Урок математики в 1-м классе по теме "Число и цифра 9"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с числом 9, формировать представление о его составе, научить его записывать, складывать и вычитать в пределах 9; познакомить с географическими терминами “карта”, “горы”, “реки”, “пустыни”, “материки”.
  • Закрепить взаимосвязь между частью и целым; повторить названия компонентов сложения и вычитания;
  • Развивать навык использования математических терминов в речи; развивать память, логическое мышление, внимание;
  • Воспитывать заботливое отношение к животным, уважение к профессии ветеринара, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.

Оборудование: Тетрадь-учебник: Л.Г.Петерсон. “ Математика”, 1класс, часть 2; карта полушарий, числовой отрезок от 1 до 20, фотографии К.И.Чуковского, выставка книг К.И.Чуковского, отрезки для контура африканского материка 4шт. по 10см., 2шт. по 20 см., карточки с названиями материков, карточки с выражениями: 1+7= 6+*=8 *+3=8 4+4=8, фотография пустыни, цифра 9.

В конспекте использованы отрывки из сказки К.И.Чуковского “Айболит”.

Ход урока

Орг. момент.

Учитель:

Лечит рыб и насекомых,
Лечит птичек и зверей,
В Африку помочь спешит
Добрый доктор … (Айболит).

- Кто написал эту замечательную сказку? (К.И.Чуковский) - показ фотографии.

- Какие произведения Чуковского вы ещё читали? (дети отвечают)

- Обратите внимание, у нас в классе выставка книг этого замечательного детского писателя. Во время перемены вы можете с этими книгами ознакомиться.

- Вы все любите животных? Многие из них беззащитны, а некоторых видов на Земле осталось очень мало. И поэтому людям нужно заботиться о них, беречь их. Сегодня мы отправимся с Айболитом лечить животных. Итак, в путь.

Повторение.

- Ребята, в мире существуют 6 материков (показ на карте) - дети читают.

ЕВРАЗИЯ
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
АВСТРАЛИЯ
АНТАРКТИДА
АФРИКА

- Вспомните сказку. На какой из этих материков мы отправимся с Айболитом? (Африка)

– Составить контур Африканского материка нам помогут отрезки. Но чтобы их получить, нужно ответить на несколько вопросов. (За каждое задание дети получают отрезок. Из отрезков составляется контур Африканского материка на карте)

На доске числовой отрезок.

  1. Счет двойками до 20 и обратно;
  2. Назовите последующее число 7. На сколько оно больше предыдущего? Как получить последующее число?
  3. Назовите предыдущее число 8. На сколько оно меньше последующего? Как получить предыдущее число?
  4. Какое число стоит справа от 11, слева от 18?
  5. Какое число стоит между 7 и 9; 13 и 15?
  6. Вставьте пропущенные числа.

7+ 1=
6+*=8
*+3=8

- Какого выражения не хватает, почему? (4+4=8)

(Получился контур африканского материка)

- Какую фигуру напоминает африканский материк? (шестиугольник)

- А почему вы думаете, что это шестиугольник? (6 сторон, 6 углов)

- Постройте эту фигуру из 8 счётных палочек у себя на парте.

Изучение нового.

- У вас на парте 8 палочек, что нужно сделать, чтобы их стало 9? (добавить одну)

- Какое выражение получится? (8+1=9, запись на доске)

- Во время путешествия мы познакомимся с числом и цифрой 9.

- Как называются компоненты при сложении? (слагаемые, значение суммы)

- Поменяйте местами слагаемые, какое выражение получим? (1+8=9)

- Какое правило при этом использовали? (от перестановки слагаемых значение суммы не меняется)

- Что получится, если из значения суммы вычтем 1 слагаемое? (2 слагаемое) Какое выражение запишем? (9-8=1)

- Что получится, если из значения суммы вычтем 2 слагаемое? (1 слагаемое) Какое выражение запишем? (9-1=8)

- Что здесь является целым? (значение суммы) А что является частями? (слагаемые)

апись в учебнике-тетради, стр.18 №2, 1 столбик)

Физминутка

И горы встают перед ним на пути, (поднимают руки вверх).
И он по горам начинает ползти, (изображают руками подъём в горы).
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи. (Приседают и встают на носочки, руки поднимают.)

- (Работа с картой) Мы с вами находимся в Евразии. По пути в Африку перед нами Кавказские горы. На карте они обозначены тёмно- коричневым цветом. Чтобы их преодолеть, скажите, как ещё можно получить число 9? (7+2; 6+3; 5+4 запись на доске)

2 столбик - у доски с комментированием один ученик.
3,4 столбики - самостоятельно, с последующей проверкой.

- Горы мы преодолели.

Физминутка

Но вот перед нами море - (Разводят руками в стороны)
Бушует, шумит на просторе. (Руки вверх, вниз)
А в море высокая ходит волна, (Изображают волну правой рукой)
Сейчас Айболита проглотит она. (Изображают волну левой рукой)

- (Работа с картой) Да, перед нами Средиземное море. На карте море обозначено голубым цветом. Хотите узнать, на чём мы переправимся через него? Тогда в №4 стр.19 все треугольники раскрасьте жёлтым карандашом, а четырёхугольники синим.

- На чём же мы переплыли море? (на корабле)

- Перед нами следующие препятствия: пустыни Калахари и Сахара. На карте они обозначены жёлтым цветом.

Краткое сообщение о пустыне готовит ученик: (рисунок пустынь)

Ученик: В пустынях очень жарко, практически нет воды, везде песок или растрескавшаяся от засухи земля, из растений в основном кактусы и колючки, а из животных - ящерицы, да верблюды.

Учитель: Чтобы выдержать палящее солнце пустынь, мы научимся красиво писать цифру 9. Чтобы посмотреть, как она пишется, достаточно перевернуть цифру 6.

“Цифра девять, иль девятка, -
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет.” (В.Волина)

(Учитель объясняет написание цифры, дети прописывают в воздухе, затем обратной стороной карандаша на ладошке, затем массажируют с помощью обратной стороны карандаша подушечки пальцев и ладони, затем записывают цифру в учебнике-тетради. Самую красивую цифру обводят.)

- Вы красиво написали. Пустыни мы преодолели.

Закрепление:

- Последнее препятствие. Африканская река Лимпопо, в которой водятся крокодилы. Её переплыть нам поможет следующее задание.

- Прочитайте следующую строчку. Какую закономерность видите? (вторая цифра увеличивается на единицу. Продолжите.

- Узор на последней строке изобразите самостоятельно.

- Ну вот благодаря вам, доктор Айболит прибыл к больным животным. Но кто же из них болен, мы сейчас узнаем, когда найдём значение выражений. №3 стр.19.

1 столбик - коллективно,
2 столбик - самостоятельно, с последующей проверкой на веере цифр

- Какие же животные больны? (Морской котик, дельфин, ёжик, воробей, бабочка, щенок)

- Мы и помогли Айболиту. Все африканские животные живы и здоровы.

- Ребята, как вы охарактеризуете доктора Айболита? (добрый, смелый, отважный)

- Как грамотно называют человека, который лечит зверей? (ветеринар)

- Это замечательная и благородная профессия. Возможно, кто-то из вас в будущем тоже будет спасать животных, будет ветеринаром.

Итог урока. Рефлексия:

- Какую цифру вы научились писать на уроке?

- Состав, какого числа нужно запомнить?

- А как вы оцените свою работу на уроке? Нарисуйте своё лицо, своё настроение рядом с доктором Айболитом.

- Дома, кто желает, перечитайте с родителями сказку про Айболита ещё раз и нарисуйте сюжет к этой сказке.