Цель: обобщить знания учащихся об использовании синонимов в речи.
Задача: сформировать у них понимание о возможности синонимов выражать наши мысли четко и ясно, используя оттенки впечатлений.
Оформление доски: составляется схема исследования, образец синквейна.
Схема исследования
ХОД УРОКА
1. На последних уроках мы с вами занимаемся изучением синонимов. Проверяя ваши работы, я нашла дополнение к определению синонимов: “Синонимы увеличивают словарный запас языка...” (помогают сделать речь более выразительной, передают все оттенки впечатлений и дают возможность четко и ясно выразить мысль).
- Складывается впечатление, что мысль не закончена, во всяком случае, продолжения я не нашла.
- Я предлагаю вам, провести исследовательскую работу и выяснить было ли здесь продолжение и нужно ли оно?
- Что нам необходимо сделать с информацией, которую мы получим в процессе исследования? (Обобщить её)
- Какой вид обобщения информации нам подойдет? (Схема)
2. Итак, какое первое понятие мы внесем в нашу схему?
СИНОНИМЫ
- Затем нам необходимо вспомнить определение этого понятия.
а) Синонимы – это слова одной части речи, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу.
б) В стране Синонимии жили бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотря на людские радости и горести, но никак не могли они встретиться друг с другом, и были от этого очень несчастны. Но появился в Синонимии волшебник и стал собирать все бродячие слова, желая сделать их счастливыми. Слова сбегались со всей страны, торопясь, найти друг друга. Волшебник выстроил их в один синонимический ряд, объединил их общим флагом Синонимики, повелел жить в дружбе и согласии. И стали эти слова называться одним словом – синонимами. Ведь всё равно каждый из них не потерял своей яркости и красоты, а только стал лучше как каждый счастливый.
- Прочитайте определение понятия о синонимах.
- Что можно сказать о данных определениях?
- Из каких источников они взяты? (Cловарь, литературное произведение)
- Почему?
- Какое из них нам подходит больше для внесения в нашу схему?
(На доске появляется определение понятия)
3. А сейчас я вам предлагаю провести исследование, может быть вы найдете дополнения к данной формулировке?
а) Прочитайте словосочетания. Подберите к ним синонимы. Запишите.
б) Добросовестный ученик –
Одержать победу –
Жилое строение –
Снег с сильным ветром –
в) Прочитайте отрывки стихотворения. Из какого произведения данные отрывки, кто автор?
- Найдите синонимы.
- Почему автор использовал именно эти синонимы?
г) …И, красуясь, говорила:
- Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи…
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
- Как же долго я спала!
- Спрос не грех. Прости ты нас, -
Старший молвил, поклоняясь.
- По итогам задания сделайте вывод о способах выражения синонимов.
СЛОВА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
4. Прочитайте текст:
а) Даже в самый …(жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или березы, клена или дуба, то почувствуешь, что он прохладный.
Если разложить на земле листья одного только дерева, они займут … (великую, большую, огромную, громадную) площадь.
б) Для научного … (эксперимента, опыта, исследования) важна информация. Исследователю …(необходимо, нужно, требуется) быть уверенным в … (достоверности, правдивости, истинности) информации. Восстанавливать нужную тебе информацию – дело очень …(интересное, увлекательное, захватывающее).
- Какие синонимы вы бы вставили?
- Объясните свой выбор?
- Что же мы можем дополнить к нашему определению синонимов?
(Синонимы употребляются в речи, в зависимости от конкретного случая, помогают сделать речь более выразительной, передают все оттенки впечатлений и дают возможность четко и ясно выразить мысль).
5. Посмотрите на нашу схему.
- Расскажите о синонимах, используя новую информацию, которую мы отразили в схеме.
Схема исследования
6. А теперь выполните последнее задание. Напишите синквейн на нашу тему и мы посмотрим, к какому выводу вы пришли в ходе нашего исследования. (Заслушиваются 2–3 варианта синквейна, обсуждается получившиеся варианты)
Синквейн
1. ______________________________________________________ (тема).
2. ________________, ____________________ (2 прилагательных).
3. _________________, _________________, __________________ (3 глагола).
4. ________________ _____________ ___________ ____________ (предложение из 4-х слов).
5.______________________________________________________ (синонимическое понятие).
Раздаточный материал для детей
Задание 1
а) Синонимы – это слова одной части речи, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу.
б) В стране Синонимии жили бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотря на людские радости и горести, но никак не могли они встретиться друг с другом, и были от этого очень несчастны.
Но появился в Синонимии волшебник и стал собирать все бродячие слова, желая сделать их счастливыми. Слова сбегались со всей страны, торопясь, найти друг друга. Волшебник выстроил их в один синонимический ряд, объединил их общим флагом Синонимики, повелел жить в дружбе и согласии. И стали эти слова называться одним словом – синонимами. Ведь всё равно каждый из них не потерял своей яркости и красоты, а только стал лучше как каждый счастливый.
Задание 2
1. Прочитайте словосочетания.
а) Добросовестный ученик – _____________________________________ .
Одержать победу – _________________________________________ .
Жилое строение – _________________________________________ .
Снег с сильным ветром – ___________________________________ .
2. Прочитайте отрывки стихотворения.
б) …И, красуясь, говорила:
- Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи…
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
- Как же долго я спала!
- Спрос не грех. Прости ты нас,-
Старший молвил, поклоняясь.
Задание 3
Прочитайте текст:
а) Даже в самый …(жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или березы, клена или дуба, то почувствуешь, что он прохладный.
Если разложить на земле листья одного только дерева, они займут … (великую, большую, огромную, громадную) площадь.
б) Для научного … (эксперимента, опыта, исследования) важна информация. Исследователю …(необходимо, нужно, требуется) быть уверенным в … (достоверности, правдивости, истинности) информации. Восстанавливать нужную тебе информацию – дело очень …(интересное, увлекательное, захватывающее).
Задание 4
Синквейн
1. ____________________________________________ (тема).
2. ________________, ____________________ (2 прилагательных).
3. _________________, _________________, ________________ (3 глагола).
4. ________________ _____________ ___________ ___________ (предложение из 4-х слов).
5.___________________________________________ (синонимическое понятие).