты, соки, повидло, маринад.

  1. Работа в прописях. Штриховка.

Посмотрите на рисунок (стр.16) и ответьте:

  • -Какую гласную букву надо поставить в словах? (о).
  • -Вставьте букву –о- и прочитайте слова.

Заштрихуйте яблоко справа налево по диагонали в прописях.

  1. Знакомство с несколькими сортами яблок позднего созревания.
  • Ранет Симиренко. Зеленое яблоко, мякоть душистая, белая, нежная. Собирают люди во второй половине сентября, а созревает только в декабре. В это время очень вкусное. Может лежать до следующего года.
  • Голден. Желтое яблоко. Сочное, сладкое. Мякоть остается белоснежной дольше любых других яблок.
  • Ред Делишес. Он поистине величав. Нежный, сладкий вкус и сочная мякоть.
  • Айдар (Айдарен). Этот плод в виде сердца. Сладкий, немного с кислинкой вкус.
  1. Физкультминутка.

Устали и хотите отдохнуть?

Вот так яблоко, оно
Соку сладкого полно
Руки протяну, яблоко сорву
Стал ветер веточку качать
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руки протяну
И быстро яблоко сорву.

  1. Запись предложений в прописи.

На доске записаны предложения. Прочитайте и закончите их.

  • В саду растет (картинка яблони).
  • На яблоне много (картинка плодов).
  1. Звукобуквенный анализ.

Догадайтесь, какое слово спряталось на доске? (слово яблоко закрыто наполовину)

Яблоко – 3 слога, 6 букв, 7 звуков.

  1. Знакомство со стихотворением о яблоке.

Поэты пишут стихи, сочиняют сказки, есть песни посвященные яблоне, яблоку.

Яблоко спелое, красное, сладкое
Яблоко хрустное, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим поделю.

  1. Произведения известных сказочников.

Отгадайте, откуда взяты эти отрывки?

  • Бежит девочка дальше и видит стоит яблоня: “Яблоня, яблоня куда гуси лебеди полетели”? (Гуси-лебеди).
  • Говорит Кощей Бессмертный: “Зачем ты Иван сюда пришел?". 
    -За яблоками для моего батюшки”. (Молодильные яблочки).
  • “Девицы – красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет”.Три сестры бросились к яблоне. А яблочки висели низко, а тут поднялись высоко. Две сестры хотели их сбить да не смогли. Подошла третья – веточка к ней наклонилась и яблочки, к ней опустились. (Крошечка – хаврошечка).

Человек должен быть добрым. Добрым в делах, поступках. Добрым по отношению не только к людям, но и к братьям нашим меньшим, к животным, птицам, растениям, ко всему, что нас окружает.

  1. Заключение.

Что нового узнали на уроке? Мне кажется, каждому захотелось попробовать яблоко, выращенное на Кубани, ощутить вкус этого по – настоящему “супер” – фрукта.

Всех ребят угощаю яблоками.