Приобщение родительской общественности к проблеме рационального питания дошкольников

Разделы: Работа с родителями


Актуальность:

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 % до 15,1 %) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (2-я группа - с 60,9 % до 67,6 %) и хронические заболевания (3-я группа - с 15,9 % до 17,3 %). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости желудочно- кишечного тракта у детей. Данные мониторинга Минобразования так же свидетельствуют о том, что за 2006-2007 год резко увеличилось количество детей, имеющих заболевания желудочно-кишечного тракта, такие как: хронические гастродуодениты, холецистохолангиты и даже язвенная болезнь. Количество таких детей, имеющих заболевания желудочно- кишечного тракта в ДОУ Тольятти так же достаточно велико. За последние два года (2006-2007) в МДОУ № 2 “Золотая искорка” не поступило ни одного ребёнка с 1 группой здоровья (т.е. здорового). По данным ежегодной диспансеризации воспитанники МДОУ имеют по 3-4 патологии одновременно: заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания лор-органов, заболевания желудочно- кишечного тракта.

Устойчивая тенденция роста числа детей с различными проблемами в развитии (так называемая “группа риска”) отмечается по городу Тольятти в целом и по Центральному району в частности. По данным МУЗ “Городской поликлиники №2” в Центральном районе количество детей группы риска в возрасте 2-7 лет составляет 296 чел. (2006 год), 328 чел. (2007 год).

Причиной заболевания желудочно – кишечного тракта у детей в дошкольном возрасте является:

  • привычка родителей неправильно питаться;
  • отсутствие у родителей сколько-нибудь правильных и систематизированных знаний о здоровом, рациональном питании;
  • низкая культура питания в семья;
  • неправильная организация питания в семье;
  • агрессивная реклама в СМИ, ориентированная на детей

Таким образом, гипотеза проекта состоит в следующем: педагогическая система формирования основ рационального питания дошкольников будет педагогически целесообразной и эффективной, если:

  • в основу педагогической работы с родителями положить системный подход к организации рационального питания дошкольников.
  • создать модель взаимодействия с родителями по организации рационального питания дошкольников, которая позволит выработать позитивную мотивацию к ценностям рационального питания.

Вывод: Мы считаем, что успешная воспитательная деятельность по организации рационального питания дошкольников немыслима без системы работы с семьей.

Наиболее перспективным путем обновления содержания работы с родителями по организации рационального питания , на наш взгляд, является создание единого информационного пространства для обучения основам здорового питания, формирования мотивации к нему у детей дошкольного возраста.

Таким образом, актуальность проекта определяется рядом факторов: социальным заказом на воспитание здоровых детей; необходимостью создания информационной среды для родителей по организации рационального питания в семье.

Заключение: Основанием для разработки и внедрения данного проекта является тот факт, что в системе дошкольного питания накопились проблемы, которые невозможно решить только посредством традиционной организации питания детей в МДОУ. Данные проблемы обусловлены группой факторов, влияющих на формирование здорового питания детей.

Это:

Данный проект направлен на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста через организацию рационального питания в семье и ДОУ.

Итак, концепция организации рационального питания дошкольников заключается в следующем:

  1. Организация комплексного подход в решении задач по организации сбалансированного питания дошкольников.
  2. Многофакторное воздействие на родителей ребенка по формированию мотивации на здоровый образ питания.
  3. Сочетание массовой и индивидуальной пропаганды здорового питания.
  4. Создание единого информационного пространства по организации рационального питания дошкольников.

В основу реализации проекта по работе с семьей мы закладываем следующие принципы:

  • партнерство родителей и педагогов в области рационального питания;
  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач данного проекта;
  • помощь, уважение и доверие со стороны родителей;
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и МДОУ, его промежуточных и конечных результатов;

Цель проекта: Создание информационной среды, обеспечивающей родителей знаниями по организации рационального питания дошкольников.

Задачи проекта:

  1. Повышение компетентности сотрудников МДОУ в вопросах рационального питания дошкольников.
  2. Модернизация информационной среды учреждения по организации рационального питания дошкольников
  3. Разработка и внедрение эффективных форм сотрудничества с родителями в практику по преемственности организации питания детей в домашних условиях и ДОУ
  4. Обновление программно- методического обеспечения МДОУ по организации рационального питания дошкольников

Этапы реализации проекта:

1 этап - совершенствование подходов к взаимодействованию образовательного учреждения и семьи

Сегодня подходы к взаимодействию образовательного учреждения и семьи значительно изменились. В работе с семьями дошкольные учреждения стремятся уйти от формального общения к партнерству. Взаимоотношения с родителями воспитанников стали сегодня многообразнее, интереснее и требуют от педагогов гибкости, понимания поставленных перед ними задач, вдумчивости в постановке вопросов перед коллективом родителей и каждой семьей в отдельности. Задача нашего учреждения в первую очередь состоит в том, чтобы в доступной форме раскрыть перед родителями актуальные вопросы питания дошкольников. Весьма важно, чтобы они в полной мере осознали свою ответственность за воспитание своих детей. Мы связываем с родителями все прогрессивные изменения и нововведения в нашем учреждении.

В дошкольном учреждении должна осуществляться интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

  • с родителями, дети которых посещают группы кратковременного пребывания;
  • семьями воспитанников МДОУ;
  • семьями, дети которых не посещают дошкольное образовательное учреждение.

2 этап – разработка и реализация программы по комплексному подходу к формированию у родителей представлений о рациональном питании как составной части культуры здоровья.

Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Как быть здоровым? Надо правильно питаться.

Правильное питание – один из “краеугольных камней”, на котором базируется здоровье человека, поэтому программа включает в себя ряд тем, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания детей дошкольного возраста.

Цель программы: Формирование у взрослых устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, адекватных представлений о рациональном питании как составной части культуры здоровья и здоровьесбережения.

Задачи:

  1. сформировать ценностные установки жизненных приоритетов на здоровый образ жизни через организацию рационального питания в семье;
  2. вооружить родителей :
  • санитарно-гигиеническими знаниями, воспитать убеждённость в выполнении требований и правил ДОУ по организации питания дошкольников;
  • знаниями о пагубном влиянии на организм вредных пищевых добавок, чипсов, кириешек, нацелить на искоренение вредных привычек питания ('перекусов' и 'перехватов');
  • знаниями о культуре питания, нравственных и медицинских аспектах организации питания в семье.
  • помочь родителям осознать необходимость постоянного соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния во время приема пищи.

Данная программа предполагает следующие темы:

Культура питания – это неотъемлемая часть общей культуры человека. Её составляющие- рациональное питание и здоровье. Именно рациональное питание способствует нормальному развитию организма, сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности и активному долголетию.

Питание - это многофункциональный процесс, в котором выделяют три основные функции:

  • энергетическая, заключается в снабжении организма энергией;
  • обеспечение организма пластическими веществами (белками. углеводами)
  • основная: снабжение организма биологическиактивными веществами, необходимыми для жизнедеятельности человека.

Форма культуры питания:

  • знания родителями и детьми основ здорового питания;
  • воспитание здорового вкуса, необходимых умений и навыков разумного (закономерного) приема пищи;
  • личная гигиена и поведенческая дисциплина детей;
  • этико- эстетические аспекты культуры питания;
  • воспитание в семье культуры питания как передача детям духовного опыта;
  • обычаи и традиции здорового питания;

3 этап – организационно- диагностический

Педагогическим коллективом и медицинским персоналом дошкольного учреждения будет проводиться мониторинг (анкетирование, тесты- опросы, соц.опросы в газете “Разговор о правильном питании”), позволяющий объективно и своевременно оценивать результаты занятий в “Школе заботливых родителей”, “Академии молодых родителей”, семинаров- практикумов, консультаций по осуществлению взаимодействия с родителями воспитанников в организации рационального питания.

Технологичность

  • Представленный проект содержит описание целей, последовательность этапов их реализации, способы оценки эффективности, что позволит использовать методику в практике работы других учреждений.
  • Предлагаемая методика работы может быть интегрирована в работу образовательных учреждений различного типа.

Продукты проекта:

  1. Разработка методического пособия “Рациональное питание в детском саду и дома”
  2. Разработка перспективного плана работы с родителями на учебный год
  3. Выпуск ежемесячной газеты для родителей “Разговор о здоровом питании”
  4. Составление 10-ти дневного меню, направленного на решение следующих конкретных задач:
  • обеспечение максимально, возможного разнообразия питания;
  • внедрение родителями в рацион специальных пищевых продуктов для дошкольного питания;
  • корректировка рациона по белковому, жировому, углеводному и микронутриентному (за счет доведения содержания незаменимых микронутриентов в рационе питания до уровня физиологической потребности в них) компонентам;
  • ограничения потребления поваренной соли;
  • прекращение использования кондитерских жиров и маргаринов;
  • увеличение потребления пищевых продуктов с пробиотическим действием – молочных продуктов с жизнеспособной микрофлорой;

Результативность проекта: В ходе реализации проекта будут получены следующие результаты, актуальные

для педагогического сообщества:

  • Будет разработана система взаимодействия с родителями по организации рационального питания в семье.
  • План – программа “Школы заботливых родителей”
  • План- программа “академии молодых родителей”
  • План- программа семинаров – практикумов
  • Материалы консультаций по рациональному питанию дошкольников
  • Методическое пособие “рациональное питание в детском саду и дома”

для образовательных учреждений:

  • Повысится родительская компетентность в вопросах здорового питания дошкольников у 100 % родителей МДОУ
  • 95% родителей будут вовлечены в педагогическую деятельность по организации рационального питания дошкольников
  • 100% родителей получат теоретические и практические знания по вопросам здорового питания дошкольников
  • 80% родителей получат практический опыт по организации здорового питания в семье.
  • 75% молодых мам научатся готовить здоровую пищу для детей
  • 100 % родителей получат информацию о разнообразии ассортимента блюд и качестве приготовления пищи в домашних условиях и МДОУ для дошкольников.

для социума:

  • информирование родительского сообщества по вопросам организации рационального питания;
  • повышение компетентности родителей в вопросах приготовления здоровой пищи с опорой на практику и рекомендации опытных специалистов.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5