Цель:
- Формирование умения строить описание
- Формирование умения использовать речевые средства для передачи своего отношения к описанию
- Развитие воображения и творческих способностей детей
- Привитие любви к природе своего края
Оборудование: иллюстрации с изображением белого медведя, природы Арктики.
Ход урока
На доске три облачка: синее, темно-синее и голубое.
- Определите свое настроение в начале урока.
- Какое облачко вам больше всего нравится? (Дети выбирают голубое)
С хорошим настроением начинаем урок!
- Постановка учебной задачи
- -Сегодня мы будем выступать в роли писателя. Мы сочиним сказку.
- -Что такое сказка?
- -Какие бывают сказки? (волшебные, фантастические, анималистические, бытовые )
- -Какие сказки появились раньше всех?
- - Правильно, раньше появились анималистические сказки.
- -Почему?
Ответы детей: Около людей издавна жили животные. Людей занимал внешний вид животных, повадки.
-Отгадав мою загадку, вы узнаете, о ком мы сочиним сегодня сказку.
Загадка:
Белый великан
Носит меховой кафтан.
-Кто это?
-Правильно, это белый медведь. Сегодня мы о нем сочиним сказку.
- Выяснение структуры сочинения.
- -Что обязательно нужно включить в свою сказку о медведе?
- - Правильно, его описание.
- -Вспомните, какой белый медведь, его внешний вид.
- -Расскажите, что вы знаете об этом хозяине Арктике.
На доске:
Внешний вид
- огромный
- мощные лапы
- белый теплый мех, не намокает в воде
- черный нос
-Назовите его качества. Что его окружает?
Какой он?
- хитрый
- умный
- терпеливый
- выносливый
- хищный
- большой
- белый
- любознательный
Что его окружает?
- льды, льдины
- Северный Ледовитый океан
- северное сияние
- вечная мерзлота
- полынья
- берлога
Чем питается?
- тюлени
- рыба
-Составить рассказ о медведе можно по плану. План:
- Место обитания.
- Внешний вид.
- Повадки.
Рассказы детей. После этого план убирается с доски.
- Орфографическая подготовка
-Найдите и обозначьте орфограммы в написанных словах.
- Физминутка
-Все говорят,
Что похож я на папу-
Такой белоснежный
Такой косолапый.
Но только и папа
Похож на меня-
Такой же охотник до рыбы,
Как я.
- Обсуждение структуры сочинения
-На уроке внеклассного чтения мы читали сказки, которые задают вопросы. Знание таких сказок нам поможет придумать свою сказку. Мы попробуем сочинить сказку “Почему у белого медведя нос черный”.
-Попробуем дать ответ на этот вопрос. Придумайте свою версию. Дети думают над ответом на вопрос (2-3 минуты).
Ответы детей.
-Как вы думаете, с чего начнете сочинять сказку? Чтобы вам было удобнее сочинять сказку, воспользуйтесь моей рекомендацией.
Рекомендации составления сказки
- Придумай ответ на вопрос.
- Определи героев сказки.
- Придумай последовательность событий.
- Расскажи себе сказку шепотом. Отбрось все лишнее.
- Запиши сказку.
- Обдумывание вопроса (2-3 минуты)
- Высказывания детей.
- Ученики записывают сказки на черновике.
- Чтение вслух собственных сказок .
- Почему у белого медведя нос черный?
Однажды пригласили белого медведя в гости. И решил он показаться во всей своей красе. Пошел он к модельеру. Модельер сказал: “Твоя шуба- это настоящее произведение искусства! Но вот твой нос выглядит невзрачным. Его надо перекрасить”. Стал он красить нос в желтый цвет. Не подходит… Стал красить в красный цвет, не подошло! Все цвета перепробовал, и все не так. Остался черный цвет. Стал красить в черный. И наконец –то подошло! Медведь поблагодарил модельера и пошел в гости. Шел он по улице, а все медведи восхищались. Они тоже перекрасили свои носы в черный цвет. Теперь у каждого медведя такой нос.
Скребцова Нина, 2-й “А” класс, гимназия № 1 - Отчего у белого медведя нос черный?
Жила-была медведица с медвежатами. Гуляли как-то, раз медвежата по Арктике и увидели черное пятно на белом-белом снегу.
-Что это такое? - спрашивает один медвежонок.
-Не знаю. – отвечает второй.
Первый медвежонок взял и сунул свой любознательный нос в пятно. Это оказалась сажа. Мишке понравилось. И второй брат тоже испачкался. Когда медвежата вернулись домой, то мама никак не могла отмыть их. Так и стали все медведи и медвежата ходить с черными носами.
Кислюк Вера, 2-й “А” класс, гимназия № 1 - Отчего у белого медведя нос черный?
Жили-были в Арктике медведь с медвежатами. Однажды пошли медвежата погулять, и нашли кусочек угля, стали его нюхать и носы испачкали в черный цвет. Побежали они к озеру, стали мыть носы, но грязь не отмывалась. Пошли медвежата к папе медведю, но и он не смог их отмыть. Так и остались они с черными носами.
Ягодина Анастасия 2 “А” класс, гимназия № 1
- Выбор лучшей сказки.
-Кому из детей удалось интереснее ответить на вопрос?
- Домашнее задание
Оформить сказку.
- Релаксация
-С каким настроением вы закончили урок?
Белый мишка поблагодарил вас за то, что вы очень много о нем знаете и сочинили хорошие сказки. Из них он узнал, почему у него нос черный. Теперь своим сородичам он расскажет об этом.
- Итог урока
- -Чему учились на уроке?
- -Кому понравилось сочинять сказку?
- -Расскажите свою сказку родителям.