Внеклассное занятие "Математический калейдоскоп" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Рис.1

Цели:

  1. Совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров и задач.
  2. Развивать логическое мышление.
  3. Мотивировать к учебной деятельности, через игру.

Оборудование: картонные новогодние игрушки с загадками, елка, снежки, ведро, 6 листов бумаги, 6 ручек, маски: кошки, собачки, мышки, шляпа фермера, платок жены, капор няни, «сыр», «тыква» – резиновый мяч, рыбки на ленточках по числу играющих, обруч, 2 маски петушков.

Учитель:  Добрый вечер, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Приближаются самые веселые, самые долгожданные праздники – Новый год и Рождество! Так хочется продлить минуты праздничного веселья! Пусть сегодня здесь царят улыбки, хорошее настроение, звучит веселый смех! Проявите свою находчивость, смекалку, проявите таланты на нашей игре «Новогодний калейдоскоп»!

1. Организационная часть.

Учитель зачитывает послание Деда Мороза, свернутое в свиток, украшенный огромной печатью в виде снежинки

Дорогие,  ребята!
Выполнив все задания,  вы сможете зажечь огни на новогодней елке.
Елка эта не в леске,
В вашем классе на доске.
Результатов чтоб добиться,
Вам придется потрудиться.

С уважением, Дед Мороз.

У: Итак, начинаем.

Есть у меня игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте!

На дворе снежок идет,
Скоро праздник … (Новый год!)

Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет … (от елки!)

Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие … (блестят!)

И качаются игрушки –
Флаги, звездочки, … (хлопушки!)

Нити пестрой мишуры,
Колокольчики, … (шары!)

Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы, … (Снегурки!)

Белоус и краснонос
Под ветвями Дед … (Мороз!)

Ну и елка, просто диво,
Как нарядна, как …(красива!)

Вот огни зажглись на ней,
Сотни, тысячи …(огней!)

Двери настежь,
Точно в сказке,
Хоровод несется в …(пляске!)

И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех…
Поздравляем с …(Новым годом!)
С новым счастьем сразу…(всех!)

2. Самостоятельная работа.

У. В этом задании нам нужно расшифровать пожелание Деда Мороза. Для этого сначала надо найти значения выражений, а затем сопоставить их в соответствии с буквами.

48+2   А                                             800-100   Л

90- 4  У                                              342+ 53   Ж

29 + 6  Е                                             400- 3     ю

35- 8   П                                              295 + 8    С

102 – 80 Х                                           80- 15     !

395, 35, 700, 50, 397                 86, 303, 27, 35, 22, 50, 65

Ответ: ЖЕЛАЮ                             УСПЕХА !

Учитель: Сегодня все игры и конкурсы новогодние. Следующий конкурс не исключение.

3. Конкурс «Пойми меня».

Приглашаются по одному участнику от каждой команды, им вручаются по листу бумаги и ручка. За одну минуту нужно написать слова, которые приходят на ум, связанные с Новым годом. Члены команд тоже пишут слова, за каждое совпадение команда получает по одному баллу.

4. Конкурс загадок.

Дети по очереди снимают с елки картонные игрушки с загадками и отгадывают их. За каждую отгаданную загадку – аплодисменты.

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(Снегирь)

В январе, на праздник важный,
Дождь идёт цветной, бумажный.
(Конфетти)

Две курносые подружки
Не отстанут друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе лены на снегу
Оставляют на бегу.
(Лыжи)

Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы.
(Санки)

Какая игрушка
Стреляет, как пушка?
(Хлопушка)

Рыбам жить зимой тепло:
Крыша – толстое стекло.
(Лёд)

Морковка бела
Всю зиму жила.
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело.
(Сосулька)

Серебристы и легки
Зимнею порою
Что за чудо - мотыльки
Кружат над тобою?
(Снежинки)

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
(Снеговик)

5. Решение уравнений.

На снеговиках написаны уравнения:

Х : 3 = 8      90 – х = 86     5 . х = 30

У.: Посмотрите на эти числа. Что о них можно сказать?

Д.: 24- кратно 4 и 6

4 и6 – делители числа 24.

У.: Составьте с этими числами все равенства на умножение и деление.

6. Решение задач.

Работа с геометрическими фигурами.

Три команды получают по комплекту геометрических фигур и с помощью магнитов собирают из них снеговиков.

- Какие фигуры напоминают осколки  зеркала?

Д.: Треугольники.

У.:  Какая фигура получилась?

Д.: Прямоугольник.

У.: Какие свойства прямоугольника вы знаете? Чем он отличается от квадрата?

Решение задач. «Блиц турнир»

Задача №1.  На елке 15 хлопушек, а шаров в 5раз меньше.

Сколько всего игрушек на елке?

Задача № 2. В новогодних подарках было 5 ирисок, 6 шоколадных конфет и 8 карамелек. Миша съел 10 конфет.  Сколько конфет он принес домой?

Задача № 3.   Вокруг елки в хороводе плясали 22 девочки, а мальчиков на 6 меньше. Сколько всего детей плясало в хороводе?

7. Учитель: Молодцы, вы проявили свою смекалку. А знаете ли вы, что нашему Дедушке Морозу больше тысячи лет! А как в каких странах зовут «новогодних дедушек»?

Выберите из предложенных вариантов правильный:

  • Пер Ноэль (Норвегия, Франция, Испания);
  • Тосигами (Япония, Китай, Италия);
  • Санта-Клаус (Ирак, Эфиопия, США);
  • Баббо Натали (Италия, Англия, Германия).

Учитель: Рождество и Новый год – самые веселые и самые долгожданные праздники у всех народов. Но каждый народ встречает их по-своему. Как – вам сейчас расскажут участники нашей игры.

_______________________________

Жители Востока первыми на Земле встречают восход солнца, а значит и новый день. Здесь находится около 40 государств. И в каждом свои особенные традиции.

_______________________________

В Корее, например, под Новый год шьют новую одежду, а старую выбрасывают, как бы прощаясь с уходящим годом.

_______________________________

В Китае новогодние церемонии не обходятся без оглушительных фейерверков, хлопушек и дыма. В первые дни Нового года запрещено ругаться.

_______________________________

Вьетнамцы в новогоднюю ночь дарят родным и друзьям веточки цветущего персикового дерева и маленькие мандариновые деревца с плодами.

_______________________________

В Японии в новогоднюю ночь колокола отбивают 108 ударов.. Числа 100 и 8 у японцев считаются счастливыми. С последним ударом колокола полагается ложиться спать. Новый год встречают не в полночь, а с восходом солнца, и праздник длится весь январь.

_______________________________

 

8.  Учитель: А сколько интересных игр есть у ребят востока. Вот, например, японская игра «Поймай рыбку». Она заключается в том, чтобы наступить на «рыбку» соседа, а свою уберечь.

_______________________________

В день проводов старого и встречи Нового года в Шотландии открыты двери всех домов: каждый может зайти в гости в любую семью. Гостю полагается принести кусок угля, бросить в семейный очаг и пожелать, чтобы огонь в этом доме не гас.

_______________________________

В Англии под Рождество все дети ждут Санта-Клауса: маленького или большого, толстенького или худого, но обязательно с колокольчиком. На камин вешают носочек для подарка. Ведь, по легенде, Дед Мороз попадает в дом через дымоход. А рядом кладут морковку для оленей Санты.

_______________________________

 

Ведущий. В Англии есть интересные игры и хороводы.

9. Инсценировка «Фермер в долине».

Фермер.
Жил в долине фермер,
Жил в долине фермер,
Как-то раз решил он погулять.

Жена.
И свою жену с собою,
И свою жену с собою
Фермер захотел сегодня взять.
А жена решила,
А жена решила
Взять сынка любимого с собой.

Сынок.
А сынок заплакал,
А сынок заплакал,
Няню тянет за подол рукой.

Няня.
Няня без собачки,
Няня без собачки
На прогулку с ними не идет.

Собачка.
А собачка кошку,
А собачка кошку
За собой на улицу зовёт.

Кошка.
Кошка хочет с мышкой,
Кошка хочет с мышкой
Провести сегодняшний денёк.

Мышка.
А мышонок серый,
А мышонок серый
Тащит сыра вкусного кусок.

(Кладет сыр на пол. Все танцуют).

Фермер.
Вот уходит фермер со своей женою.

Жена.
Вот жена с ребёнком машут нам рукою.

Сынок.
Вот сыночек с няней рядышком идут.

Няня.
Няня с собачонкой песенку поют.

Собачка.
Вот собачка с кошкой скачут по дорожке.

Кошка.
Кошка ловит мышку,
А мышонок – кошку.

Мышка.
Очень-очень жалко
Вкусный жёлтый сыр.
В домике в долине
Он лежал один! (Берёт сыр).

_______________________________

В Африке Новый год приходится на самый знойный, самый засушливый месяц. Поэтому в эти дни все стараются облить друг друга водой, чтобы год не был засушливым.

_______________________________

Рис.2

Учитель:. В Африке есть интересная игра, которая называется «Калабаш». Для этой игры понадобится «тыква».

Дети под музыку говорят слова, показывая движения.

Тыкву можно передать сверху.
Можно снизу.
Можно сбоку.
Можно носить лбами.
Или животами.
Все: Вот это да!

Слова и движения повторяются, музыка ускоряется.

Учитель:. А как было принято встречать Новый год у нас, в России?

_______________________________

В старину в России Новый год отмечался в сентябре. А с 1700 года по указу

Петра I этот праздник стали отмечать 1 января. Дом украшали еловыми ветками, устраивали фейерверки.

_______________________________

На Руси существовал такой обычай: когда вся родня садилась за праздничный стол, ребятишки забирались под стол и верёвками опутывали ножки стола для того, чтобы на следующий год все присутствующие вновь собрались вместе.

_______________________________

В России в это время было принято творить добрые дела: помогать больным, дарить подарки. Этому обычаю следовали все: от государя до простых смертных.

_______________________________

 

Учитель: И, конечно же, это было время всеобщего веселья. Давайте сегодня шутить, острить да задевать друг друга.

Все: Давайте!

1 диалог:

- Тебе привет прислала!

- Кто?

- Маша.

- Какая такая Маша?

- Свинья наша.

- Ты кто?

- Дед Пихто да бабушка Никто!

2 диалог:

- Я медведя поймал!

- Так веди его сюда!

- Не идёт.

- Так сам иди.

- Да он меня не пускает!

3 диалог:

- Федул, что губы надул?

- Да кафтан прожёг.

- Зачинить можно?

- Да иглы нет.

- А велика дыра?

- Да один ворот остался!

4 диалог:

- Вставай, Дунюшка, уже день занимается!

- Пусть занимается, у него до вечера много дел.

- Вставай, Дунюшка, уже солнце всходит!

- Пусть всходит, ему далеко бежать нужно!

- Вставай, Дунюшка, уже каша готова!

- А я уж, матушка, за столом сижу!

10. Чтение поздравления.

У.: Ну вот, наконец-то мы и добрались до елки. Давай-те зажжем на ней огни. Какие слова для этого нужно сказать?

Д.: Раз, два, три, Елочка гори!

У.:  Скажем их хором.

У.:  Опять что-то Злючка-Вреднючка натворила. И под елкой шаров нет.  Как же нам прочитать поздравления? Давайте уберем с елки шары с числами, которых нет в таблице умножения.

- Попробуем теперь сказать волшебные слова.

- Огни мы зажгли, а вот чтобы прочитать поздравления Деда Мороза, расположите шары с числами в порядке возрастания.

- Перевернем шары и прочитаем поздравление.

Д.: С новым годом!

Рис.3

11. Новогодние частушки.

Говорят, что щиплет нос,
Говорят, кусается…
Защекочет, так до слёз,
Вот как потешается!
Ой, мороз, мороз, мороз,
Ты мне нос не отморозь!

Говорят, что летом он
В погребах скрывается…
Слушай, может он шпион?
Может быть, покается?
Ой, мороз, мороз, мороз,
Ты мне уши не морозь!

Говорят, что борода
У него волшебная…
Знать не даром старика
Любит Баба Снежная!
Ой, мороз, мороз, мороз,
Ты мне ноги не морозь!

Говорят, что красный нос,
Говорят – картошечкой…
Полюбуйтесь, Дед Мороз
Пляшет под гармошечку!
Ой, мороз, мороз, мороз,
Ты мне руки не морозь!

Говорят, под Новый год
Дарит он подарочки…
Я три дня уж у ворот
Караулю саночки!
Ой, мороз, мороз, мороз,
Ты мне кости не морозь!

Говорят, что мастер он
Стёкла замораживать…
И характер озорной –
Носу не показывай!
Ой, мороз, мороз, мороз.
Ты мне губы не морозь!

Озорник и весельчак
В этом нет сомнения!
Любит он озорничать
Любит быть в движении!
Ой мороз, мороз, мороз,
Хватить петь, совсем замёрз!

Ведущий. А сейчас я предлагаю вам размяться и заодно проверить, какие вы меткие.

 

12. Игра «Меткий стрелок».

Дети делятся на две команды. Они по очереди забрасывают снежки в ведро, а один из команды ловит ведром снежки. Чья команда больше забросила, та и победила.

Учитель: . Всё ли у вас готово к встрече Нового года? Проверим?

Если вы сделали то, что я назову, хлопайте в ладоши и отвечайте хором «да». Если не сделали – молчите.

- Ёлку игрушками украсили?

- Бабушкам и дедушкам поздравительные открытки написали?

- А сосульки на уши повесили?

- В снежки с друзьями играли?

- Грибы в зимнем лесу собирали?

- К празднику хлопушки, гирлянды подготовили?

- А сачки для ловли снежинок приготовили?

Молодцы, вы очень внимательные ребята!

Ведущий. Ну какой же Новый год без наряженной ёлки!

Хотите узнать, что у меня в корзинке? Я буду зачитывать вам высказывания детей об этих предметах, а вы отгадывайте. Кто отгадает, получит этот предмет. Первая подсказка:

- Детям очень нравится эта штука.

- От неё у взрослых бывает много хлопот.

- Один раз у неё внутри была маска зайца на резинке.

- Она похожа на конфету.

- У неё есть верёвочка, за которую нужно дёргать.

(Хлопушка)

- Они бывают разноцветными.

- У нас весь пол был ими усыпан.

- Однажды у мамы в прическе они запутались, и она никак не могла их достать.

- Они, как снежинки, падают, падают.

- Мой папа их дыроколом делает.

(Конфетти)

- Это что-то такое длинное.

- Он такой разноцветный и блестит.

- Его можно легко порвать.

- Его делают из фольги или разноцветной бумаги.

- Когда его бросают, он разматывается, оставляя длинный «хвост».

(Серпантин)

- Они бывают большие и маленькие.

- В нём всё отражается вверх ногами.

- Его вешают на ёлку.

- Когда зажигают гирлянды, их свет тоже отражается в нём.

- Они бывают разного цвета, но всегда круглые.

(Ёлочные шары)

 

Игра «Наряди ёлку».

От каждой команды выбирается участник – «елка». Остальные по очереди должны нарядить «елку» как можно большим количеством игрушек за 1 минуту.

Рис.4

Учитель: По восточному календарю каждый год проходит под знаком какого-либо животного. А под каким знаком пройдёт 2005 год?

Так уж сложилось, что и мы следуем этой восточной традиции. Наш следующий конкурс посвящается этой домашней птице.

Конкурс «петухов».

 

13. И завершим мы наш праздник игрой «Угадай мелодию».

Игра «Угадай мелодию».

 

14. Итог урока.

У.: А вот какая-то еще записка от Деда Мороза.

Рис.5Славно, дети, потрудились,
Вижу - многого добились.
Знаю, будете вы рады,
Когда получите награду.
Всем подарки я принес.
До новой встречи.
Дед Мороз.