Цели урока:
- Образовательная - систематизация знаний, умений и навыков работы по теме "Компьютерная графика"
- Воспитательная - повышение мотивации учащихся, формирование навыков самоорганизации, самостоятельности и инициативы.
- Развивающая - развитие образного, логического мышления, познавательного интереса, творческой активности учащихся; умения анализировать и синтезировать знания, полученные в курсе информатики; формирование у учащихся информационной культуры и потребности в приобретении знаний.
Оборудование: компьютеры, карточки с заданиями, ребусы, кроссворды, загадки, карточки с названием клавиш.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок-игра.
План урока:
- Организационный момент.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Учитель: Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по теме "Компьютерная графика". Мы должны вспомнить все, что знаем и умеем, тем самым и обобщим знания и умения. А проведем урок в виде игры.
- Обобщение и систематизация знаний
1 этап. Устная работа
Учитель: "Проверим, насколько хорошо вы знаете назначение клавиш. Я буду задавать вопросы, а вы будете поднимать карточку с названием нужной клавиши".
- Для печати прописной буквы в тексте используют клавишу… (Shift).
- Переход на новую строку, ввод информации осуществляют с помощью клавиши… (Enter).
- Клавиши удаления символов (Delete, Backspace).
- Клавиша выхода из текущего режима (Escape).
- Какая клавиша заставляет курсор "прыгнуть" в конец строки? (End).
У учащихся карточки с названием клавиш: Shift, Enter, Delete, Backspace, Escape, End, Insert, PageUp, Home, Ctrl, Shift.
2 этап. Работа за компьютерами и с кроссвордом
Учитель: "Ребята, давайте вспомним, с помощью какой программы мы можем создавать рисунки? (Paint). Из перечисленного на доске, выберите инструменты, с помощью которых мы можем рисовать в Paint".
На доске карточки: кисть, масштаб, эллипс, заливка, ластик, распылитель, прямоугольник, карандаш.
10 человек отправляются за компьютеры для создания в Paint рисунка по образцу, представленном на листе бумаге. (10 минут)
Остальные в это время работают над кроссвордом (работа в парах). Учащиеся получают листы с кроссвордами, через 10 минут листы с ответами сдают. Затем кроссворд проверяется (на доске плакат с разгаданным кроссвордом).
По горизонтали: 2.Для того, чтобы в PAINT нарисовать
круг, нужно выбрать инструмент …(эллипс). |
По вертикали: 1.Набор цветов в PAINT (палитра). |
3 этап. Работа за компьютером. Игра "Кто
быстрее". Решение задач.
Учитель: "Теперь другие 10 человек
пойдут работать за компьютеры (10 минут), а с
остальными мы поиграем в игру "Кто быстрее".
Я буду читать предложение, а вы должны закончить
его".
- Устройства ввода информации … (мышь, клавиатура)
- Компьютерная программа, предназначенная для набора текста … (блокнот)
- Краткое нажатие на кнопку мыши называется… (щелчок).
- Ограниченная рамкой область экрана для размещения компьютерных объектов и выполнения действий с ними называется… (компьютерное окно)
- Клавиша, позволяющая отделить одно слово от другого, называется… (пробел).
- Действия по исправлению ошибок и изменению содержания текста называют … (редактированием)
- Так называется первая счетная доска … (абак)
- Окно, с которым в данный момент производится работа, называется … (активным)
- Многие действия на компьютере начинаются с нажатия кнопки … (Пуск).
- Специальная область оперативной памяти, используемая для хранения копии фрагмента, называется … (буфером обмена).
- Квадратик-непоседа на экране компьютера (курсор)
Задания на развитие логического мышления
- Приведите 5 примеров графической информации (картина, схема, рисунок, контурная карта, географическая карта, план дома).
- Какая буква продолжает цепочку и почему Б, В, Г, Д, Ж, З, …? (К. цепочка состоит из согласных букв, записанных в алфавитном порядке).
- Возле школы растут 6 деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев самое высокое и какое - самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, а липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя? [1] (Ель самая высокая, клен самый низкий).
- Когда Аня, Женя и Нина спросили, какие им поставлены оценки за контрольную работу по математике, учительница ответила: "Попробуйте догадаться сами, если я скажу, что в вашем классе двоек нет, а у вас троих оценки разные; причем у Ани - не 3, у Нины - не 3 и не 5". Какую оценку получила каждая из учениц? [1]. (Нина - 4, Аня - 5, Женя - 3).
4 этап. Физкультминутка
Ученик.
Мы руками поведем -
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре -
Вот мы к берегу приплыли.
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять -
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть -
Раз, два, три, четыре, пять и шесть.
Надо нам за парты сесть.5 этап. Работа за компьютерами. Разгадывание ребусов, загадок
Оставшиеся учащиеся идут работать за компьютеры. Остальным учащимся демонстрируются ребусы, зачитываются загадки, в которых зашифрованы слова, связанные с информатикой.
1. Быстро-быстро завожусь,
Но не еду, а стою! (компьютер)
2. На серой полянке сто четыре сестрички. (клавиатура)
3. Маленький рост,
Длинный хвост,
Крошки собирает,
От кошки убегает,
А в компьютере она
Очень уж для нас нужна. (мышь)
4. Есть цветной и монохромной,
И защитный в нем экран.
Есть и плоский, и объемный,
Помогает всегда нам! (монитор) [2]
5. У него иголки есть,
Может он бумагу съесть. (принтер) [2]
6. Есть окошко, карандаш,
Нарисует всех он нас. (графический планшет) [2]
Ребусы
экран | метка | клавиша |
6 этап. Расшифровка сообщения
Учитель: "Вы знаете, что одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и способами. Итак, последнее на сегодняшнем уроке задание - расшифровать тексты сообщений, определить способы, которыми они были закодированы".
- АРУТАИВАЛК (клавиатура. Буквы слова представлены в обратном порядке)
- КОМЛЯПЬЮЛЯТЕРЛЯ (компьютер. После каждого слога слова вставлен слог ЛЯ)
- Подведение итогов урока. Выставление оценок
Используемая литература:
- Босова Л.Л. Босова А.Ю. Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: Бином. Лаборатория знаний,2006.
- А.А. Зубрилин. Конструирование уроков-игр по информатике// Информатика в школе.2008. № 6