Занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы детского сада "Лес"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

Коррекционно-образовательные цели

  • обобщение и закрепление словаря по теме “Лес”;
  • совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном, винительном, творительном падежах; образование существительных с ласкательными суффиксами -чик, -нк; образование относительных прилагательных; согласование числительных с существительными; образование родственных в составлении описательных рассказов.

Коррекционно-развивающие цели

  • Развитие зрительного внимания и восприятия речевого слуха, памяти, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные цели

  • Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением лиственного, хвойного и смешанного леса; дидактическая игра “Четвертый лишний”, предметные картинки с изображением “годовых колец”, магнитофонная кассета с записью соловьиной трели, предметные картинки цветов известных кустарников.

Предварительная работа

Чтение рассказов Е.Чарушина, В. Бианки. Рассматривание предметных и сюжетных картинок деревьев, кустарников, цветов.

Ход занятия

1. Загадка:

“Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший друг.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек
(Лес)

2. Если лес наш друг, то, как мы должны относиться к лесу?

- … Да, потому друзей любят и берегут.

- А без чего не может быть леса? (конечно без деревьев)

Возле моего дома растет три дерева, это лес? (нет нужно много деревьев) На лесосеке много спиленных деревьев (В лесу должно быть много живых деревьев).

- Растут деревья где? (На земле)

Вот из каких частей состоит значение слова лес

Лес - это много деревьев, растущих на земле.

3. А сколько вы можете образовать слов от слова лес? (Лес-лесок-лесочек-лесной-лесоруб-лесовоз):

участок леса – лесничество;
лесной сторож – лесник;
ученый, разводит лес и думает, как его сохранить – лесовод;
начальник лесного хозяйства – лесничий.

4. Какой бывает лес? (хвойный, лиственный…)

- Какого дерева не встретишь в лиственном лесу? (сосны, ели, кедра, пихты…)

- А если в лесу встречаются и лиственные и хвойные деревья? Да такой лес называется смешанным.

- Давайте закрепим это в игре “Четвертый лишний”

а) дуб, кедр, береза, липа;
б) сосна, пихта, осина, кедр;
в) ель, кедр, пихта, сосна.

5. Посмотрите на свои картинки и подберите к ним слова, которые подходили бы так, как подходят у меня: тополь-тополек-тополинный; сосна-сосенка-сосновый; дуб-дубок- дубовый и т.д.

6. Деревья, ребята, самые могучие жители нашей Земли. У них своя память – это годовые кольца. По этим кольцам можно узнать сколько им лет. Широкие расскажут о годах обильных, хороших, а узкие о годах злых, засушливых. Давайте, посчитаем, сколько лет нашему дереву? (1, 2, 3, 4 года; 5, 6, 7, 8, 9, 10… лет – год – много лет)

7. И вот однажды в лес пришла Лена с мамой. “Мама, смотри, сколько много белых цветов! – закричала Лена. Мама подошла и сказала: “Да, прекрасные цветы, вот только говорить надо правильно: “Как много”, а не “Сколько много”.

8. В основном цветы любят солнечные полянки. Какими же цветами могла залюбоваться Лена в глубине леса? (черемухой, рябиной, калиной, ландышами…) Эти деревья, кустарники и цветы могут расти в тени леса)

9. Но вот на лоб Лены упала капелька. Лена подняла глаза: откуда дождь? Это плакала береза – из ранки на ствол капал сок. Злые люди ранили дерево. Как бы вы помогли березе? (присыпали ранку землей, замазали глиной…)

- Правильно ребята. Лена с мамой так и сделали. И когда выздоровеет наша березка, зашумит своей нежной зеленью, люди снова станут называть ее … какой? (белоствольной, кудрявой, русской, стройной, нежной, плакучей…)

10. И тогда прилетит к ней серенькая птичка с умными черными глазками и запоет… И зазвучит настоящий гимн красавице Весне. И нет в мире голоса богаче и красивее.

- Что это за птица? (Соловей)

- Да, его еще называют чародеем леса, т.е. волшебником

- Давйте, все вместе послушаем его, отдохнем… Закройте глазки, расслабьтесь. Мы  в лесу!

11. (Магнитофон: музыка. Соловьиная трель) Музыку любят все. Хорошая музыка улучшает настроение. А плохая разрушает нервную систему человека. Ученые заметили, что от хорошей музыки даже растения растут быстрее, от плохой они могут погибнуть.

12. От чего же еще могут погибнуть растения? (от засухи, от морозов…)

- И, ребята, от нежелательного соседства. Оказывается, не все растения могут мирно жить рядом друг с другом. Посмотрите свои карточки и расскажите об этом сами. Нарциссы не любят соседства с ландышами.

Тюльпаны – незабудок.
Сирень – фиалок.
Виноград – редьки и капусты и т.д.

А какие растения живут в мире и согласии? Рябина любит липу, липа-сосну, сосна-березу, береза-тополь.

13. Какие деревья еще любят друг друга мы расскажем в своей игре “Лесовод”   Приглашаю всех на лесную полянку.

“Лесоводом я родился,
Не на шутку рассердился,
Все деревья надоели, кроме одного … оно могучее, …”

Мы, однако, засиделись, ребята. Скоро наступит ночь. Лес вздохнет и совсем затихнет. Птицы замолчат, белка укачает своих бельчат. Все живое заснет. И нам пора домой.