Обобщение сведений о падежах имен существительных

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • обобщить знания учащихся об особенностях падежей;
  • формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении;
  • воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку, коллективизм.

Презентация (1слайд)

Ход урока

  1. Актуализация знаний

- Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда слышите им я существительное:

  • Зелень, зеленеет, зеленый.
  • Веселый, веселит, веселье.
  • Бег, бегун, бежит.
  • Пловец, плыть, плаванье.
  • Каток, катание, кататься.

- Сегодня на уроке мы вспомним и обобщим сведения о падежах имен существительных.

  1. Минутка чистописания

Нн Нн Нн

- Правописание, какой буквы мы сегодня повторим? Какой из трех образцов написан каллиграфически верно? (ответ). Проанализируйте: элементы, наклоны, высоту. Напишите в тетради.

- Послушайте четверостишие:

Сказала мама Славке.
- Холодно в лесу!
Надень под куртку шарфик.
Ведь осень на носу!

  • - Скажите, что имела в виду мама, давая совет сыну? (ответ)
  • - Правильно, о носе очень часто любят вспоминать в разговоре. В словарях можно найти более тридцати выражений со словом нос.
  • - Подберите к выражениям со словом нос, сходные по смыслу слова и запишите парами

(На доске запись) (2 слайд)

Запомнить повесить нос
Огорчиться водить за нос
Обмануть зарубить себе на носу.

Коллективная проверка.

- Какие фразеологизмы со словом нос вы знаете? Чтобы умело пользоваться выражениями о носе, я дам вам один совет: Если кто-нибудь скажет, что у вас нос не дорос, постарайтесь доказать, что можете утереть нос любому. Но только так, чтобы комар носа не подточил.

  1. Словарная работа (3 слайд)

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. На доске таблица, выпишите только буквы русского алфавита и составьте из них слово. Новое слово является существительным.

а s j р
N н i f
г R о w
o v r м
  • Какое слово получилось (агроном) (4 слайд)
  • Чем занимается агроном? (В словаре Сергея Ивановича Ожегова говориться, что агроном – это специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур).
  • Составьте предложение со словом агроном (коллективно). Запишите его и разберите по членам предложения. (Виктория, пожалуйста ).
  • Определите части речи (Настя).

– Ребята, а сейчас я расскажу вам сказку. Вы внимательно послушайте, а потом найдите в этой сказке одно и то же существительное, но с разным окончанием.Вы знаете, что такое окончание?

- Окончание – это часть слова, которая находится на конце слова и изменяется.

- Правильно. Слушайте.

Жила – была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Они очень дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он вспоминал о ромашке, на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.

- Какие слова часто встречаются? (Два слова: ромашка и мотылек) (5  и 6 слайд)

  • - Давайте просклоняем эти существительные по падежам. Но сначала напомните: сколько падежей в русском языке? (6)
  • - Какие существительные мы называем одушевленными? (те, которые обозначают людей, животных и отвечают на вопрос кто?)
  • - Какие падежные вопросы можно поставить к одушевленным именам существительным? (кто? кого? кому? кем? о ком?)
  • - Какие вопросы можно поставить к неодушевленным именам существительным? (что? чего? чему? чем? о чем?)

К доске выходит Алена (мотылек) и Артем (ромашка). (7 слайд)

- Ребята молодцы, на отлично справились с заданием, а для кого еще сложно запомнить падежи, есть такой детский стишок. Запомните его – запомнишь и падеж.

Иван

м

е

н

и

т

е

л

ь

н

ы

й

родил

о

д

и

т

е

л

ь

н

ы

й

девчонку,

а

т

е

л

ь

н

ы

й

ы

й

велел

и

н

и

т

е

л

ь

н

н

й

тащить

в

о

р

и

т

е

л

ь

н

ы

й

пеленку

р

е

д

л

о

ж

н

ы

й

(8 слайд)

- Это стишок-небылица. Русский народ сочинял много небылиц, чтобы жилось веселее. Помните:

Ехала деревня
Мимо мужика
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.

- Ребята, а вы знаете небылицы.

(На стене часы висели.
Тараканы стрелки съели,
Мухи гири оторвали,
И часы ходить не стали.)

Прослушивание отрывка из песни “Ехал Ваня на коне” муз. Б. Савельев, сл. Э. Успенский (9 – 10 слайд)

- Ребята, все ли слова в русском языке можно просклонять? (Нет. Несклоняемые существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму, т.е. не меняют окончание.)

- Молодцы! Действительно исконно русские слова подчиняются системе надежных окончаний русского языка, а несклоняемые существительные – иноязычные. Слов пришедших к нам из других языков, немало: около 10% от всех слов русского языка. Ко многим мы привыкли так, что даже забыли, что они ,– иноземные: библиотека, флот, фонарь, бульон, математика, шарф. Этот список можно долгого продолжать. И, обратите внимание, все эти слова склоняются по падежам! Т.е. несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а только небольшая часть их.

- Прочитайте несклоняемые существительные. Знаете ли вы их?

  • Какао,
  • метро,
  • кашне,
  • кофе,
  • шоссе,
  • кино,
  • депо,
  • радио,
  • такси,
  • фойе,
  • кашпо,
  • пальто,
  • ателье,
  • пюре. (11 слайд)

Поселите каждое слово на свое место. (12, 13, 14, 15, 16 слайд)

  1. Физкультминутка. (17 слайд)

- Если произносятся имена существительные в именительном падеже, вы поворачиваетесь, друг к другу и кланяетесь, если звучат имена существительные в косвенных падежах – приседайте. (18 - 28 слайд)

  • Без кисти (Р.о.),
  • по капле (Д.п.),
  • небо (И.п.),
  • о речке (П.п.),
  • дождь (И.п.),
  • к дубраве (Д.п.),
  • на колос (В.п.),
  • лес (И.п.),
  • гора (И.п.),
  • земля (И.п.),
  • над морем (Т.п.).
  1. Слова перепутались.

- Составьте из слов предложения. В каком падеже должно стоять выделенное слово? (29 слайд)

  • Встанем смертельного стена врага против. (А.Толстой)
  • Черный облакам к дым несется клубы. (И.Крылов)

- Запишите предложение в тетрадь, поставьте падеж над выделенными словами.

  1. Беседа по вопросам:
  • - Ребята, как отличить Именительный падеж от винительного падежа?
  • - В каком падеже существительные всегда употребляются с предлогом?
  • - Как отличить винительный падеж от предложного, если существительное употреблено с предлогом В и НА?
  1. Работа в учебнике (30 слайд)
  • - N 160 – списать текст, определить падеж имен существительных.
  • - Работа с индивидуальными карточками.
  1. Итог урока
  • - Что на уроке понравилось?
  • - Что повторяли?
  • - Какие задания были особенно интересными?
  • - Что вызвало трудности?

- Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен.

Д/З. N 164 (31 слайд)

Презентация