Впервые предпринята попытка научного обоснования нового явления в педагогике и науке о сохранении жизни и здоровья Человека - валеология. К этому явлению относится интегрированная отрасль педагогической науки - педагогическая валеология.
Необходимость возникновения новой науки на новом витке развития наук о Человеке обосновывается тем, что сегодня педагогическая мысль как бы замерла перед объективным фактом огромного разброса свойств её объекта в чрезвычайно широких диапазонах нормы и патологии, перед объективными трудностями поиска законов пробивающих себе дорогу через толщу неповторимо индивидуальных вариаций. Педагогика в этом вопросе зашла в тупик. Медицина занимается лечением и профилактикой. Психология изучением и коррекцией. Результаты их разрозненных усилий наслаивают новые проблемы учителю. Трагическим субъектом в этом раскладе выступает новый человек XXI века, которому предопределено сохранить Человечество и Землю.
Человек как носитель разума, субъект научного познания и опосредованной им деятельности, уже на школьной скамье и в результате целесообразно организованного для него семейного воспитания может стать “детерминантом” становления и прогресса Ноосферы. [54, 298]
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности. Как отмечают ученые: “Мудрость, зрелость и прогрессы общества во многом определяются уровнем интеллектуального и нравственного потенциала”. Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми запасами знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела - это физическое совершенство, интеллект и здоровье. Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Здоровье человека, в первую очередь, зависит от факторов, определяющих его:
- биологические возможности человека,
- социальная среда,
- природно-климатические условия.
Валеология - интегрированная область знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. “Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем”, - утверждает академик Н. М. Амосов.
Указать нужные направления “собственных усилий” может валеология.
Изменение здоровья зависит от желания и умения человека выработать разумное поведение в соответствии с условиями существования. Чтобы стать властелином своего здоровья, следует научиться этому искусству.
Формирование, укрепление и сохранение здоровья детей, подростков, взрослых людей сугубо валеологические принципы.
Валеология является пограничной областью знаний на стыке медицины, физиологии, психологии, социологии и педагогики.
Специфика валеологии как нового направления в науке заключается в том, что в значительной мере она вынуждена опираться на данные, полученные в рамках педиатрии, возрастной физиологии, возрастной педагогической психологии, экологии, фармакологии, иммунологии, общественных наук. Валеология находится в более выгодном положении, поскольку здоровье - конкретное и четкое понятие.
Объяснительная записка.
Главное направление предлагаемой мной программы валеологии - педагогическое, поэтому термин педагогическая валеология в значительной мере исчерпывает содержание данного курса.
Программа педагогической валеологии начинается введением, где раскрываются понятия, задачи и содержание курса валеологии.
Первой темой, считаю, необходимо включить исторические, научно-теоретические предпосылки возникновения педагогической валеологии как области научных знаний.
Логично продолжить курс темой социальные, медицинские и психологические аспекты науки, где студенты познакомятся со статистикой здоровья, заболеваемости, долголетия и смертности; познакомятся с основными понятиями, терминами, со стратегией жизни долгожителя.
Что какое здоровье? - это следующая тема, которую я предлагаю. На этот вопрос и предстоит ответить студентам в процессе обучения.
Хорошо понять, что такое здоровье до конца не возможно, не выявив и изучив факторы, влияющие на здоровье:
- наследственность;
- среда (инфекции);
- поведение людей.
Жизнь человека начинается не с рождения, как мы часто думаем, а с момента зачатия, и условия внутриутробного развития во многом определяют его будущее здоровье. Что и как влияет на здоровье плода, студенты узнают в теме онтогенез и валеология.
В современном обществе все больше осознается пагубность влияния последствий неуправляемого процесса развития техники и несбыточность надежд на то, что научно-технический прогресс разрешит наиболее сложные проблемы цивилизации. Господство технократизма привело к разрушению нравственных ориентиров, складывавшихся веками, к уничтожению духовной сферы человека, к кризису личности, дегомунизации индивида. Недооценка роли воспитания в области здоровья, стала причиной низкой экологической, медицинской и гигиенической культуры.
В теме экологическая валеология стараюсь раскрыть вопросы влияния технологических отходов, загрязнения воды, воздуха, шума, радиации, мусора на здоровье.
Не только экологические факторы влияют на здоровье людей. Питание, его гигиенические основы, модные системы питания, диеты, типы химических и бактериологических отравлений, продолжают изучаться в тема трофическая валеология.
Факторы риска и факторы здоровья. Пагубность вредных привычек: наркомания, токсикомания, алкоголизма, курение, причины лекарственной зависимости и другие проявления асоциального поведения людей предлагаю раскрыть в теме – рискованный образ жизни.
Изучение тем, заявленных ранее, считаю не достаточным без знакомства студентов с болезнями цивилизации, которые представляют серьезную опасность для современного человека, при все ускоряющихся темпах жизни. Это атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, ишемическая и коронарная болезнь сердца, онкологические заболевания, СПИД, туберкулез, неврозы, венерические заболевания, травмы. И их профилактика.
Немаловажное значение в сохранении здоровья, я считаю, будет иметь изучение темы медицинские, социальные и психологические аспекты полового воспитания, акцентируя внимание на том, что нравственность закладывается в семье.
В XXI веке невозможно не ориентироваться в вопросах иммунологии, так и называется одна из предлагаемых мною тем.
Элементы фармакологии, знание групп основных лекарств, необходимых в школьной аптечке и дома, вред лекарственных передозировок - все это студенты могут узнать в этой теме.
Быть цивилизованным человеком невозможно без знаний и умений ориентироваться в системе медицинской службы. Сеть медицинских учреждений, медицинские профессии могут изучить студенты в теме - понятие о медицинской службе.
Заключительной темой предлагаю — медико-биологическая реабилитация. Здесь студенты научатся методикам аутотренинга, массажа и самомассажа, познакомятся с сетью санаторно-курортного лечения и другими полезными для жизни и здоровья вопросами.
Параллельно с теоретическими занятиями студенты работают в исследовательских группах, пишут и защищают рефераты.
Учебный план
Наименование разделов и тем | Макс. учебн. нагрузка студ.(час) | Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоятельная работа студентов | ||
Всего | Лаб.раб. | Прак.зан. | |||
1. Введение. | 2 | 2 | |||
2. Исторические, научно- теоретические предпосылки возникновения педагогической валеологии как области научных знаний. | 4 | 4 | 1 | 1 | |
3. Социальные, медицинские и психологические аспекты науки. | 4 | 4 | 1 | 1 | |
4. Что такое здоровье? | 4 | 4 | 1 | 1 | |
5. Факторы здоровья. | 6 | 6 | 2 | ||
6. Онтогенез и валеология. | 4 | 4 | |||
7. Экологическая валеология. | 6 | 6 | 1 | 1 | 1 |
8. Трофическая валеология. | 8 | 8 | 2 | 2 | 1 |
9. Рисковый образ жизни. | 8 | 8 | 2 | ||
1 О. Режим труда и отдыха. | 4 | 4 | 2 | ||
11. Медицинские, социальные и психологические аспекты полового воспитания. | 2 | 2 | |||
12. Болезни цивилизации. | 10 | 10 | 2 | 2 | |
13. Иммунология. | 2 | 2 | |||
14. Формокология. | 4 | 4 | 1 | 1 | |
15. Понятие о медицинской службе. | 4 | ||||
16. Медико-биологическая реабилитация людей. | 6 | 6 | 3 |
Примерное распределение учебного времени
Введение (2ч).
Предмет, задачи и содержание курса педагогической валеологии.
- Исторические, научно-теоретические предпосылки возникновения педагогической валеологии как области научных знаний (4ч).
- Исторические данные о развитии валеологии и валеологических исследований.
- Результаты психологических, клинико-физиологических, гигиенических и других методов исследования.
- Влияние информационного взрыва на психическое состояние поколения. Результаты фундаментальных исследований человека, сопоставление с характеристиками количества и качества жизни и других показателей здоровья.
- Результаты коррекционной работы.
- Социальные, медицинские и психологические аспекты науки. (4ч).
- Этноздоровье: национальная культура, традиции, кухня, одежда (русские валенки), обряды, быт, yклaд жизни. Русская изба – очаг здоровья. Статистика здоровья, заболеваемости, долголетия и смертности.
- Оценка состояния здоровья.
- Понятия “болезнь”, “заболеваемость”, “инвалидность”.
- Основные медицинские термины: санология, стиль жизни, смертность, долголетие, симптом, синдром, патология…. Медико-социальные проблемы долгожителя. Стратегия жизни долгожителя.
- Психофизиологические аспекты долголетия.
- Что такое здоровье? (4ч).
- Понятие здоровья. Факторы здоровья: 1) четкий и правильный распорядок дня; 2) высокая двигательная активность; 3) постоянное общение с природой.
- Здоровье как социально-психологическая категория.
- Лабораторные и функциональные показатели человека (таблицы). Знакомство с ранговым распределением заболеваний разных возрастных групп (по данным Л.Ф. Бережкова и И.Д. Дубинской).
- Факторы здоровья. (6ч).
1) Наследственность. Понятие о наследственности, основные положения. Ген-единица наследственности. Изменчивость генетического материала, мутации. Мутагены окружающей cpeды. Канцерогены.
2) Инфекции. Эпидемиология и инфекционные болезни. Формы и методы работы по профилактике инфекционных заболеваний. Источники инфекций. Механизмы передачи возбудителей. Восприимчивость групп населения.
- Обезвреживание источников инфекций, ликвидация путей распространения.
- Виды инфекций: кишечные инфекции, зоонозные инфекции, гельминтозы вирусные, бактериальные инфекции и др.
3) Болезни поведения: факторы риска, мотивация здоровья. Венерические болезни, СПИД, неврозы, алкоголизм, наркомания и др.
- Онтогенез и Валеология. (4ч).
Особенности поведения, питания беременной женщины. Резус фактор - как фактор риска. Степень развития плода на разных стадиях беременности.
- Экологическая валеология. (6ч).
Экологические проблемы в общении. Острота
ситуации. Экологическая среда региона.
Технологические отходы, их влияние на здоровье
людей.
- её гибель - это наша гибель.
- Трофическая валеология. (8ч).
Гигиенические основы и разновидности питания. Модные системы питания. Диеты. Основы рационального питания (роль белков, жиров, углеводов, минеральных солей витаминов ).
Два основных закона питания: первый - это равновесие потребляемой и расходуемой энергии. Второй - рациональное питание - закон соответствия химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Негативная роль переедания. Излишки сахара, соли, жаренного - к чему это приводит. Средние показатели маccы тела и роста здорового человека. Профилактика пищевых отравлений.
- Рискованный образ жизни. (8ч).
- Как преодолеть двигательный голод. Гиподинамия - что это такое. Курение и здоровье.
- Алкоголь - наркотическое вещество. Алкоголизм - причины и следствие.
- Антиалкогольная пропаганда в школе.
- Наркомания и токсикомания: сущность и профилактика.
- Режим труда и отдыха. (4ч).
- Значение режима труда и отдыха для здоровья человека. Гигиена сна.
- Организация учебного труда: правила приготовления домашних заданий. Гигиенические рекомендации по работе с электронно-вычислительной техникой.
- Что является первоочередными причинами, влияющими на здоровье школьников и студентов (большая: наполняемость классов, уровень освещенности в учебных кабинетах, перегруженность основными и дополнительными занятиями, не6лагополучие психологического климата коллективов, экологическая обстановка и др.)
- Медицинские, социальные и психологические аспекты полового воспитания. (2ч).
Пол и половое развитие. Основные медико-гигиенические вопросы полового воспитания. Нравственность закладывается в семье. Основные периоды полового созревания и развития.
- Болезнь цивилизации. (10ч).
Причины и профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний 21 века: атеросклероз; гипертоническая болезнь; инфаркт миокарда; ишемическая и коронарная болезнь сердца; венерические болезни, их профилактика; СПИД: биологические аспекты; онкологические заболевания; туберкулез; болезнь века – неврозы, их лечение и профилактика; травмы, их предупреждение.
- Иммунология. (2ч).
Учение об иммунитете: состояние и проблемы. Виды иммунитета. Иммунология: вехи, факты, идеи.
- Фармакология. (4 ч).
- Лекарство - пища - яд. Многовековой путь исканий.
- Лекарства в домашней и школьной аптечке. Лекарственные передозировки.
- Понятие о медицинской службе (4ч).
Сеть медицинских учреждений. Медицинские специальности.
- Медико-биологическая реабилитация людей. (6ч).
Закаливающие процедуры (воздушные, солнечные ванны, водные процедуры). Чистота - залог здоровья. Фототерапия. Укрепляющая гимнастика. Роль школьной физминутки. Методика и формулы аутотренинга. Массаж и самомассаж. Сауна - метод омолаживания. Отдых и лечение на курортах и в санаториях.
Студенты должны
знать:
- историю возникновения и развития педагогической валеологии;
- результаты психологических, клинических, гигиенических и физиологических исследований здоровья учащихся и студентов;
- степень влияния информационного взрыва на психологическое состояния поколения;
- социальные, медицинские и психологические аспекты науки валеологии;
- основные медицинские термины;
- факторы здоровья и их расшифровка;
- влияние разнообразных факторов на внутриутробное развитие человека;
- влияние различных экологических факторов на здоровье людей;
- гигиенические основы рационального питания, два основных закона питания;
- влияние рискованного образа жизни на здоровье (гиподинамия, курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания);
- гигиенические требования к труду и отдыху;
- основные медико-гигиенические вопросы полового воспитания;
- основные периоды полового воспитания;
- причины и меры профилактики основных болезней цивилизации;
- состояние и проблемы учения об иммунитете, виды иммунитета;
- историю создания лекарств;
- основные группы лекарств;
- сеть медицинских учреждений;
- медицинские специальности;
- способы медико-биологической реабилитации людей;
уметь:
- соблюдать правила личной гигиены;
- выявлять основные группы риска в классе;
- соблюдать правила поведения во время инфекций;
- составлять меню;
- распознавать виды пищевых отравлений;
- собрать школьную и домашнюю аптечку;
- уметь обезвреживать источники инфекций;
- ликвидировать пути распространения инфекций;
- определять средние показатели массы тела и роста здорового человека;
- осуществлять профилактику пищевых отравлений;
- организовать учебный труд согласно гигиеническим нормам;
- создавать благоприятный психологический климат в коллективе;
- распознавать виды иммунитета;
- делать элементарный массаж и самомассаж;
- соблюдать чистоту;
- проводить физминутку;
характеризовать:
- результаты коррекционной работы;
- результаты фундаментальных исследований;
- факторы здоровья;
- лабораторные показатели человека;
- механизмы передачи микробов-возбудителей;
- виды инфекций;
- болезни поведения;
- резус фактор;
- экологические про6лемы современности;
- два основных закона питания;
- модные системы питания;
- средние показатели массы тела и роста человека;
- пищевые отравления;
- вредные привычки человека;
- основные периоды полового созревания;
- основные причины болезней цивилизации;
- виды иммунитета;
- основные группы лекарств;
- способы медико-биологической реабилитации людей;
раскрывать понятия:
- этноздоровье
- болезнь
- заболеваемость
- инвалидность
- санология
- “стиль жизни”
- смертность
- долголетие
- симптом
- синдром
- патология
- наследственность
- инфекции
- онтогенез
- валеология
- иммунитет
- фармакология
- и т.д.
обосновывать:
- научно-теоретические предпосылки возникновения педагогической валеологии;
- социальные, медицинские и психологические аспекты науки;
- понятие “здоровье”;
- основные законы питания;
- рискованный образ жизни;
- медицинские, социальные и психологические аспекты полового воспитания;
- причины “болезней цивилизации”;
- необходимость медико-биологической реабилитации людей;
устанавливать связи:
- между причинами и следствием болезни;
сравнивать:
- болезнь и заболеваемость;
- лабораторные и функциональные показатели человека;
- факторы здоровья;
- развитие в онтогенезе и постэмбриональном периоде;
- показатели массы тела и роста здорового человека;
- виды иммунитета;
делать выводы:
- по фундаментальным исследованиям человека;
- по количественным характеристикам и качествам жизни человека;
- о результатах коррекционной работы;
- о влиянии негативных экологических факторов на здоровье людей;
- о рискованном образе жизни и прямой зависимости от него здоровья;
- о причинах “болезней цивилизации”;
пользоваться:
- медицинским справочником;
- домашней аптечкой;
Рекомендуемая литература:
- Абрамов С.А. Алкоголизм – как социальное зло.- М., 1982 .
- Агоджанян Н. А., Трошин В.И. Экология человека.- М.,1994.
- Агоджанян Н.А.Экология и здоровье человека.//Вестник новых медицинских технологий № 2. Тула, 1996.
- Агоджанян Н. А. Познай себя человек.- М.: Астрахань, 1995.
- Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФиС, 1987.
- Амоношвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика,1990.
- Андреев Ю.А. Три кита здоровья.- Екатеринбург, 1993.
- Белов В. И. Энциклопедия здоровья.- М., 1993.
- Белов В.И. Жизнь без лекарств.- М.: СПб.,1994.
- Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. - М., 1990.
- Брэгг П.С. Здоровье и долголетие. - М.: ГРЭГОРИ-Пэйдж, 1996.
- Брусиловский А.М. Жизнь до рождения. – М., 1984.
- Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об утраченных возможностях. Л.,1991.
- Брэгг П.С. Системы оздоровления.- М.: Мега, 1983
- Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. – М.: Прогресс, 1986.
- Вакулин В. К., Чемякина С.Н. Твой день – твое здоровье. – М.: Советская Россия, 1984.
- Васильева З. А., Любинская С.М. Резервы здоровья.- М.,: Медицина, 1984
- Галина И.В. Алкоголь и дети. – М.: Знание, 1985.
- Глинянова И.Ю. Экологический подход в экологическом образовании молодежи. В сб: “Биология и экология: Матер. Межвуз. Науч-прак. Конф. 13-15 дек. 1994.
- Глинянова И. Ю. Проблемы валеологической подготовки будущего учителя в системе личностно - ориентированного образования. В сб.: “Развитие педагогических систем в регионе: личностно ориентированное образование: Тез. Докл. Науч.- прак. Конф. 4 – 7 окт. 1994.
- Гольдвассер И.И. Как быть здоровым. Екотеринослав, 1983.
- Гоппе – Зайлер Георг Карл Феликс. Спб., Вестник знания,1995, №5.
- Дранкин Д. И. Профилактика пищевых отравлений. – М.: Знание, 1978.
- Давиденкова Е.Ф. Наследственность и здоровье человека.- М.: Знание, 1985.
- Дубинин Н.П. Мутагены окружающей среды. - М.: Знание, 1977.
- Зимановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств.- М.: Советский спорт, 1990.
- Загвязинский В, И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1981.
- Исаев Д. Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. – М.: Медицина,1988.
- Карандашов В.Н. Как жить в условиях стрессов. СПб., изд. РПГУ им. Герцена, 1993.
- Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека. – М., 1983.
- Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб., 1992.
- Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М.: 1986.
- Коситский Г.И. Цивилизация и сердце. – М.: Наука. 1978.
- Ковинко Л.В. Растим здоровых и умных.- М.: Академия,1997.
- Коростелев Н.В. Воспитание здорового школьника.- М.: Просвещение,1986.
- Климова В. Человек и здоровье.- М.: Знание, 1990.
- Коган В.М. Обычай? Привычка? Болезнь?- М.: Знание, 1987.
- Кисляковская В. Г. Питание детей.- М.: Просвещение, 1983.
- Кемпинскас В. Лекарство и человек.- М.: Знание,1084.
- Летунов С.П., Мотылянская Р.Е. Истоки здоровой жизни.- М.: Знание, 1974.
- Лисицин Ю.П. Слово о здоровье.- М.,1993.
- Лисицин Ю.П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни. // Здравоохранение РФ.№ 6. 1989.
- Логинов А.А. Мужчина и женщина. -Минск, 1989.
- Макарова Л. Записки новорожденного. // Здоровье № 10.- М., 1995.
- Мясников А.Л. Гипертоническая болезнь и атеросклероз.- М.: Медицина, 1965.
- Попов С.В. Валеология в школе и дома.- Санкт- Петербург. “Союз”, 1998.
- Петрище И.П. О половом воспитании детей и подростков. – Минск. Народная асвета, 1990.
- Петришина О.Л. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста.- М., Просвещение, 1979.
- Самсонов М.А., Покровский А.А. Справочник по диетологии.- М.,1992.
- Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей.- Минск, Народная асвета,1986.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.- М.: Педагогика,1986.
- Сивахина И.К. Питание и здоровье.- Медицинская газета, 1990.
- Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь.- М: Академия,1985.
- Татаринкова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития.- Санкт-Петербург, Петроградский и К,1997.
- Татаринкова Л.Г. Валиология- ОБЖ ребенка.- Санкт - Петербург, Петроградский и К.,1997.
- Татаринкова Л.Г. Педагогическая валеология. СПб.,1995.
- Татаринкова Л.Г. Валеологические основы опытно экспериментальной работы в школе: теория и практика.В сб.: “Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии: Матер. Всерос. Научно практ. семинара. Санкт - Петербург. 7-10 дек. 1993.
- Тонкова-Япольская Р. В. Основы медицинских знаний.- М.: Медицина,1997.
- Хрипкова А. Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.- М.: Просвещение,1986.
- Хафлинч Г. Тревога в 2000 году.- М.: Мысль,1990.
- Хрипкова А. Г. Возрастная физиология и гигиена - М.: Просвещение,1990.
- Чумаков Б.Н. Валеология.- М., Российское педагогическое огенство,1997.
- Шеннон С. Питание в атомном веке.- Минск, 1991.
- Шувалова Е. П. Пищевые отравления.- Л.,1979
- Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана.- М., 1991.