Цель:
- Расширить знания детей о природе родного края;
- Привлечь внимание к проблемам охраны окружающей среды;
- Воспитывать дружеские отношения и чувства сопереживания друг к другу.
Форма проведения: урок-путешествие.
Формы общения:
- индивидуальная
- групповая
- коллективная.
Оборудование:
- Карточки с названиями станций: Фауна, Флора, Охранная, Этикет.
- Карта Архангельской области.
- Красная книга.
- Гербарий растений: голубика, черника, морошка, брусника.
- Карточки с названием животных: чайка, тюлень, лебедь, заяц.
- Знаки "Друзья природы".
План урока:
- Вступительное слово.
- Игра-путешествие.
- Подведение итогов.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок, а урок-путешествие.
Куда мы отправимся, вы узнаете, послушав стихи:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это все вокруг:
(природа).
Сообщается тема урока. Слайд № 1.
Слайд № 2.
О чем мы будем говорить, узнаем, собрав пазлы.
(На пейзажах надписи:
Животные играют огромную роль в природе.
Растения - зеленая одежда Земли.
Заповедники - это участки земли, где вся природа находится под строгим контролем.
Каждая сломанная ветка, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе.)
Слайд № 3,4,5,6.
II. Игра-путешествие.
Станция Фауна.
Знакомство с Красной книгой.
Красная книга - что-то вроде паспорта для животных и растений, отвечающего на вопросы: кто, где, когда, сколько? Только эти вопросы относятся не ко всем животным и растениям, а к исчезающим и находящимся под угрозой исчезновения.
Найдите в Красной книге, что сказано о:
- лебеде
- чайке
- зайце
- тюлене.
Слайд №7.
Станция Флора.
Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.
Определите растение по гербарному образцу, дайте название.
(На столах гербарии с образцами:
- голубики
- черники
- морошки
- брусники.
Учитель дает местные названия растений:
Голубика - пьяника, дурница, гонобобль.
Черника - черница.
Морошка - куманика, смородина моховая.
Брусника - боровика, бружиница.)
Станция Заповедная.
1. В нашей стране создаются заповедники. Это, прежде всего, научные лаборатории в природе. Их около 155.
Слайд №8 .
- Малые Карелы - охраняются архитектурные памятники русского деревянного зодчества Архангельской области.
- Соловецкий заповедник - это первый в России музей-заповедник, где с 1974 года осуществляется охрана памятников археологии, архитектуры, истории.
- Пинежский заповедник - сохранение в естественном состоянии типичных уникальных карстовых пещер.
- Кенозерский национальный парк - сохранение культуры русского Севера.
- Водлозерский национальный парк - охрана массовых скоплений птиц во время перелета.
2. На какой из охраняемых территорий находятся данные объекты?
Слайд № 9.
Станция Этикет.
Вспомнит правила друзей природы.
Защита знаков "Поведение в природе"
Слайд № 10
III. Подведение итогов.
Оцени урок и себя в уроке.