Урок по теме "Компьютерная графика" (6-й класс)

Разделы: Информатика

Класс: 6


Цели урока:

  • Образовательная - систематизация знаний, умений и навыков работы по теме "Компьютерная графика"
  • Воспитательная - повышение мотивации учащихся, формирование навыков самоорганизации, самостоятельности и инициативы.
  • Развивающая - развитие образного, логического мышления, познавательного интереса, творческой активности учащихся; умения анализировать и синтезировать знания, полученные в курсе информатики; формирование у учащихся информационной культуры и потребности в приобретении знаний.

Оборудование: компьютеры, карточки с заданиями, ребусы, кроссворды, загадки, карточки с названием клавиш.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок-игра.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Обобщение и систематизация знаний.
  3. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Учитель: Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по теме "Компьютерная графика". Мы должны вспомнить все, что знаем и умеем, тем самым и обобщим знания и умения. А проведем урок в виде игры.

  1. Обобщение и систематизация знаний

1 этап. Устная работа

Учитель: "Проверим, насколько хорошо вы знаете назначение клавиш. Я буду задавать вопросы, а вы будете поднимать карточку с названием нужной клавиши".

  • Для печати прописной буквы в тексте используют клавишу… (Shift).
  • Переход на новую строку, ввод информации осуществляют с помощью клавиши… (Enter).
  • Клавиши удаления символов (Delete, Backspace).
  • Клавиша выхода из текущего режима (Escape).
  • Какая клавиша заставляет курсор "прыгнуть" в конец строки? (End).

У учащихся карточки с названием клавиш: Shift, Enter, Delete, Backspace, Escape, End, Insert, PageUp, Home, Ctrl, Shift.

2 этап. Работа за компьютерами и с кроссвордом

Учитель: "Ребята, давайте вспомним, с помощью какой программы мы можем создавать рисунки? (Paint). Из перечисленного на доске, выберите инструменты, с помощью которых мы можем рисовать в Paint".

На доске карточки: кисть, масштаб, эллипс, заливка, ластик, распылитель, прямоугольник, карандаш.

10 человек отправляются за компьютеры для создания в Paint рисунка по образцу, представленном на листе бумаге. (10 минут)

Остальные в это время работают над кроссвордом (работа в парах). Учащиеся получают листы с кроссвордами, через 10 минут листы с ответами сдают. Затем кроссворд проверяется (на доске плакат с разгаданным кроссвордом).

По горизонтали:

2.Для того, чтобы в PAINT нарисовать круг, нужно выбрать инструмент …(эллипс).
4. Инструмент удаления фрагмента рисунка (ластик).
6.До появления компьютера она использовалась как основное средство хранения информации (книга).
7.Так называется устройства для хранения информации (память).
9. Центральный … (процессор).
10. Сведения об окружающем мире (информация).
13. Название этого устройства указывает на его составные элементы (клавиатура).
16. Устройство вывода информации (принтер).
18. Графический …. (интерфейс).

По вертикали:

1.Набор цветов в PAINT (палитра).
3.Пропущенное слово Пуск - Программы - … - Paint (Стандартные)
5.Это устройство названо именем маленького зверька с длинным хвостом (мышь).
8. Устройство вывода информации, похожее на телевизор (монитор).
11. Системный … (блок)
12.Геометрическая фигура, которая может быть нарисована в PAINT с помощью инструмента Прямоугольник при нажатии клавиши Shift (квадрат)
14. … монитора (экран)
15. Вид представления информации (графическая)
17. Перечень команд, которые можно выбрать (меню)

3 этап. Работа за компьютером. Игра "Кто быстрее". Решение задач.
Учитель:
"Теперь другие 10 человек пойдут работать за компьютеры (10 минут), а с остальными мы поиграем в игру "Кто быстрее". Я буду читать предложение, а вы должны закончить его".

  1. Устройства ввода информации … (мышь, клавиатура)
  2. Компьютерная программа, предназначенная для набора текста … (блокнот)
  3. Краткое нажатие на кнопку мыши называется… (щелчок).
  4. Ограниченная рамкой область экрана для размещения компьютерных объектов и выполнения действий с ними называется… (компьютерное окно)
  5. Клавиша, позволяющая отделить одно слово от другого, называется… (пробел).
  6. Действия по исправлению ошибок и изменению содержания текста называют … (редактированием)
  7. Так называется первая счетная доска … (абак)
  8. Окно, с которым в данный момент производится работа, называется … (активным)
  9. Многие действия на компьютере начинаются с нажатия кнопки … (Пуск).
  10. Специальная область оперативной памяти, используемая для хранения копии фрагмента, называется … (буфером обмена).
  11. Квадратик-непоседа на экране компьютера (курсор)

Задания на развитие логического мышления

  1. Приведите 5 примеров графической информации (картина, схема, рисунок, контурная карта, географическая карта, план дома).
  2. Какая буква продолжает цепочку и почему Б, В, Г, Д, Ж, З, …? (К. цепочка состоит из согласных букв, записанных в алфавитном порядке).
  3. Возле школы растут 6 деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев самое высокое и какое - самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, а липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя? [1] (Ель самая высокая, клен самый низкий).
  4. Когда Аня, Женя и Нина спросили, какие им поставлены оценки за контрольную работу по математике, учительница ответила: "Попробуйте догадаться сами, если я скажу, что в вашем классе двоек нет, а у вас троих оценки разные; причем у Ани - не 3, у Нины - не 3 и не 5". Какую оценку получила каждая из учениц? [1]. (Нина - 4, Аня - 5, Женя - 3).

4 этап. Физкультминутка

Ученик.
Мы руками поведем -
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре -
Вот мы к берегу приплыли.
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять -
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть -
Раз, два, три, четыре, пять и шесть.
Надо нам за парты сесть.

5 этап. Работа за компьютерами. Разгадывание ребусов, загадок

Оставшиеся учащиеся идут работать за компьютеры. Остальным учащимся демонстрируются ребусы, зачитываются загадки, в которых зашифрованы слова, связанные с информатикой.

1. Быстро-быстро завожусь,
Но не еду, а стою! (компьютер)

2. На серой полянке сто четыре сестрички. (клавиатура)

3. Маленький рост,
Длинный хвост,
Крошки собирает,
От кошки убегает,
А в компьютере она
Очень уж для нас нужна. (мышь)

4. Есть цветной и монохромной,
И защитный в нем экран.
Есть и плоский, и объемный,
Помогает всегда нам! (монитор) [2]

5. У него иголки есть,
Может он бумагу съесть. (принтер) [2]

6. Есть окошко, карандаш,
Нарисует всех он нас. (графический планшет) [2]

Ребусы

экран метка клавиша

6 этап. Расшифровка сообщения

Учитель: "Вы знаете, что одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и способами. Итак, последнее на сегодняшнем уроке задание - расшифровать тексты сообщений, определить способы, которыми они были закодированы".

  • АРУТАИВАЛК (клавиатура. Буквы слова представлены в обратном порядке)
  • КОМЛЯПЬЮЛЯТЕРЛЯ (компьютер. После каждого слога слова вставлен слог ЛЯ)
  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок

Используемая литература:

  1. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: Бином. Лаборатория знаний,2006.
  2. А.А. Зубрилин. Конструирование уроков-игр по информатике// Информатика в школе.2008. № 6