Творческий проект "Зимушка-зима"

Разделы: Внеклассная работа


Проект: “Зимушка-зима”:

  • интегрированный, направленный на включение обучающихся в активную творческую деятельность;
  • краткосрочный;
  • предполагает работу творческих групп по интересам;
  • совмещает урочную и внеурочную работу при изучении курса “Окружающий мир”;
  • комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно-поисковый, природоохранительный, здоровьесберегающий);
  • применение в разных сферах: школа, семья, досуг.

Проект предполагает:

  • расширить систему представлений о природе зимой;
  • создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений обучающихся;
  • их творческого мышления;
  • формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Проект направлен на:

  • выявление признаков наступления зимы в природе, предсказание погоды по народным приметам, поиск информации о способах зимовки диких животных, подкормка зимующих птиц;
  • поиск информации о средствах, способах и методах сохранения и укрепления собственного здоровья (о закаливании, витаминах, значении зарядки и спорта, о профилактике простудных заболеваний), соблюдение мер безопасности на зимних водоемах.

Этапы проектной деятельности:

Первый этап (мотивационный) – целеполагание, погружение в проект.

Перед реализацией проекта провела беседу “Я выполняю проект”, в ходе которой обсудили вопросы: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его продукт, что значит презентация проекта. Все ребята заинтересовались данной деятельностью.

Второй этап (планирование деятельности).

Для реализации проекта учащиеся разделились на творческие группы по интересам. Четыре группы представляли собой редакционные советы телевизионных программ “Зимушка - зима” и пятая группа: зрители – готовили вопросы для эфира каждой передачи. Все редакции готовили свою программу и сценарии:

Прогноз погоды” – телепередача об основных признаках сезонных изменений в неживой природе, календаре народных примет.

“Клуб путешественников” – телепередача о состоянии почвы, водоемов и растений зимой.

“Диалоги о животных” – телепередача о сезонных изменениях в жизни животных.

“Здоровье” – телепередача о технологиях укрепления здоровья зимой и способах оказания первой медицинской помощи.

Третий этап (практически – деятельностный).

Были выделены основные направления поиска информации в учебной и научно – популярной литературе. Каждая групп выполняла задания, которые были определены путем совместного обсуждения.

Редакция программы “Прогноз погоды”: составляет картотеку народных примет: “Шкатулка зимних примет”, оформляет “фенологическое дерево” - зимние явления в природе.

Редакция программы “Клуб путешественников”: готовит фотоальбом “Зимушка – Зима” с зимними пейзажами.

Редакция программы “Диалоги о животных”: организует выставку детских книг “Как зимуют дикие животные”, готовит сообщения о зимовке различных животных, птиц.

Редакция программы “Здоровье”: оформляет журнал “Здоровье”.

Четвертый этап (рефлексивно – оценочный).

Итог проекта – выступление редакций , которые в своих передачах рассказывают о зиме.

Реализация проекта

Проект был реализован в течение месяца. Проводились беседы и консультации с учащимися, испытывающими затруднения при выполнении поставленной проблемы. Группе “Клуб путешественников” была оказана помощь при изготовлении фотоальбома. Группе “Здоровье” – в издательстве журнала. Группе “Прогноз погоды” были даны рекомендации по оформлению картотеки зимних примет и “фенологического дерева”. У группы “Диалоги о животных” выполнение задания не вызвало затруднений.

Презентация проекта “Зимушка-зима”.

Цели:

  • обобщить признаки зимы как времени года;
  • увидеть красоту природы в зимнее время года;
  • совершенствовать навыки групповой работы;
  • развивать творческое мышление и способности.

Оборудование:

  • таблички с названиями телепередач;
  • папки с заданиями для редакций;
  • иллюстрации;
  • магнитофон.

Вместе с ребятами разработали сценарий, от каждой группы выбрали ведущих программ, которые представляли результаты своей творческой деятельности.

Ведущий: Много чудес приготовила Природа-волшебница. Одно из них – смена времен года. Вы спросите, почему это чудо? А разве нет? Каждый год один сезон правильно сменяет другой. За летом всегда следует осень, а за осенью – зима, весна сменяет зиму. Каждое время года по-своему красиво и интересно. У каждого свои тайны, загадки, свои чудеса и сказки. Но самые волшебные сказки, когда бывают? Верно, зимой!

Выступление редакции программы “Клуб путешественников”

А зима наша очень разная – она и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная да с солнцем. В ней есть что-то молодое, веселое. Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться. Снег скользкий, легкий и красивый. Санки летят по снегу, коньки скользят по льду – дух захватывает. Хорошо зимой! Ребята, что же это такое?

Что-то веет ветерок, холодом пахнуло,
Словно зимушка – зима рукавом махнула.
Полетели с высоты белые пушинки.
На деревья, на кусты сыплются… (Снежинки.)

Дети читают стихотворение.

Мы белые снежинки, летим, летим, летим, дорожки и тропинки
Снежком запорошим. Вот эта тучка серая, она была нам дом,
С нее мы опустились и здесь мы отдохнем.

Звучит музыка “Вальс”.

Девочки танцуют танец “Снежинок”.

Ведущий: Снежинки белые, пушистые, откуда вы?

– От волшебницы-зимы.

– Что же сама-то не идет?

– От детей подмоги ждет.

– Что же они должны сделать?

– Помочь Зиме разодеть природу в невидимые наряды.

Все рассматривают фотоальбом с зимними пейзажами.

Дети читают:

Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой подвязалась сосна.
На полянах все бело, снег в сугробы намело…
Что ж Зима-то не идет, свою песню не поет?

Зима: Я иду, иду, иду. Укрываю, что могу.

Ребята:

Величава Зима – называть тебя хочется не по имени просто,
А по имени – отчеству. Ой, Зима, ты Морозовна,
Ой, Зима, ты – Метельевна. Утро кажется розовым,
Снег под синими елями. Ветер с веток березовых
Сыплет хлопьями на головы. Ой, Зима, ты – Морозовна,
Ой, Зима, ты – Метельевна!

Зима: Ребята, сегодня вы узнаете много удивительного о природе, Но прежде отгадайте загадки:

  1. Летит орлица по синему небу – крылья распластала,
    солнышко застлала. (Туча.)
  2. Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает.
    и бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь.)
  3. Он всюду – в поле и в саду, но в дом не попадет.
    И никуда я не пойду, покуда он идет. (Дождь.)

Сейчас поговорим о погоде. Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? Да, мы слушаем прогноз погоды по радио или телевизору. Эти сведения нам передают синоптики. А как еще можно узнать об изменениях погоды?

Выступление редакции программы “Прогноз погоды”.

– Знаете ли вы, ребята, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Обратимся к русскому народному календарю. На Руси с древнейших времен люди внимательно наблюдали за изменениями погоды и складывали народные поговорки и приметы, многие из которых дошли до наших дней.

  1. Если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется, если на сухую – скоро сойдет.
  2. Если зима снежная – лето дождливое.
    Если зимой вьюги – летом ненастье.
  3. Зимой много инея – летом много росы.
  4. Если в начале зимы шел сильный снег, то в начале лета пойдет сильный дождь.
  5. Снежный буран днем предвещает мороз ночью.
  6. Снежные хлопья становятся крупными – будет оттепель.
  7. Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
  8. Глухой лай собак зимой предвещает снег.
  9. Если стекла начинают потеть при двойных рамах, морозы усилятся.

По повадкам животных и птиц можно предугадать погоду на короткие сроки:

  1. Если птицы жмутся к домам, значит быть снегу, ненастью.
  2. Собака свертывается и лежит калачиком – на холод.
  3. Собака катается на снегу – к метели.
  4. Кошка мордочку прячет – на мороз.
  5. Кошка лежит посреди комнаты, откинув хвост – к теплу.
  6. Если гусь или петух стоят на одной ноге – будет мороз.
  7. Птица хохлится к непогоде.
  8. Воробьи зимой чирикают – к теплой метели.
  9. Много паутин – к холодной зиме.
  10. Теплая осень – к долгой зиме.
  11. Лист не чисто опадает – к строгой зиме.
  12. Дружный отлет птиц – к ранней зиме.
  13. Первый снежок показался – настоящий через месяц отозвался.

Идет представление “Фенологического дерева” зимние явления в природе.

  1. Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица.
  2. В белом бархате деревня – и заборы, и деревья.
    А как ветер нападет, этот бархат опадет.
  3. Он вошел – никто не видел,
    Он сказал – никто не слышал.
    Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.
  4. Гуляю в поле, летаю на воле,
    Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
    Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

Назовите зимние месяцы.

Каждый месяц имеет свой характер, который проявляется в изменении природы и выражается в названии месяца. Большинство народных названий месяцев очень метки и точны. Декабрь – “студень” или “лютень”, февраль – “кривые дороги”, “ богорей” (за то, что часты оттепели, плохо ездить на санях, отсюда и “кривые дороги”), январь – “сечень” (рассекает зиму на две части).

Зима: Приглашаю вас, ребята, к себе в гости.

Игра-разминка “Снег”.

На еловых лапах – снег, снег,
Пни в пушистых шляпах, снег, снег.
Заискрилось поле, снег, снег.
Белое раздолье, снег, снег.
По лугам, полянам, снег, снег.
На катке стеклянном – снег, снег.
И летит, кружится снег, снег.
Нам румянит лица снег, снег.

Перед вами лесная поляна, нас встречает лесной сторож. Как вы думаете, кто это? (Снеговик). Проводим игру “Кто быстрее вылепит снеговика”.

Вы слепили их так ловко, вместо носа тут морковка.
Уголечки вместо глаз, шляпой служит старый таз.

Выступление редакции программы “Диалоги о животных”.

Представляют выставку книг “Как зимуют дикие животные” и книжки – раскладушки: “Как зимует белка”, “Как зимует ежик”, “Как зимует лягушка”.

Как же звери и птицы проводят зиму? Одни впадают в сон: медведи, барсук, хомяки, ежи. Все, кто засыпает, впадает в спячку и к осени увеличивают запас жира. Все оседлые звери и птицы увеличивают меховой и перьевой покров. Белки, мыши, полевки и другие устраивают теплые зимние дома. Лоси, косули, зайцы, волки, лисицы, тетерева, глухари, куропатки находят дома в толще снега. Одни птицы улетают на юг, другие откочевывают на зиму в более южные районы. А какие же птицы зимуют у нас?

Приглашаем принять участие в викторине.

Викторина

  1. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Кле, кле, клее – поет со свистом. (Клест.)
  2. Пусть я птичка – невеличка, у меня, друзья, привычка – как начнутся холода, прямо с севера сюда. (Снегирь.)
  3. Кто в беретке ярко – красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
  4. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.)
  5. У какой птицы в лесу есть кузница? (У дятла.).
  6. Какая птица умеет бегать по стволам деревьев вниз головой? (Поползень.)
  7. У какой птицы птенцы появляются зимой? (У клеста.)
  8. Почему клесты выводят птенцов зимой? (Много корма.)
  9. Что помогает клестам добывать корм?
  10. Почему дятел летом питается насекомыми, а зимой – семенами хвойных растений? (Зимой дятел кузнец, а летом – врач.)

Выступление редакции программы “Здоровье”.

– Как вы думаете, ребята, почему одни люди болеют часто и тяжело. А другие редко? Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим – все ни почем? (Они закаляются.)

Сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почетное звание долгожитель? В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело, второй секрет – хороший характер, третий секрет – правильное питание и режим дня, четвертый секрет – ежедневный физический труд.

– Как вы думаете, трудно ли выполнять все это и стать долгожителем?

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

– В зимнее время необходимо особенно заботиться о своем здоровье: Закалять свой организм, правильно питаться, употреблять витамины, заниматься спортом, правильно подбирать одежду для прогулок и занятий спортом.

 Послушайте советы:

  1. Постарайтесь не лениться: каждый раз перед едой, прежде, чем за стол садиться, руки вымойте водой.
  2. И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам и, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам.
  3. Свежим воздухом дышите по возможности всегда, на прогулки в лес ходите, он вам силы даст друзья!
  4. Чистить зубы надо пастой. Друг зубов – зубная паста.
  5. Чтобы зубы были крепкими, грызи морковку с репкою.
  6. Чтобы зубы не болели, вместо пряников, конфет ешьте яблоки, морковку – вам, ребята, наш совет.
  7. Мы открыли вам секреты как здоровье сохранить, выполняйте все советы и легко вам будет жить.

Редакциям были предложены задания с целью проверки уровня знаний по теме проекта.

Редакция программы “Здоровье”

  1. Как нужно питаться и подбирать продукты в зимнее время года?
  2. Как необходимо одеваться зимой? Чем отличается одежда для прогулок и одежда для занятий спортом?
  3. Какими видами спорта можно заниматься зимой?
  4. Назовите способы и правила зимнего закаливания.
  5. Какие народные средства профилактики и лечения простуды вы знаете?

Редакция программы “Клуб путешественников”

  1. Какой вы увидели почву в зимнее время года?
  2. Как выглядят водоемы зимой, в чем экологическая роль ледяного покрова? Перечислите водоемы нашего города.
  3. Назовите изменения, происходящие в жизни растений в зимнее время года: какими мы видим хвойные и лиственные растения зимой, почему лиственные растения на зиму сбрасывают листву?
  4. Опишите зимний лес. Чем отличается его состояние от другого времени года?
  5. Какие меры безопасности нужно соблюдать зимой на водоемах?

Редакция программы “Прогноз погоды”

  1. О каких месяцах так говорят и почему: году – начало, зиме – середина; зиму замыкает – новому сезону дорожку прокладывает.
  2. Назовите главные признаки наступления зимы в природе.
  3. Определите, какая будет весна по состоянию природы в зимнее время по народным приметам: Если в феврале сильные морозы – весна будет (ранняя). Длинные февральские сосульки сулят весну (долгую). Начало февраля погожее – и весну жди (раннюю и пригожую). Теплый февраль приносит весну (холодную). Февраль богат снегом, апрель (водою).

Подведение итога работы над проектом: Понравилось ли вам участвовать в реализации проекта? Можно ли улучшить ваш проект, и какие направления хотелось бы выделить для дальнейшей работы?

Динамика продвижения учащихся.

По моим наблюдениям данный проект нашел значительный эмоционально – познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически – развивающих задач.