Урок информатики в 4-м классе по теме "Исследование связей операций над множествами и логическими операциями"

Разделы: Информатика


Цель урока: формирование знаний, умений, навыков в определении принадлежности элементов множеству, характера отношений между множествами, истинности высказываний с логическими связками и использования полученных знаний на практике.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Обобщить представления о множествах, подмножествах, логических операциях.
  • Закрепить умение определять: принадлежность элементов множеству, характер отношений между множествами
  • Систематизировать представления о высказываниях и умение определять истинность высказываний со словами “не”, “и”, “или”
  • Научить детей применять логические операции “не”, “и”, “или” при работе над множествами
  • Научить применять на практике логические связки для поиска информации в сети Интернет.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление
  • Способствовать формированию исследовательских и творческих качеств личности
  • Формировать у учащихся представления о способах поиска информации

Воспитательные:

  • Воспитывать внимательность, собранность, культуру речи
  • Воспитывать общую культуру поведения на уроке, тактичность в отношении учителя и друг друга.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

  • ОЭР на CD-ROM
  • Ресурсы сети Интернет
  • Аппаратное и программное обеспечение:
  • Класс мультимедийных персональных компьютеров
  • Видеопроектор, экран
  • Презентация “Множества и логические операции” (Приложение1)
  • Тестовая оболочка и тест по теме “Множества и логические операции”
  • Программа КМ “Мир информатики 3-4 класс”
  • Ресурсы Интернет:
  • Поисковая система Yandex : http://www.yandex.ru/

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  • Определение объекта исследования
  • Практическая работа “проверка истинности высказываний”
  • Проверка знаний по теме “операции над множествами”

Физкультминутка

  1. Формирование новых знаний
  • Постановка задач исследования
  • Практическая работа в группах
  • Выводы по проделанной работе
  1. Закрепление новых знаний
  • Практическая работа: поисковое исследование с помощью средств сети Интернет
  1. Подведение итогов урока

Организационная структура урока

Цель Длительность Деятельность преподавателя Деятельность ученика Формы деятельности учащихся Средства ИКТ
1. Организационный момент
Сконцентрировать внимание учеников на предстоящем уроке, проверить их готовность к уроку 2 мин. Преподаватель здоровается, проверяет отсутствующих, смотрит готовность к уроку, дает детям положительный настрой. Ученики проверяют наличие дневников, тетрадей, учебников, концентрируют внимание на предстоящей деятельности.    

2. Актуализация опорных знаний

2.1. Определение объекта исследования
Сформулировать тему урока, определить объект исследования 4 мин. Учитель, показывая презентацию и задавая наводящие вопросы, помогает учащимся самим сделать выводы о предстоящей работе, теме исследования, помогает сформулировать цель урока. Ученики вместе с учителем анализируют страницы презентации, делают выводы о предстоящем объекте исследования, сами формулируют и проговаривают тему и цель урока. Фронтальная работа:
  • устный анализ, рассуждения вслух,
  • устная формулировка выводов.
Видеопроектор, презентация учителя
Ответы учеников:
  • На рисунках – множества и элементы множеств. Множества могут (не) пересекаться, объединяться.
  • Слова на слайде – это слова, обозначающие логические операции, они встречаются в логических высказываниях.
  • Связь между множествами и логическими операциями неизвестна, именно ее предстоит найти.
Вопросы учителя:
  • Что изображено на рисунках?
  • Как называются слова на слайде?
  • Есть ли связь между словами и операциями над множествами?
2.2. Практическая работа “проверка истинности высказываний”
Повторение пройденного материала, его активизация и закрепление с помощью практических заданий 5 мин. Учитель следит за работой учеников, ведет индивидуальную работу, при необходимости корректирует действия учащихся Ученики выполняют практическую работу “Логические операции” в программе КМ “Мир информатики 3-4 год обучения” Индивидуальная практическая работа ПК, программа КМ “Мир информатики 3-4 год обучения”
2.3. Проверка знаний по теме “множества”
Проверить уровень знаний по теме, выявить учащихся, требующих индивидуального контроля, подготовить, учеников к дальнейшей исследовательской работе. 5 мин. Анализ тестирования учеников, коррекция их знаний, индивидуальная работа Ученики отвечают на вопросы тестирующей программы, при необходимости повторяют тест Индивидуальное тестирование ПК, тестовая оболочка, тест по теме операции над множествами
1)Найди лишне:
  • Аист,
  • верблюд,
  • берёзка,
  • белка,
  • бабочка.

2)Назовите слово, которое является названием множества:

  • парта,
  • стол,
  • стул,
  • мебель,
  • кровать,
  • кресло

3)Замени в предложениях слово “множество”, используя, слова в скобках.

  • На лугу паслось множество коров.
  • В небе летело множество птиц.
  • Над улеем кружилось множество пчёл.
  • Таня подарила маме множество цветов.
  • Моряки обнаружили множество рыб.

( букет, стадо, рой, стая, косяк)

4)назови операции, относящиеся к операциям над множествами:

  • сложение,
  • умножение,
  • пересечение,
  • вычитание,
  • объединение,
  • деление,
Физкультминутка
Снять мышечное и нервное напряжение, поменять вид деятельности 1 мин. Учитель направляет детей на правильное выполнение упражнений Под руководством дежурного физкультведущего выполняют зарядку Активные физические упражнения  

Вот мы руки развели, словно удивились.
И друг другу до земли в пояс поклонились!
Потянулись и нагнулись, повернулись, разошлись,
Ноги вместе, руки шире. Три-четыре, три-четыре.
Наклонились, выпрямились, наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнись.

3.Формирование новых знаний
3.1. Постановка задач для исследования
Определить задачи для исследовательской деятельности 4 мин. Учитель читает стихотворение Ю. Мориц “Трудолюбивая старушка”, стихотворение дублируется на экране через видеопроектор, перед детьми ставятся задачи формирования множеств с различными логическими операциями, где элементами множеств будут сами дети с различными ролями Дети слушают стихотворение, распределяют между собой роли, получают соответствующие таблички с названиями героев, (старушка, кошка, мышка, мушка, мальчишка.)

Делятся на динамичные группы.

  Видеопроектор, презентация
3.2. Практическая работа в группах
Построить искомые множества 6 мин. Учитель корректирует и направляет в нужное русло деятельность учащихся, следит за дисциплиной, т.к. данный этап проходит очень эмоционально Каждая группа учеников выбирает свое множество. Затем строятся методом проб и ошибок “живые” множества, после этого множества изображаются схематично на доске. Ролевая игра – исследование, работа в группах  
3.3. Выводы по проделанной работе
Завершить процесс исследования, сделать выводы. 5 мин. Учитель проверяет схемы, выводы, при необходимости с помощью наводящих вопросов корректирует работу учащихся. Представитель от каждой группы докладывает о проведенной работе, сообщает свой вывод. Беседа  
  • Логическая операция “НЕ” служит для отрицания чего-либо, если в названии множества есть слово “НЕ”, то его элементы находятся за пределами фигуры.
  • Логическая операция “И” служит для пересечения множеств, если в названии множества есть слово “И”, то его элементы находятся на пересечении фигур.
  • Логическая операция “ИЛИ” служит для объединения множеств, если в названии множества есть слово “ИЛИ”, то его элементы находятся в нескольких фигурах
4. Закрепление новых знаний
Практическая работа: поисковое исследование с помощью средств сети Интернет
Познакомить учащихся с практическим применением логических операций для поиска информации 5 мин. Учитель предлагает ученикам открыть в Интернете поисковую систему Yandex (является домашней страницей на всех компьютерах по умолчанию), поочередно в строке поиска ввести запросы с логическими операциями (поясняя как правильно записать логическую операцию в соответствии с языком запросов системы Yandex) и сравнить количество страниц, соответствующих данным запросам.
  • “Юнна Мориц” | (ИЛИ) “Трудолюбивая старушка”
  • Юнна Мориц” & (И) “Трудолюбивая старушка”
Учащиеся открывают домашнюю страницу, вводят в строку поиска соответствующие запросы, сравнивают результаты поиска, делают выводы по полученным результатам. Поисковая работа с элементами исследования в сети Интернет Персональные компьютеры, Интернет, поисковая система http://www.yandex.ru/
  • Первый запрос с логическим “ИЛИ” дает объединение двух множеств, количество страниц по этому запросу 35906
  • Второй запрос с логическим “И” дает пересечение двух множеств, количество страниц по этому запросу равно 3.

5. Подведение итогов урока

Обобщить полученные на уроке знания, проанализировать деятельность учащихся (отметить успехи учеников), дать домашнее задание. 3 мин. Учитель оценивает деятельность учащихся, отмечает положительные моменты, дает краткую характеристику домашнему заданию Учащиеся выставляют себе оценки за урок в дневники, записывают домашнее задание, задают (если есть) вопросы по итогам урока. Беседа, работа с дневниками.  
А.В. Горячев “Информатика в играх и задачах. 4-й класс” II часть, стр. 7 Задание №9

Приложение