Цель:
- обобщить знания учащихся об особенностях падежей;
- формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении;
- воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку, коллективизм.
Презентация (1слайд)
Ход урока
- Актуализация знаний
- Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда слышите им я существительное:
- Зелень, зеленеет, зеленый.
- Веселый, веселит, веселье.
- Бег, бегун, бежит.
- Пловец, плыть, плаванье.
- Каток, катание, кататься.
- Сегодня на уроке мы вспомним и обобщим сведения о падежах имен существительных.
- Минутка чистописания
Нн Нн Нн
- Правописание, какой буквы мы сегодня повторим? Какой из трех образцов написан каллиграфически верно? (ответ). Проанализируйте: элементы, наклоны, высоту. Напишите в тетради.
- Послушайте четверостишие:
Сказала мама Славке.
- Холодно в лесу!
Надень под куртку шарфик.
Ведь осень на носу!
- - Скажите, что имела в виду мама, давая совет сыну? (ответ)
- - Правильно, о носе очень часто любят вспоминать в разговоре. В словарях можно найти более тридцати выражений со словом нос.
- - Подберите к выражениям со словом нос, сходные по смыслу слова и запишите парами
(На доске запись) (2 слайд)
Запомнить | повесить нос |
Огорчиться | водить за нос |
Обмануть | зарубить себе на носу. |
Коллективная проверка.
- Какие фразеологизмы со словом нос вы знаете? Чтобы умело пользоваться выражениями о носе, я дам вам один совет: Если кто-нибудь скажет, что у вас нос не дорос, постарайтесь доказать, что можете утереть нос любому. Но только так, чтобы комар носа не подточил.
- Словарная работа (3 слайд)
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. На доске таблица, выпишите только буквы русского алфавита и составьте из них слово. Новое слово является существительным.
а | s | j | р |
N | н | i | f |
г | R | о | w |
o | v | r | м |
- Какое слово получилось (агроном) (4 слайд)
- Чем занимается агроном? (В словаре Сергея Ивановича Ожегова говориться, что агроном – это специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур).
- Составьте предложение со словом агроном (коллективно). Запишите его и разберите по членам предложения. (Виктория, пожалуйста ).
- Определите части речи (Настя).
– Ребята, а сейчас я расскажу вам сказку. Вы внимательно послушайте, а потом найдите в этой сказке одно и то же существительное, но с разным окончанием.Вы знаете, что такое окончание?
- Окончание – это часть слова, которая находится на конце слова и изменяется.
- Правильно. Слушайте.
Жила – была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Они очень дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он вспоминал о ромашке, на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.
- Какие слова часто встречаются? (Два слова: ромашка и мотылек) (5 и 6 слайд)
- - Давайте просклоняем эти существительные по падежам. Но сначала напомните: сколько падежей в русском языке? (6)
- - Какие существительные мы называем одушевленными? (те, которые обозначают людей, животных и отвечают на вопрос кто?)
- - Какие падежные вопросы можно поставить к одушевленным именам существительным? (кто? кого? кому? кем? о ком?)
- - Какие вопросы можно поставить к неодушевленным именам существительным? (что? чего? чему? чем? о чем?)
К доске выходит Алена (мотылек) и Артем (ромашка). (7 слайд)
- Ребята молодцы, на отлично справились с заданием, а для кого еще сложно запомнить падежи, есть такой детский стишок. Запомните его – запомнишь и падеж.
Иван м е н и т е л ь н ы й |
родил о д и т е л ь н ы й |
девчонку, а т е л ь н ы й ы й |
велел и н и т е л ь н н й |
тащить в о р и т е л ь н ы й |
пеленку р е д л о ж н ы й |
(8 слайд)
- Это стишок-небылица. Русский народ сочинял много небылиц, чтобы жилось веселее. Помните:
Ехала деревня
Мимо мужика
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
- Ребята, а вы знаете небылицы.
(На стене часы висели.
Тараканы стрелки съели,
Мухи гири оторвали,
И часы ходить не стали.)
Прослушивание отрывка из песни “Ехал Ваня на коне” муз. Б. Савельев, сл. Э. Успенский (9 – 10 слайд)
- Ребята, все ли слова в русском языке можно просклонять? (Нет. Несклоняемые существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму, т.е. не меняют окончание.)
- Молодцы! Действительно исконно русские слова подчиняются системе надежных окончаний русского языка, а несклоняемые существительные – иноязычные. Слов пришедших к нам из других языков, немало: около 10% от всех слов русского языка. Ко многим мы привыкли так, что даже забыли, что они ,– иноземные: библиотека, флот, фонарь, бульон, математика, шарф. Этот список можно долгого продолжать. И, обратите внимание, все эти слова склоняются по падежам! Т.е. несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а только небольшая часть их.
- Прочитайте несклоняемые существительные. Знаете ли вы их?
- Какао,
- метро,
- кашне,
- кофе,
- шоссе,
- кино,
- депо,
- радио,
- такси,
- фойе,
- кашпо,
- пальто,
- ателье,
- пюре. (11 слайд)
Поселите каждое слово на свое место. (12, 13, 14, 15, 16 слайд)
- Физкультминутка. (17 слайд)
- Если произносятся имена существительные в именительном падеже, вы поворачиваетесь, друг к другу и кланяетесь, если звучат имена существительные в косвенных падежах – приседайте. (18 - 28 слайд)
- Без кисти (Р.о.),
- по капле (Д.п.),
- небо (И.п.),
- о речке (П.п.),
- дождь (И.п.),
- к дубраве (Д.п.),
- на колос (В.п.),
- лес (И.п.),
- гора (И.п.),
- земля (И.п.),
- над морем (Т.п.).
- Слова перепутались.
- Составьте из слов предложения. В каком падеже должно стоять выделенное слово? (29 слайд)
- Встанем смертельного стена врага против. (А.Толстой)
- Черный облакам к дым несется клубы. (И.Крылов)
- Запишите предложение в тетрадь, поставьте падеж над выделенными словами.
- Беседа по вопросам:
- - Ребята, как отличить Именительный падеж от винительного падежа?
- - В каком падеже существительные всегда употребляются с предлогом?
- - Как отличить винительный падеж от предложного, если существительное употреблено с предлогом В и НА?
- Работа в учебнике (30 слайд)
- - N 160 – списать текст, определить падеж имен существительных.
- - Работа с индивидуальными карточками.
- Итог урока
- - Что на уроке понравилось?
- - Что повторяли?
- - Какие задания были особенно интересными?
- - Что вызвало трудности?
- Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен.
Д/З. N 164 (31 слайд)