Актуальность:
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 % до 15,1 %) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (2-я группа - с 60,9 % до 67,6 %) и хронические заболевания (3-я группа - с 15,9 % до 17,3 %). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости желудочно- кишечного тракта у детей. Данные мониторинга Минобразования так же свидетельствуют о том, что за 2006-2007 год резко увеличилось количество детей, имеющих заболевания желудочно-кишечного тракта, такие как: хронические гастродуодениты, холецистохолангиты и даже язвенная болезнь. Количество таких детей, имеющих заболевания желудочно- кишечного тракта в ДОУ Тольятти так же достаточно велико. За последние два года (2006-2007) в МДОУ № 2 “Золотая искорка” не поступило ни одного ребёнка с 1 группой здоровья (т.е. здорового). По данным ежегодной диспансеризации воспитанники МДОУ имеют по 3-4 патологии одновременно: заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания лор-органов, заболевания желудочно- кишечного тракта.
Устойчивая тенденция роста числа детей с различными проблемами в развитии (так называемая “группа риска”) отмечается по городу Тольятти в целом и по Центральному району в частности. По данным МУЗ “Городской поликлиники №2” в Центральном районе количество детей группы риска в возрасте 2-7 лет составляет 296 чел. (2006 год), 328 чел. (2007 год).
Причиной заболевания желудочно – кишечного тракта у детей в дошкольном возрасте является:
- привычка родителей неправильно питаться;
- отсутствие у родителей сколько-нибудь правильных и систематизированных знаний о здоровом, рациональном питании;
- низкая культура питания в семья;
- неправильная организация питания в семье;
- агрессивная реклама в СМИ, ориентированная на детей
Таким образом, гипотеза проекта состоит в следующем: педагогическая система формирования основ рационального питания дошкольников будет педагогически целесообразной и эффективной, если:
- в основу педагогической работы с родителями положить системный подход к организации рационального питания дошкольников.
- создать модель взаимодействия с родителями по организации рационального питания дошкольников, которая позволит выработать позитивную мотивацию к ценностям рационального питания.
Вывод: Мы считаем, что успешная воспитательная деятельность по организации рационального питания дошкольников немыслима без системы работы с семьей.
Наиболее перспективным путем обновления содержания работы с родителями по организации рационального питания , на наш взгляд, является создание единого информационного пространства для обучения основам здорового питания, формирования мотивации к нему у детей дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность проекта определяется рядом факторов: социальным заказом на воспитание здоровых детей; необходимостью создания информационной среды для родителей по организации рационального питания в семье.
Заключение: Основанием для разработки и внедрения данного проекта является тот факт, что в системе дошкольного питания накопились проблемы, которые невозможно решить только посредством традиционной организации питания детей в МДОУ. Данные проблемы обусловлены группой факторов, влияющих на формирование здорового питания детей.
Это:
Данный проект направлен на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста через организацию рационального питания в семье и ДОУ.
Итак, концепция организации рационального питания дошкольников заключается в следующем:
- Организация комплексного подход в решении задач по организации сбалансированного питания дошкольников.
- Многофакторное воздействие на родителей ребенка по формированию мотивации на здоровый образ питания.
- Сочетание массовой и индивидуальной пропаганды здорового питания.
- Создание единого информационного пространства по организации рационального питания дошкольников.
В основу реализации проекта по работе с семьей мы закладываем следующие принципы:
- партнерство родителей и педагогов в области рационального питания;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач данного проекта;
- помощь, уважение и доверие со стороны родителей;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и МДОУ, его промежуточных и конечных результатов;
Цель проекта: Создание информационной среды, обеспечивающей родителей знаниями по организации рационального питания дошкольников.
Задачи проекта:
- Повышение компетентности сотрудников МДОУ в вопросах рационального питания дошкольников.
- Модернизация информационной среды учреждения по организации рационального питания дошкольников
- Разработка и внедрение эффективных форм сотрудничества с родителями в практику по преемственности организации питания детей в домашних условиях и ДОУ
- Обновление программно- методического обеспечения МДОУ по организации рационального питания дошкольников
Этапы реализации проекта:
1 этап - совершенствование подходов к взаимодействованию образовательного учреждения и семьи
Сегодня подходы к взаимодействию образовательного учреждения и семьи значительно изменились. В работе с семьями дошкольные учреждения стремятся уйти от формального общения к партнерству. Взаимоотношения с родителями воспитанников стали сегодня многообразнее, интереснее и требуют от педагогов гибкости, понимания поставленных перед ними задач, вдумчивости в постановке вопросов перед коллективом родителей и каждой семьей в отдельности. Задача нашего учреждения в первую очередь состоит в том, чтобы в доступной форме раскрыть перед родителями актуальные вопросы питания дошкольников. Весьма важно, чтобы они в полной мере осознали свою ответственность за воспитание своих детей. Мы связываем с родителями все прогрессивные изменения и нововведения в нашем учреждении.
В дошкольном учреждении должна осуществляться интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с родителями, дети которых посещают группы кратковременного пребывания;
- семьями воспитанников МДОУ;
- семьями, дети которых не посещают дошкольное образовательное учреждение.
2 этап – разработка и реализация программы по комплексному подходу к формированию у родителей представлений о рациональном питании как составной части культуры здоровья.
Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Как быть здоровым? Надо правильно питаться.
Правильное питание – один из “краеугольных камней”, на котором базируется здоровье человека, поэтому программа включает в себя ряд тем, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания детей дошкольного возраста.
Цель программы: Формирование у взрослых устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, адекватных представлений о рациональном питании как составной части культуры здоровья и здоровьесбережения.
Задачи:
- сформировать ценностные установки жизненных приоритетов на здоровый образ жизни через организацию рационального питания в семье;
- вооружить родителей :
- санитарно-гигиеническими знаниями, воспитать убеждённость в выполнении требований и правил ДОУ по организации питания дошкольников;
- знаниями о пагубном влиянии на организм вредных пищевых добавок, чипсов, кириешек, нацелить на искоренение вредных привычек питания ('перекусов' и 'перехватов');
- знаниями о культуре питания, нравственных и медицинских аспектах организации питания в семье.
- помочь родителям осознать необходимость постоянного соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния во время приема пищи.
Данная программа предполагает следующие темы:
Культура питания – это неотъемлемая часть общей культуры человека. Её составляющие- рациональное питание и здоровье. Именно рациональное питание способствует нормальному развитию организма, сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности и активному долголетию.
Питание - это многофункциональный процесс, в котором выделяют три основные функции:
- энергетическая, заключается в снабжении организма энергией;
- обеспечение организма пластическими веществами (белками. углеводами)
- основная: снабжение организма биологическиактивными веществами, необходимыми для жизнедеятельности человека.
Форма культуры питания:
- знания родителями и детьми основ здорового питания;
- воспитание здорового вкуса, необходимых умений и навыков разумного (закономерного) приема пищи;
- личная гигиена и поведенческая дисциплина детей;
- этико- эстетические аспекты культуры питания;
- воспитание в семье культуры питания как передача детям духовного опыта;
- обычаи и традиции здорового питания;
3 этап – организационно- диагностический
Педагогическим коллективом и медицинским персоналом дошкольного учреждения будет проводиться мониторинг (анкетирование, тесты- опросы, соц.опросы в газете “Разговор о правильном питании”), позволяющий объективно и своевременно оценивать результаты занятий в “Школе заботливых родителей”, “Академии молодых родителей”, семинаров- практикумов, консультаций по осуществлению взаимодействия с родителями воспитанников в организации рационального питания.
Технологичность
- Представленный проект содержит описание целей, последовательность этапов их реализации, способы оценки эффективности, что позволит использовать методику в практике работы других учреждений.
- Предлагаемая методика работы может быть интегрирована в работу образовательных учреждений различного типа.
Продукты проекта:
- Разработка методического пособия “Рациональное питание в детском саду и дома”
- Разработка перспективного плана работы с родителями на учебный год
- Выпуск ежемесячной газеты для родителей “Разговор о здоровом питании”
- Составление 10-ти дневного меню, направленного на решение следующих конкретных задач:
- обеспечение максимально, возможного разнообразия питания;
- внедрение родителями в рацион специальных пищевых продуктов для дошкольного питания;
- корректировка рациона по белковому, жировому, углеводному и микронутриентному (за счет доведения содержания незаменимых микронутриентов в рационе питания до уровня физиологической потребности в них) компонентам;
- ограничения потребления поваренной соли;
- прекращение использования кондитерских жиров и маргаринов;
- увеличение потребления пищевых продуктов с пробиотическим действием – молочных продуктов с жизнеспособной микрофлорой;
Результативность проекта: В ходе реализации проекта будут получены следующие результаты, актуальные
для педагогического сообщества:
- Будет разработана система взаимодействия с родителями по организации рационального питания в семье.
- План – программа “Школы заботливых родителей”
- План- программа “академии молодых родителей”
- План- программа семинаров – практикумов
- Материалы консультаций по рациональному питанию дошкольников
- Методическое пособие “рациональное питание в детском саду и дома”
для образовательных учреждений:
- Повысится родительская компетентность в вопросах здорового питания дошкольников у 100 % родителей МДОУ
- 95% родителей будут вовлечены в педагогическую деятельность по организации рационального питания дошкольников
- 100% родителей получат теоретические и практические знания по вопросам здорового питания дошкольников
- 80% родителей получат практический опыт по организации здорового питания в семье.
- 75% молодых мам научатся готовить здоровую пищу для детей
- 100 % родителей получат информацию о разнообразии ассортимента блюд и качестве приготовления пищи в домашних условиях и МДОУ для дошкольников.
для социума:
- информирование родительского сообщества по вопросам организации рационального питания;
- повышение компетентности родителей в вопросах приготовления здоровой пищи с опорой на практику и рекомендации опытных специалистов.